Еврейский колодец. Село Серафимовское. 1942 год

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Фрагмент карты Бурлацкого района Орджоникидзевского (Ставропольского) края. Место расстрела советских граждан у села Серафимовского в сентябре 1942 года. Составил В. Пузиков.

"ЕВРЕЙСКИЙ" КОЛОДЕЦ В СЕЛЕ СЕРАФИМОВСКОМ.
Сентябрь 1942 г.

Село Серафимовское с 1935 по 1953 годы входило в состав Бурлацкого района Ставропольского (до марта 1937 года – Северо-Кавказского, с марта 1937-го по 12 января 1943-го года – Орджоникидзевского) края.

Воронков Н. Г. в книге «История села Серафимовского Ставропольского края. 1905-2006 гг.», изданной в 2009 году, писал, что 17 августа 1942 года в село Серафимовское вошла небольшая механизированная группа немцев. Сопротивления им никто не оказал, так как частей Красной Армии в селе не было. Немцы сформировали органы местной оккупационной власти, оставили небольшой отряд и ушли на восток.

Руководить селом стал староста при поддержке полицейских. На службу в полицию поступили: Андросов, Балыкин, Беда Иван, Иванюта, Коваленко Гавриил, Кузечкин, Москалев, Пыхтин, Цымбалов Михаил.

Карательных мер по отношению к местным жителям, коммунистам и комсомольцам они не применяли. Но факты расстрела в селе иногородних советских граждан, эвакуированных из других регионов страны, имели место.

Н. Г. Воронков писал, что за несколько дней до оккупации, в село пришла небольшая  группа беженцев евреев, десять – пятнадцать человек. Это были женщины и дети. Их приняли на постой местные жители. Когда немцы из села ушли на восток, то эти люди, измученные длинной и опасной дорогой, обрадовались, что их миновала беда.

Но, к великому сожалению, всех их расстреляли. Точно неизвестно, кто совершил это преступление, немцы или полицейские? Надо полагать, что это «ответственное» задание немцы не могли поручить полиции, а выполняли его сообща.

Евреев собрали в одном месте, и повели за околицу села. Это от улицы Серегина в западном направлении, приблизительно 2-2,5 км, сразу на левом берегу балки. Их поставили на краю заброшенного колодца и всех расстреляли. Местные жители помнят место расстрела, как «еврейский колодец».

- Что двигало карателями? – размышлял Н. Г. Воронков. - Звериные или садистские чувства, предположить невозможно. Это трагическое событие потрясло сознание людей. Чувство стыда многие жители испытывали еще долгие годы. [49]

В марте 2018 года житель села Серафимовского Николай Сергеевич Акинин беседовал с Бабаевым Владимиром Аббасовичем, который располагает сведениями о расстреле евреев от своей бабушки Бескоровайной Анны Михайловны.

В. А. Бабаев сообщил, что на территории МТФ № 3 во время оккупации дислоцировался небольшой немецкий отряд. В одном из помещений животноводческой фермы немцы и полицаи закрыли беженцев-евреев. Некоторое время их там подержали, а потом повели на запад по дороге в сторону поселка Чограйского. Отойдя довольно далеко от села, немцы и полицейские повернули группу евреев направо, в Чограйскую балку, и погнали к заброшенному колодцу.

Каратели поставили обреченных на смерть граждан у края колодца и открыли огонь. Трупы, оставшиеся на поверхности, фашисты и их пособники сталкивали в колодец. Двухлетнюю девочку изверги сбросили в яму живьём и ушли.

Во время расстрела девушка, примерно 18-ти лет, прыгнула в яму сама и осталась жива. После ухода карателей она выбралась из колодца и ушла в туркменский аул Эдельбай. Там ее спрятали местные жители. Но кто-то донес старосте аула о скрывавшейся беженке, и он приказал полицаям отвезти девушку в село Серафимовское.

По каким-то причинам, возможно потому, что девушка была не еврейка, старостой села было принято решение доставить ее для допроса в село Сотниковское – районный центр Бурлацкого района.

Девушку в село Сотниковское повел полицейский Б. По селу ходили слухи, что он приказ не выполнил, девушку в районную полицию не доставил, а надругался над ней, застрелил, труп оставил в Сухой балке.

Полагаем, что полицейский девушку в село Сотниковское все же доставил. В Акте о зверствах фашистов от 10 августа 1943 года по селу Бурлацкому Бурлацкого района, составленного комиссией в составе председателя комиссии Иванова Сергея Петровича, членов комиссии: Белокобыльской Агриппины Ивановны и Макагоновой Марфы Егоровны, в присутствии свидетелей Т. К. Сагайдак, А. И. Ивановой, Н. С. Кошеко, М. Д.  Колесниковой и Ю. М. Марьясиной, записано:

«…Того же числа (19 октября 1942 г.) в Сотниковской тюрьме расстреляна девушка 18-ти лет Спиридонова Тамара Алексеевна, жительница с. Серафимовки, эвакуированная из Ленинграда».

Молва о том, что в заброшенном колодце в Чограйской балке  находится маленькая девочка, быстро распространилась по селу.

Жительница села Серафимовского Краськова сказала ребятам:
- Сынки! Пропадет дитина ни за что! Сигайте в колодец, девчонку достаньте. Я ее воспитаю!

Барсуков Николай с товарищами и Овсянникова Надежда отправились к колодцу. Они увидели, что девочка жива и ползает по трупам. Они хотели её достать, но их с бугра заметили полицаи и на конях поскакали к колодцу, выкрикивая нецензурную брань.

Молодежь кинулась в рассыпную. Полицаи поскакали за ними. Ребят, которых они догнали, стегали нагайками. Барсукову Николаю до крови рассекли спину и порвали рубашку. С одеждой тогда было сложно, и мать его отругала за испорченную вещь.

Завершив экзекуцию молодежи, полицаи подъехали к колодцу, спешились, забросали его камнями и засыпали землей, вместе с живой девочкой.

***

24 ноября 2016 года в селе Серафимовском состоялось торжественное мероприятие, посвящённое открытию памятника «Жертвам Холокоста», который установлен в рамках проекта «Вернуть достоинство» Российского Еврейского конгресс в сотрудничестве с Центром "Холокост" и другими еврейскими общинами и организациями.

Владимир Пузиков
Николай Акинин
г. Благодарный
25 марта 2018 г.