Музыка и духИ

Нелли Мельникова
               
Перевёрнута последняя страничка романа современного британского писателя Криса Гринхола  (иные пишут Гринхолфа)
«Коко и Игорь».
Впечатляет?
  - Не знаю, очень затрудняюсь…
Скорее, роман похож на сценарий.
Уже из Интернета узнала, что автор сам сделал из романа сценарий очень дорогого, не окупившегося фильма.
Мне кажется, что это было не сложно, ибо первоисточник уже напоминал сценарий с частичной раскадровкой.
Но читается с интересом.
Да иначе и быть не могло, ибо основой сюжета является любовный треугольник известного русского  композитора-авангардиста ХХ века Игоря  Стравинского, королевы высокой моды, женщины скандальной и загадочной -  Коко (Габриэль) Шанель и жены композитора Екатерины.
В романе достойное место уделено творчеству Коко и Игоря, его трудностям и радостям, но костяк сюжета всё же  - их любовная связь.

1920 год.
Эмиграция.
Игорь с женой и четырьмя детьми в Париже.
Он много работает, она -  больна чахоткой.
Они, как и большинство русских эмигрантов, очень нуждаются.
Знакомятся Игорь и Коко у основателя "Русских сезонов в Париже" Сергея Дягилева.
Коко уже богата, причём, добивалась всего сама, но ей не хватает знатности, «породы», признания и внимания истеблишмента, лиц со «статусом», ведь сама она – незаконнорожденная дочь мелкого торговца, который её воспитанием не занимался.

Коко – натура активная, можно сказать, даже агрессивная в своём напоре достичь цели, но… в этом мире иначе и нельзя.
Неудачное пение в кабаре, моделирование шляпок – уже лучше, создание модной, но удобной и современной одежды – успешно.
Быстрое продвижение (талантлива и работоспособна!) на этом пути.
Известность, успех, богатство.
Теперь, через деньги, туда, наверх, в эти желанные сферы!!!
К тому же она  не только богата, предприимчива, но стройна и хороша собой.
Она умеет быть привлекательной, соблазнительной и знает это.
Пользуясь своими данными и возможностями, она  идёт вперёд и вверх, не особо заботясь о моральной стороне своих шагов.
По  существу, основное действие романа ограничивается годом  1920.
Коко приглашает всю семью  Стравинских пожить на её новой, только что купленной, вилле.
Игорю – кабинет с инструментом, супругам – спальню, детям (2 девочки и 2 мальчика) – комнаты; столовая, все службы, прекрасный сад и парк, где, по мнению Коко, Екатерине будет легче дышаться.
Слуги, гувернёры, врач – всё оплачивает Коко.
Щедро…
Коко знает, что путь в «высшее общество» стоит дорого, и она готова платить, но она щедра ещё и по натуре.
Однако же и её услуги не дёшевы и, по версии автора, да и по логике вещей, оплачивать их  пришлось в основном жене Игоря – Екатерине – женщине очень воспитанной, умной, деликатной и, в отличие от Коко, понимающей сущность новаторского творчества Игоря.
Именно она, больная и беспомощная в сложившейся ситуации, окажется третьей-лишней.
Автор это акцентирует, посвящая  многие страницы описанию страданий отвергнутой жены  в моменты «тайных» свиданий Игоря и Коко, о которых любая жена рано или поздно догадывается и узнаёт, тем более, что любовники со временем уже и таиться перестали, отдаваясь порывам страсти там, где она их настигала.
( Моментами создаётся впечатление, что автор – женщина,  когда- то  уже перестрадавшая  этим, но нет, автор всё тот же…)

Уже в курсе событий все обитатели виллы, включая слуг и детей, спрашивающих у слуг: «У нас скоро будет другая мама?»
Автор не только последовательно развивает сюжетную линию, но и  убедительно доказывает губительность подобной страсти,  рождающей  эгоизм, преступную бестактность (дети!!!) и страдания невинных (Екатерина).
Когда целый ряд тактических манёвров всё же не привели  Коко к желаемым результатом, происходит ссора с откровенными оскорблениями.
Коко приглашает на виллу нового гостя – великого князя Дмитрия, и на глазах у всех начинается новый адюльтер.
Игорь раздавлен, повержен.
Екатерина с детьми уезжает в Париж.
Дмитрий и Игорь ссорятся.
Заканчивается роман несколькими главками типа Эпилога, действие которых происходит «через годы, через расстоянья»…
Игорь дирижирует «Весной священной», за возможность восстановления которой заплатила всё та же Коко, смертью которой и завершается роман, но не жизнь его героев.
В их жизни ещё прогремит Вторая мировая, Америка, смерть жены и старшей дочери Игоря от туберкулёза, его второй брак с Верой Судейкиной, масса новых произведений, концерты, гастроли, в том числе и с младшим сыном-пианистом.
Коко становится королевой моды и параллельно выпускает духИ «Шанель № 19.
Оба – Коко и Игорь умрут почти одновременно, с разницей в 3 месяца примирённые, и каждый на своей жизненной стезе достигнувшие высшей ступени СЛАВЫ.