16. Падение Каледина

Валерий Горелик
Авторитет долго зарабатывают и быстро тратят. Репутация бывшего командующего 8-й армией Юго-Западного фронта А.М.Каледина котировалась очень высоко. К его чисто военным заслугам добавился опыт политической работы на Государственном совещании и в Новочеркасске, где он 18 (31) июня 1917 года был избран атаманом Войска Донского.

Однако политические взгляды А.М.Каледина не только обеспечили ему популярность среди правого офицерства, но и оттолкнули от него солдат, для которых он был символом готовящейся военной диктатуры. А.Ф.Керенскому позиция Донского атамана казалась более опасной, чем вся корниловщина. А.М.Каледин стал естественным центром притяжения для всех противников Советской власти.

26 октября (8 ноября) он объявил Донскую область на военном положении. 27 октября (9 ноября) атаман пригласил в Новочеркасск членов Временного правительства и Временного Совета Российской республики ("Предпарламента") для организации борьбы с большевиками. Приглашение выглядело странным, поскольку "Предпарламент" относился к казакам с определенной настороженностью.

31 октября (13 нобря) Каледин приказал 21-му и 40-му полкам перейти в наступление на Воронеж через Поворино и Лиски. Однако сил даже для такой операции в Области Войска Донского не нашлось.

7 (20) ноября атаман Каледин сообщил населению Донской области, что Войсковое правительство не признаёт большевистскую власть, а поэтому Область объявляется независимой до образования законной российской власти. Уже в качестве руководящего органа независимого образования 14 (27) ноября Объединенное Донское Войсковое правительство приняло решение об образовании "Юго-Восточного союза казачьих областей и свободных народов Кавказа".

Для борьбы с Советской властью донские лидеры рассчитывали использовать многочисленные казачьи полки, расквартированные в разных городах России. 6 (19) ноября по инициативе Каледина в Новочеркасск был переведен из Киева Общефронтовый казачий съезд, но среди этих делегатов, кроме откровенных противников Советской власти, многие выступали за привычный нейтралитет.

Знаменитая казачья воинственность таяла по мере укрепления Советской власти. 1-й, 4-й и 14-й Донские полки, размещавшиеся в Петрограде, занимали нейтральную позицию. Находившийся в столице "Совет Союза казачьих войск" оказывал Каледину и Дутову в основном моральную поддержку, рассказывая, что "казачество не делится на классы угнетателей и угнетенных".

Однако положение на Дону было далеко от классовой гармонии. 18 ноября (1 декабря) Ростовский совет рабочих и солдатских депутатов принял резолюцию, которая приветствовала образование Областного военно-революционного комитета и поручил "своим представителям добиваться полного уничтожения контр-революционного движения в области".

20 ноября (3 декабря) войсковое правительство приказало разоружить стоявшие в Новочеркасске 272-й и 275-й запасные пехотные полки. 25 ноября (8 декабря) Ростовский ВРК 20 голосами против 19 принял решение предъявить Донскому войсковому правительству требование в течение 24 часов отказаться любых притязаний на власть, отменить военное положение и возвратить оружие разоруженным пехотным частям.

Представители меньшевиков, эсеров, городских самоуправлений, железнодорожного союза и областного военного комитета вышли из состава Ростовского ВРК и потребовали разоружения отрядов Красной гвардии в Ростове-на-Дону. Каледин смог справиться с ростовскими красногвардейцами только 2 (15) декабря, использовав силы "Алексеевской организации".

Большевики, не полагаясь исключительно на города Области Войска Донского, приступили к налаживанию связей непосредственно с донскими полками. Казачий отдел ВЦИК 4 (17) ноября провел совещание с казачьими частями, на котором был образован комитет, который должен был помочь в выводе казачьих полков в родные станицы.

По итогам консультаций с представителями казаков 12 (25) декабря Совнарком принял обращение "Ко всему трудовому казачеству", в котором говорилось:

"1) Отменить обязательную военную повинность казаков и заменить постоянную службу краткосрочным обучением при станицах.

2) Принять на счет государства обмундирование и снаряжение казаков, призванных на военную службу.

3) Отменить еженедельные дежурства казаков при станичных правлениях, зимние занятия, смотры и лагери.

4) Установить полную свободу передвижения казаков."

Фактически этим актом было проведено настоящее "расказачивание" к полному удовольствию "расказачиваемых".

На фоне нарастания конфликта с атаманами на Дону и Урале Совнарком 13 (26) декабря попытался арестовать руководителей "Совета Союза казачьих войск", однако из 33 членов были арестованы только 7, которых потом отпустили.

А.М.Каледин, ощущая потерю влияния на рядовых станичников, на сессии Войскового круга потребовал для себя дополнительные полномочия. Круг согласился с этими требованиями. 9 (22) декабря на выборах Наказного атамана Каледин получил 90% голосов.

Одновременно руководство Дона попробовало привлечь на свою сторону иногороднее население, пообещав создать общедонской орган власти из 7 казаков, 7 "иногородних" и атамана. Фронтовики требовали избрания Областного Учредительного собрания. 35-й, 39-й и 44-й Донские полки на собраниях приняли резолюции против Каледина.

7 (20) декабря в Таганрог прибыла казачья гвардейская бригада, которую переправили в район Лихая-Каменская, однако она не считалась надежной опорой атаманской власти. Каледин полагался главным образом на добровольческие отряды Чернецова, Быкадорова и Семилетова.

С их помощью Наказной атаман рассчитывал удержать "законную власть". А поскольку калединская "законность" не совпадала с советской, то спорные вопросы неизбежно должны были решаться с помощью оружия.

До января 1918 года Красная Гвардия действовала, главным образом, на подступах к Донбассу, занимая станции, через которые с фронта шли эшелоны, возвращавшиеся на Дон.

По данным В.А.Антонова-Овсеенко против Каледина к концу декабря 1917 года готовились выступить отряд Берзина (500 человек), отряд Сиверса (1165 штыков и 97 сабель), 2-я колонна Соловьева (1100 человек), отряд Ховрина (300 человек), резервные отряды (300 штыков и 50 сабель) и 17-й отряд на подступах к станциям Лиски и Чертково.

Общая численность советских сил на юге доходила до 7 тысяч штыков и сабель, 30-40 орудий и нескольких десятков пулеметов. Однако из этих сил колонны Берзина, Кудинского и Егорова были направлены против Центральной рады, а отряд Ховрина расформировали, как разложившийся.

25 декабря 1917 года (7 января 1918 года) В.А.Антонов-Овсеенко сообщил В.И.Ленину: "Саблиным заняты Луганск, Родаково, Дебальцево. Сиверс ведет бой у Криничной и Мушкетово. С фронта ждем латышей, из Финляндии матросов. Подтолкните их. Вооружение рабочих идет успешно."

В этот же день отрядами Сиверса были заняты Макеевка и Ясиноватая. 26 декабря 1917 года Антонов-Овсеенко приказал колонне Саблина наступать со стороны Луганска на станцию Лихая, а колонне Сиверса двигаться на станцию Зверево и Миллерово, куда должна была подойти с севера колонна Петрова.

Сиверс без боя занял Иловайскую, но вынужден был отправить в тыл 422-й и 423-й полки, отказавшиеся выполнять его приказы. Воспользовавшись остановкой войск Сиверса, калединский отряд Чернецова под видом пассажирских поездов
атаковал Дебальцево. Небольшой гарнизон станции не ожидал удара и после артобстрела сложил оружие. 13 человек были расстреляны по приказу Чернецова.

К вечеру 29 декабря 1917 года (11 января 1918 года) отряд Саблина снова взял Дебальцево. 26 декабря 1917 года (8 января 1918 года) по приказу советского командования станции Торговая и Тихорецкая были заняты частями 39-й дивизии, прибывшей из Ставрополя.

Пополнив свои ряды, В.А.Антонов-Овсеенко спланировал новое наступление, которое должно было начаться 10 (23) января ударами от Тихорецкой на Батайск, от Луганска на Лихую, от Черткова на Миллерово, от Иловайской и Мелитополя на Таганрог. Но дальнейшее продвижение советских войск определялось не столько собственными действиями, сколько отказом казаков выполнять приказы Каледина.

5 (18) января представители 8-й казачьей дивизии заявили о своем "нейтралитете" в войне красногвардейцев с "кадетами". 29 декабря 1917 года (11 января 1918 года) в Новочеркасске открылся съезд неказачьего населения Донской области, который потребовал от Каледина освободить политзаключенных, разоружить Добровольческую армию Корнилова, согласиться на перемирие с Советской властью и отменить военное положение.

Некоторые участники съезда высказались категорически против сотрудничества с атаманом, даже если он выполнит все условия. Однако Каледин уступал крайне неохотно. "Объединеннное" Донское правительство даже согласилось послать в Петроград делегацию для переговоров с Совнаркомом, однако расформировывать Добровольческую армию не стало.

В свою очередь советское командование попыталось 7 (20) января провести в Воронеже съезд представителей трудового населения Дона, но заседание не состоялось из-за отсутствия кворума.

И в момент, когда обстановка в области, казалась относительно стабильной, стало известно о съезде фронтового казачества, состоявшемся 10 (23) января в станице Каменской. На съезде присутствовали представители 21 казачьего полка, 5 батарей и двух запасных полков.

В начале заседания фронтовики готовы были ограничиться нейтралитетом в конфликте большевиков с Калединым. Однако после оглашения атаманского приказа о разгоне съезда было принято решение объявить войну Каледину и взять власть в Донской области в свои руки.

Был выбран Донской казачий военно-революционный комитет (Донревком) во главе с Подтелковым, а от Каледина потребовали передать власть Донревкому и разоружить Добровольческую армию. Город Новочеркасск должны были занять полки, назначенные для этого в Каменской.

Войсковое правительство предложило Ревкому распуститься, а делегатов от казачьих частей прислать в областной военный комитет. После этого Донревком арестовал власти Каменской и направил отряды на станции Лихая и Зверево. Началось повальное переизбрание полковых комитетов. Штаб дивизии бежал из Зверево вместе с полковником Михайловым.

Почувствовав ухудшение обстановки, Каледин 13 (26) января направил в Каменскую делегацию войскового правительства в надежде найти компромисс, однако переговоры очень быстро перешли во взаимные обвинения.

Тем не менее, часть Донревкома ещё надеялась на сохранение нейтралитета. 15 (28) января переговоры были продолжены в Новочеркасске, однако уже к вечеру в Новочеркасск пришла телеграмма, что казачий отряд В.М.Чернецова отбил Лихую и Зверево.

Вдохновленное этим успехом войсковое правительство отвергло ультиматум и потребовало распустить ВРК. Советское командование после создания Донревкома не торопилось вмешиваться во внутридонской конфликт, однако действия Чернецова облегчили решение этой проблемы. 17 (30) января отряд Саблина занял Замчалово, а 18 (31) января - Лихую, где после контратаки Чернецова вынуждены был отступить.

Политические выгоды от этих событий извлекли в конечном счете большевики. 19 января (1 февраля) Донревком принял декларацию о признании высшей властью России ВЦИК и Совнарком. 21 января (3 февраля) советское командование возобновило наступление на Ростов и Новочеркасск. 22 января (4 февраля) был занят Матвеев Курган. Калединцы отступили, взорвав мост через Миус, который был восстановлен уже 25 января (7 февраля).

Отряд Чернецова, занявший Каменскую, начал наступление на Глубокую, где в ходе ожесточенного боя 20 января (2 февраля) был разбит и захвачен в плен. В докладе Сырцова говорилось: "По дороге арестованные сделали попытку побега и были расстреляны казачьим конвоем". Это, конечно, противоречит эпической картине из "Тихого Дона", где Подтелков лично зарубил Чернецова, но Сырцов тоже, по-видимому, не был очевидцем.

Утром 26 января (8 февраля) отряд черноморских моряков под командованием Мокроусова занял станции Зверево и Лихая. 28 января (10 февраля) 1918 года отряды Сиверса заняли Таганрог и начали наступление на Ростов. Одновременно части Донревкома заняли Каменскую. Резервы атамана Каледина были исчерпаны.

Командование Добровольческой армии, опасаясь окружения, стало готовиться к отходу на Тихорецкую. 29 января (11 февраля) в Атаманском дворце в Новочеркасске А.М.Каледин собрал заседание Донского правительства, на котором сообщил, что для защиты Донской области от большевиков у него осталось 147 штыков. После этого он вышел в соседний кабинет и покончил с собой.

Между тем, положение калединцев и корниловцев продолжало ухудшаться. 31 января (13 февраля) 1918 Батайск был занят частями 39-й пехотной дивизии. Отряды Сиверса и Саблина медленно приближались к низовьям Дона. Генерал Назаров объявил в Новочеркасске всеобщую мобилизацию, которая не принесла существенных результатов. На созванный 17 февраля Большой Круг собралась только пятая часть делегатов.

23 февраля Городская дума Ростова-на-Дону направила советскому командованию делегацию, которая сообщила, что части Корнилова покинули город. К вечеру 24 февраля отряды Сиверса заняли Ростов.

25 февраля отряды Донревкома под командованием Голубова заняли Новочеркасск, разогнав Малый Круг. Позже в казачью столицу вступили отряды Медведева и Петрова. Уцелевшие сторонники Каледина под командованием Попова двинулись через станицу Великокняжескую в сторону Сальских степей.

Советские войска, удовлетворившись захватом Ростова и Новочеркасска, так и не смогли уничтожить корниловцев и калединцев. Однако к концу февраля обозначились новые военные угрозы, более значительные, чем Каледин и Корнилов вместе взятые.


1. Ю.К.Кириенко. Крах калединщины. М. Мысль. 1976. 246 с.

2. Ю.К.Кириенко. Алексей Максимович Каледин. Вопросы истории. 2001. № 3.

3. В.Родионов. Тихий дон атамана Каледина. М. Алгоритм. 2007. 288 с.

4. А.Я.Переверзев. Крушение Донской Вандеи атаманов Каледина и Назарова. Воронеж. Истоки. 2011.

5. А.Бугаев. Очерки истории гражданской войны на Дону (февраль 1917 г. - февраль 1918 г.). Ростов-на-Дону. 2010. 400 с.

6. А.С.Кручинин. Атаман А.М.Каледин в документах Российского государственного военного архива. Вестник архивиста. 2000.

7. Пролетарская революция на Дону. Сборник документов. М.-Л. 1924.

8. А.С.Пученков. Генералы М.В.Алексеев, Л.Г.Корнилов, А.М.Каледин и начало белого движения на Юге России. Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008.

9. К.Каклюгин. Донской атаман А.М.Каледин и его время. Донская летопись. Белград. 1923. № 2.

10. Н.В.Звездова. Казачье правительство на Дону в 1917 году: политико-правовые основы его реформирования. Северо-Кавказский юридический вестник. 2015.

11. А.А.Смирнов. Вожди белого казачества. Атаман Каледин. СПб. 2003.

12. Д.С.Бабичев. Донское трудовое казачество в борьбе за власть Советов. Ростов-на-Дону. 1969.

13. Борьба за власть Советов на Дону. Сборник документов. Ростов-на-Дону. 1957.

14. Г.В.Марченко. Трагический выбор генерала А.М.Каледина. Сборник статей Международной научно-практической конференции 3 марта 2016 г. Саранск. МЦИИ "ОМЕГА САЙНС". 2016.

15. Г.В.Марченко. Дорогой чести. Генерал Каледин. Военная и государственная деятельность А.М.Каледина (1889–1918 г.г.). М. РАН. 1996. 280 с.

16. И.И.Ульянов. Казаки и Советская республика. М. 1929.

17. В.Н.Сергеев. О предпосылках образования Донской советской республики весной 1918 г. Ученые записки Северо-Кавказской академии государственной службы. 2004. № 1-2. С. 98-107.

18. А.В.Венков. Донское казачество в гражданской войне. Ростов-на-Дону. Издательство Ростовского университета. 1992.

19. В.Баканский. На Каледина. Красная летопись. 1934. № 6. С. 87-92.