Что мы знаем об амиках?

Сергей Воробьёв
В январе 1967 года я попал на бывший большой морской тральщик американской постройки Т-112 «Ст. лейтенант Владимиров». В 1966 году он был переоборудован в военный транспорт и назывался уже ВТР-21. Всё вооружение к этому времени было с него снято, также как и гвардейское звание, и орден Красного знамени с передней части ходовой рубки. Ветеран Северного флота дослуживал в качестве вспомогательного судна в старейшей базе подводных лодок в Полярном. Тогда я ничего не знал о его славном и героическом прошлом. Но четыре года предстоящей срочной службы дали мне возможность составить, пусть и неполную, картину из жизни боевого корабля.
Начну с того, что серия наших тральщиков была заложена на верфях «Tampa Sb & Engineering Co» в Тампе (США) в 1942 году.Последний из этой серии сошёл со стапелей в 1944 г. Строились они рядным способом за 2 - 3 месяца, оснащались и вступали в строй друг за другом в среднем через год от начала закладки. Сразу передавались советским экипажам по ленд-лизу и зачислялись в списки кораблей ВМФ СССР. Переход из Сент-Питерсберга (США) или Ки-Уэста в Полярный составлял в среднем полтора месяца. По прибытии в Полярный тральщики переходили в состав Северного флота.
В итоге10 единиц (Т-111 – Т-120) прибыли в Полярный.
Начало этой серии Т-111 (АМ -138 Advocate), «Старший лейтенант Лекарев» и наш Т-112 (АМ-139 Agent), «Старший лейтенант Владимиров» были заложены и сданы одновременно. И вместе 10.08.1943 г. вышли из Сент-Питерсберга, а 30.10.1943 г. по прибытии в Полярный вошли в состав СФ. Поскольку начальная аббревиатура бортовых номеров начиналась буквами АМ ("Admairable", что в переводе означает «Замечательный»), моряки любовно прозвали их «амиками»).
14 единиц (Т-271 – Т-285 и Т-331 – Т-339) ушли в Петропавловск-Камчатский, в 60-х все они были порезаны на гвозди. Всего за неполные три года было построено и введено в строй 34 единицы серии АМ. Завидные темпы!
Судьба десяти тральщиков Северного флота сложилась неоднозначно.
Т-118 13.07.1944 г. у о. Белый в Карском море был торпедирован и потоплен немецкой субмариной «U-365». А ровно через месяц и Т-114, стоявший на якоре у о. Белый 13.08.1944 г. также был атакован субмариной «U-365» и его постигла участь Т-118. Вместе с ними от торпедного залпа погиб и грузовой пароход «Марина Раскова», который они сопровождали в составе конвоя БД-5.
Т-120 через 7 месяцев после прибытия в Полярный 24.09.1944 г. был торпедирован и потоплен немецкой субмариной «U-739» в Карском море.
К концу войны на Северном флоте на плаву оставалось только 7 единиц этого проекта.
Тактико-технические характеристики амиков были таковы:
Водоизмещение 914.4 т.
Длина по миделю 56.1м.
Наибольшая ширина по главной палубе 10.2 м.
Рабочая осадках 3 м.
ГЭУ (гребная энергетическая установка) – два самостоятельных  дизеля общей мощностью, 1920 л.с. Скорость 15/12.5 узла, дальность хода от 3500 до 7050 миль.
Экипаж 95 чел. (на ВТР-21 – 25 чел.)
Вооружение:
Одно баковое орудие калибром 76.2 мм.
Два ютовых орудия калибром 40 мм.
Восемь зенитных установок-пулемётов типа «Эрликон» (650 выстрелов в минуту) калибром 20 мм., установленных по бортам и на крыльях ходовой рубки.
Один баковый 24-ствольный реактивный бомбомет «Хеджехог».
Два пятиствольных бортовых бомбомета Mk.VI. мод. I.
Контактный механический трал «Оропеза».
Два акустических трала АТ.
Два электромагнитных трала ЭМТ, на которые работал отдельный мощнейший дизель-генератор с частотой 500 герц.
Ещё одно «оружие» было спрятано в корпусе корабля – 1.5 метра высококачественного бетона, залитого в носовую часть, получившую в результате все качества таранного отсека.
Как видно, эти корабли были обильно оснащены самой передовой военной техникой. А радиолокационная станция, дающая возможность видеть надводные цели ночью и двигаться в условиях любой самой неблагоприятной для плавания погоды, ставили амики вне конкуренции в мировом судостроении. На момент их постройки ни одна страна не владела тогда корабельными радиолокационными системами. Поэтому они обладали неоспоримыми преимуществами перед другими кораблями того же класса и даже классом выше. Именно поэтому Гитлер взял их на особый учёт, и они являли собой объекты повышенного внимания со стороны германского флота.
Все корабли серии АМ участвовали в боевом тралении в Варангер-фьорде. Поочерёдно выходили на боевое дежурство в Баренцево и Карское моря, сопровождали морские конвои. Тральщик Т-116 (АМ-143 “Аркейд”) 5.09.1944 г. в Карском море потопил германскую подводную лодку “U-362”, используя таранный отсек и для верности пробомбив глубинными бомбами место тарана по своему кильватерному следу.

Старожилом из всех амиков оказался наш Т-112. Ещё в 1945 г. он использовался в учебных целях. А в 1955 г. выведен из боевого состава, разоружен и переоборудован сначала в судно-торпедовоз, потом в 1966 г. — в военный транспорт ВТ-21 и далее ВТР-21, а в 1972 г. — в УТС-288 по борьбе за живучесть. 31.01.1991 г. расформирован, но на 1994 г. еще содержался за счет штатов части для обеспечения поддержания боеготовности сил ВМФ РФ. Хочу заметить, что в 1972 году до переоборудования нашего амика в УТС (Учебно-тренировочное средство) он успел сняться в героико-приключенческой картине о моряках-подводниках Северного флота «Командир счастливой „Щуки“», повествующей о судьбе реальной советской субмарины «Щ-721», где главную роль командира лодки сыграл популярный актёр (народный артист РСФСР) Пётр Вельяминов. Наш амик в этом фильме был единственным «живым» свидетелем тех военных лет. Он, как бы, пронизав пространство и время, будто из небытия, выплыл навстречу зрителям, сигналя своим мощным киловатным дуговым прожектором.
 По косвенным сведениям на 2005г. наш амик находился на консервации с небольшим экипажем на борту. 62 года – это очень солидный возраст для корабля такого класса. Дальнейшая его судьба мне неизвестна. Лично я сделал бы из него музей.
Поскольку только два головных тральщика из этой серии были названы именами собственными, мне захотелось узнать, кто же это такие: старший лейтенант Лекарев и старший лейтенант Владимиров. И вот что я нашёл в книге Ю.Степанова «В огне Великой Отечественной», глава 6.2. В боях за советское Заполярье. Привожу выдержку:

«17 ноября 1942 г. из Архангельска вышел конвой «QP-15» из 28 транспортов. Для его охраны в нашей операционной зоне были выделены дополнительно два корабля Северного флота — лидер «Баку» и эскадренный миноносец «Сокрушительный». На встречу с конвоем они вышли из Иоканги. Переход совершался в тяжелых погодных условиях. Штормовой ветер достигал иногда силы урагана.
В 14 ч 30 мин 20 ноября корпус эскадренного миноносца «Сокрушительный» дал трещину на верхней палубе, а через 3 мин вся кормовая часть корабля по 173-й шпангоут оторвалась и затонула вместе с шестью матросами. Эсминец потерял ход, вода заполнила помещения по кормовую переборку второго машинного отделения.
На помощь «Сокрушительному» с базы вышли эскадренные миноносцы «Разумный», «Куйбышев», «Урицкий». Командирам кораблей предписывалось буксировать аварийный эсминец в базу, а если это будет невозможно, то снять экипаж, а корабль уничтожить, чтобы он не достался противнику. «Сокрушительный» был обнаружен на следующий день в 420 милях от Иоканги. Все попытки взять аварийный корабль на буксир оканчивались неудачей: буксиры на штормовой волне рвались, как нитки. Тогда было принято решение снять людей, а от буксировки отказаться. Но все попытки «Куйбышева» подойти к нему бортом не увенчались успехом. Наконец удалось перебросить на аварийный корабль пеньковый трос, к которому закрепили беседку. В ней по одному переправляли потерпевших аварию. Трос удерживали руками матросы обоих кораблей. Так, на «Куйбышев» было доставлено 97 человек с «Сокрушительного». Вскоре на крутой волне пеньковый трос, связывающий «Сокрушительный» с «Куйбышевым», оборвался. Тогда было решено снимать личный состав при помощи спасательных кругов, привязанных через каждые два метра к пеньковому тросу длиной 300 м. Один его конец был подан на «Сокрушительный», а другой — на «Куйбышев». Подобным способом с «Сокрушительного» удалось снять 79 человек, а «Урицкий» тем же способом снял с другого борта еще 11 человек. Прошли трудные сутки.
Днем 22 ноября шторм достиг 11 баллов. Волны перекатывались через верхнюю палубу кораблей, угрожая смыть людей. Спасательные работы пришлось прекратить, на эсминцах подходили к концу запасы топлива. Корабли вернулись в базу. На «Сокрушительном» оставалось еще 15 человек. Для их спасения были высланы эскадренный миноносец и два тральщика, но найти аварийный корабль им не удалось. Стойкость и мужество проявили офицеры «Сокрушительного» командир минно-торпедной боевой части (БЧ-3)  старший лейтенант Г. Лекарев и заместитель командира электромеханической боевой части (БЧ-5) старший лейтенант И. Владимиров. Они до конца: выполнили свой долг перед Родиной и погибли вместе с кораблем. Имена офицеров эскадренного миноносца «Сокрушительный», погибших смертью храбрых на своем посту, были присвоены кораблям Северного флота. Тральщик «Т-111» получил название «Старший лейтенант Лекарев», а «Т-112» — «Старший лейтенант Владимиров». Они прибыли в Полярный в октябре 1943 г. из США и вступили в состав СФ. 

Когда Т-111 «Ст. лейтенант Лекарев» и Т-112 «Ст. лейтенант Владимиров» были выведены из боевого состава и разоружены, они потеряли и свои начальные названия. Т-112 стал сначала ТВ-21, потом ВТР-21 (Военный транспорт) и затем УТС (Учебно-тренировочное судно). А в 1960 г. на Усть-Ижорской верфи под Ленинградом были заложены тральщики проекта 264А с одноименными названиями и примерно того же класса. Тем самым была продлена память героических офицеров СФ. Один из них («Ст. л-т Лекарев») прослужил до 1987 г. и «Ст. л-т Владимиров» до 1980 г. С тех пор след этих офицеров затерялся в истории.

* На снимке тральщик Т-279 (до 10.01.1945 г. АМ-270 Palisade), с 21.09.1951 г. ПКЗ-38.
Заложен 21.09.1942 г. на судоверфи «Galf Sb» в Мадисонвилле (США) Спущен 26.06.1943 г., вступил в строй 9.03.1944 г. 10.01.1945 г. зачислен в списки кораблей ВМФ СССР. 20.05.1945 г. принят советским экипажем. 11.06.1945 г. убыл из Колд-Бэя и 22.06.1945 г. по прибытии в Петропавловск-Камчатский вошел в состав ТОФ. 21.09.1951 г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в ПКЗ. 31.07.1957 г. исключен из списков судов ВМФ и сдан в ОФИ для разделки на металл.