Как мы ловили котиков

Валентин Иванов 4
Как мы ловили «Котиков»
В продолжение рассказа «Как  мы  стреляли  и  не  промахнулись». Скажу сразу, официальной версии нет, так как «Нету тела- нету дела». Основано на моих личных контактах, впечатлениях и усилиях.
После,  не совсем удачной попытки установить у нас противоподводно диверсионную систему «Дамба», служба на флотилии продолжала двигаться своим чередом.
Отряд ППДО выполнял заявки по осмотру корпусов подводных лодок и кораблей. Вскоре им стало полегче, ибо подводники обзавелись собственной службой ППДО и бравым командиром прибывшим из Вьетнама, с базы Камрань,по фамилии Стр..й. Человек он был противный, один боевой пловец Витя К. как-то настучал ему в репу за борзость. И затем перевелся к разведчикам-диверсантам в Холуай на остров Русский.
Я специально не пишу названия типа 311 ОБ ПДСС, 42 ОМРПСпН и прочие- чтоб не заморачиваться с расшифровкой. И так читатели жалуются на значительное количество аббревиатур, несмотря на то, что я стараюсь пояснять, что и как.
То, что для служивого есть как само собой разумеющееся, для читателя нужно пояснить. Это я о себе- О флюсе, который односторонен (Прутков).
Ну, польза от этого тоже есть. Как говорил мой начальник-«Оператор в мелочах». Достаточно, допустим, в общении на форуме человеку не правильно построить фразу, сразу ясно. В авиации не летал, в штабе не служил, документы не разрабатывал и прочее.
Точно также и я, хоть длительное время читал в учебном заведении «Слоновые» дисциплины, при общении с СДшником и проколешься... «Не..ты не мех...хотя в чем то волокёш...». И усирайся, доказывая что ты и Д-30 КП-2 знаешь и АЛ-31ф  и РД-33 . Все изучил по литературе и местные слоны тебя натаскивали и в Мелитополе, и в Бельбеке , и в Миргороде.
Пока сам, своими  руцями не переберешь двигатель, будешь лохом в глазах спецов.
Так вот, не надо усложнять «военными» словами, пиши просто и всем станет несложно понять то, о чем ты пишешь.
Ну это я далеко забежал. Типа разминка.
Охрана пунктов базирование выполнялась согласно плану- осмотры, поиски, секреты и патрули. Не без юмора, типа-«А если подводный диверсант выскочил на берег? - Ну и все, это теперь проблема пограничников.
У нас здесь был свой отряд с пограничными ПСКР, катерами, вертолетами. И был даже один самолет, из которого как-то из пушки расстреливали браконьеров, не желающих застопорить ход.
Полеты авиацией на боевую службу, выполнялись согласно плана, два вылета в неделю и вероятный противник вероятно привык к нашему вероятному появлению в дни полетов. ))) .А так как заявки подавались через граждан, все было известно, когда мы летаем.
Но случилась некая недетская неожиданность.
В это время у нас выполнялись  исследовательские вылеты по поиску подводных лодок «нетрадиционными» способами. Изобретатель этого метода сумел пробить в штабе ТОФ «добро» у командующего на вылеты и выделение подводных атомоходов в районах боевой подготовки.
Важно здесь то, что самолет вылетал по собственной заявке «сквозняком» на всю неделю и фигурировал только один позывной. То есть- взлетал по своему плану, РЦ УВД оповещался перед самым взлетом.
Может по этой причине , наш вероятный противник и решил рискнуть.
Полеты по «нетрадиции» выполнял один классный экипаж командир Валера  Б. и штурман Боря  Д.
Валера был действительно классный летчик, я имел возможность пару раз с ним слетать. Иногда было немного не по себе, когда Бе-12 выписывал виражи вокруг скал и мысов. И когда выглядываешь в правое окошко из кабины штурмана, то неба не видишь- скала метрах в 20 от крыла и вверх метров на 100 или больше.
Ну или распугать чаек,  сивучей, касаток и гонки за дельфинами. Понимал, что он нарушает все что можно, но  здесь лучше не умничать под руку, а то Валера мог и пониже опуститься.
Штурман Боря был тоже своеобразной личностью, любитель придумать что-то новое и поизобретать. Любимая детская книжка «Сто затей двух друзей».Одно его «изобретение» в эскадрильи  техсостав знал очень хорошо и долго помнил.
Как то, сидя на руководстве полетами в качестве дежурного штурмана, Борю вдруг осенила идея. Отметки на экране локатора в ближней зоне полетов все ведь одинаковые. Точка и есть точка. Это не то что сейчас, транспондер выдает диспетчеру и кто он ,и что он, и куда он. А здесь пять отметок, к примеру, а где чей самолет неизветно?
И Боря подумал, а что если в грузолюке самолета установить устройство сброса дипольных отражателей. Ну это что-то типа фольги или иголок из стекловолокна. Которые, рассеиваются в воздухе и создают облако, что на экране РЛС выглядит как отметка от самолета.
Сказано-сделано. Добыл Боря пачки диполей. Привязал в грузолюк,  Ну типа, захочет руководитель полетов узнать чей это самолет, даст команду опознать себя, откроет он грузолюк, и на экране отметка от самолета увеличится в размерах. И запрашивать не нужно- где ты находишься.
Так как Боря никогда не мочился  из грузолюка в воздухе....Короче, разметало всю эту хрень по всему самолету, забило в мельчайшие щели. А так как все это оказалось из стекловолокна, то во первых- опасность замыкания в проводке. Во вторых эта дрянь постоянно попадала всем за шиворот, в глаза и прочие деликатные места. И вот Боря вместе с техниками, несколько дней с пылесосом пидорасил ( извините) самолет. Пылесос потом пришлось выбросить. И жена пилила Борю за него еще долго.
К чему я веду -а к тому, что Боря был неравнодушный и любознательный и никогда не прошел бы мимо чего либо примечательного и интересного.
Поэтому его и назначили выполнять полеты по «нетрадиции».
Саму физику и техническую сторону о таких способах обнаружения я попытался изложить в повести «Нетрадиция». Если и есть там элемент выдумки, то именно  это описано точно. Ясно, что с недомолвками, но это уже перестраховка. А принцип –да, так и есть.
Возвращаясь  домой, Боря зрительно, на фоне заходящего солнца увидел классический круг, «стоячая волна». Он сам охренел, подумал что глюки. Ведь недавно, три часа подряд пялился в экран локатора ,выискивая такие же кольца. Это же имело небольшой размер, порядка двухсот метров. В бухте был практически штиль. Они крутились над бухтой еще полчаса, Боря приготовил фотоаппарат, сделал несколько снимков. У меня он не сохранился, приклеил его в свой статистический журнал, который вел, служа в штабе КВФ. Этот труд имел гриф сов. секретно и значит «вклеено  с печатью- хрен выкусишь.»
В этом же журнале была приклеена еще одна фотография, от Бориного же обнаружения в 1975 году в районе боевой подготовки флотилии. Наши силы выполняли практические стрельбы, а оборзевший  «Осетр» или «Sturgeon» вылез под перископ и снимал пуск ракеты.
Тут Боря его и заловил. Так что, в этом случае с «кольцом» Боре я верил, не такой он человек, чтобы соврать. Тем более, что как правило, у экипажа уже настрой сел -домой-ужин и спать. То здесь из-за ничего создавать самому себе проблемы нет смысла.
Обнаружить перископ непросто. Вот, например, лодка в надводном положении на ходу, в момент погружения и под перископом.(Фото не поместилось)
 
Немного информации о Сиаловцах («SEAL») , или «Котиках-Тюленях».

Во время Второй мировой войны ВМС США впервые использовали подводные лодки для доставки боевых пловцов к берегу противника для проведения тайных специальных операций. Дизель- злектрические подводные лодки того времени имели ограниченные возможности по входу-выходу боевых пловцов из-за отсутствия вместительных шлюзовых камер. Эти возможности ,были расширены на подводной лодке «Грейбек» (Я выставил ее фото в рассказе «Потерянные бомбы»). На субмарине эксплуатировавшейся с 1969 по 1983 год были установлены две шлюзовых камеры. 16 января 1982 года 5 водолазов ВМС США погибли из-за декомпрессионной болезни в результате слишком быстрого сброса давления в камере шлюза. Дальнейшее расследование показало необходимость разработки специализированных средств, разработки процедур и подготовки кадров для систем глубоководного погружения.
Концепция съемной док-камеры с возможностью транспортировки средств передвижения ССО зародилась в 1970-х годах. В 1982 году было завершено производство модуля DDS-01S.  Всего флот получил шесть таких модулей и были они установлены на носителях, тех же  лодках «Осетр».

 
После посадки самолета, Боря вызвонил меня, я тогда обитал в кабинете и ждал сдачи дома, где мне была выделена квартира.
Ну что делать, сказал ему чтоб запускал информацию от Оперативного дежурного полка на ОД флотилии. А сам тоже потащился к нему, тем более там идти то метров двадцать по коридору.
Оперативным сидел капдва, знаю кто, но фамилию не назову. Помощником был подполковник вертолетчик, на место которого я и пришел на флотилию. Может только благодаря Толе мы смогли «забодать» оперативного, тот плюнул и дал команду в бригаду ОВР(Охрана Водного Района) отправить катер, посмотреть что там и как.
Я, в свою очередь, дернул оперативного полка иметь  в готовности Ми-14. Вдруг что действительно есть.
Пока катер вырулил из Старого Завойко вкруговую, пока дошел.
Примерно  через час прошел доклад, ничего не обнаружил, никто не плавает. Все нормально. Мы спрашиваем, а акустика что говорить. Ответ достойный кисти картины «Опять двойка».
-А у меня ГАС не рабочая, еще не сделали.
Тут уже оперативный вскипел.
-А какого хрена не доложил при выходе?
-Так пока вышли, потом уже мне ,когда сам узнал, поздно было.
Видно что ОД неудобно, он моряк, мы двое с синими просветами- авиация и его представители- флотские так жидко обгадились.
Ну что делать? Стемнело. Больше ничем не взять. Авиация не увидит, вертушке там макать свою кастрюлю ночью тоже не с руки. Звонить на флот? А основание? Кому-то что-то померещилось .МПК выдергивать? Снова нужно на флот докладывать. Тогда в конце перестройки нас здорово с верхов поприжали. Ну как же. Горби- Рейган. Рейкьявик, «Георг Отс»..Мир-дружба-жвачка.
Короче, оперативный решил забить и все перенести на утро.
Утром  по заявке, Бе-12 вылетел согласно по своему плану работы. Было ветрено и волнение два балла, понятно, что ни о каком визуальном поиске «кольца» речи быть не могло.
Самолет отработал в районе свои запланированные четыре часа, на возвращении Боря тоже пытался искать в бухте признаки нахождения подводного объекта- безрезультатно.
Так бы эта история и завершилась как курьез, но уже в  начале 2000-х  промелькнула заметка, бывшего руководителя спецопераций США. В которой он рассказывая о «котиках», говорил, что они работали по всему Миру и даже в таких трудных местах как базы на севере и Камчатке в СССР.
Как бы не в газете «Совершенно Секретно» я это видел. Но прошло достаточно времени, и просто не могу точно припомнить. Но что читал об этом, это точно.
А на фото мы потом восстановили «миграцию» этих колец по Авачинской бухте. Что они делали, можно только догадываться. Думаю высадка-приемка. Самое место. Там почти нет воинских частей, суда Рыб.колхоза, много частных домов и мелких плав.средств.
И появлялась отметка от цели  периодически, уже в другом месте. Возможно малое водоизмещение,  малые глубины  и «рваный» ход этому причина? Тема была новая, ни опыта ,ни статистики по малым объектам не было.
В тот период США, почувствовав слабину, нас немножко поджимали. И на подходах к территориальным водам в Крыму и с провоцированием в Авачинском заливе. Скользкий термин такой тогда был. Территориальные и исторические воды. Территориальные- это международные, а наши соединив мысы прямой линией, объявили их историческими. Ну американский крейсер и «пасся» в них, доводя наших адмиралов до зубовного скрежета.
Надеюсь, еще написать об этом.