Отмечаем Пасху

Магда Кешишева
     Звон колокольный и яйца на блюде
     Радостью душу согрели.
     Что лучезарней, скажите мне, люди,
     Пасхи в апреле.
                /Марина Цветаева/ 

   Пасха ... Этот святой для хриситан праздник, обычно доставляет много радости не только взрослым, но и детям.
   В 2018 году армяне отмечают Пасху 1 апреля, а 2 - го - в день паминания усопших - с утра семьями приходят в церковь, затем дома, за празднично накрытым столом, поздравляют друг друга со светлым праздником. Вечером встречают родных, друзей, коллег, и праздник продолжается.

   За два - три дня до Пасхи во всех домах царит праздничное, радостное возбуждение. Взрослые покупают необходимые - рис, изюм, сухофрукты, лаваш, рыбу, и, конечно, яйца. 
   Хотя, согласно традиции, крашеных яиц на столе должно быть 12, по числу месяцев в году, их покупают больше: яйца дарят друг другу, относят на кладбище, дети устраивают соревнования на самое крепкое яйцо, которое сломает больше яиц соперников. Кроме того, я "привезла" из Америки понравившуюся мне, весёлую для детей традицию, которая пришлась по вкусу моей внучке и её друзьям: крашеные яйца мы прячем в разных местах - в доме или, если позволяет погода - во дворе, а дети их должны найти. Кто найдёт большее количество яиц, тот и становится победителем и получает награду. Эта своеобразная игра проходит очень весело: ребятишки бегают, заглядывают в  укромные уголки, и из разных концов слышатся радостные крики
 - Ура, нашла! ... Я уже три нашёл! ... У меня целых пять! ...

   Накануне праздника у каждого члена семьи свои объязанности: один покупает всё, что необходимо для праздничного плова(это делает обычно женщина), другой (папа) ответственен за рыбу и напитки, третий заранее готовит краски и покупает фрукты,  четвёртый (ребёнок) декорирует квартиру ...
   Моя внучка чётко знает, что она должна: украсить комнаты соответствующими атрибутами праздника - декоративными вазами с разноцветными "яйцами" на палочках, корзинами с импровизированным сеном, в котором уютно устроились крольчата, расставить раскрашеннные в духе праздника, бутылки с вставленными в горлышко улыбающимися солнышками и весёлыми соломенными человечками, разноцветные, из разных материалов, свечки - яйца. Два кролика, серый и белый, купленные когда - то специально для праздника и "выходящие в свет" только на пасху, гордо сидят на спинке дивана.

   Моя внучка не умеет молчать: делая своё дело, она не перестаёт задавать вопросы, на которые надо отвечать. Так как терпения у бабули больше, чем у папы и мамы, она в основном обращается ко мне:
 - Бабуля, я помню, ты мне рассказывала, почему яйца красят, а ...
 - Дина, если помнишь, расскажи. Я что - то забыл, - хитрит папа, желая устроить мне короткий отдых.
 - Не может быть, чтобы ты забыл! Но, если очень хочешь, расскажу. Ты знаешь, есть несколько разных объяснений.
 - Очень хорошо! Про все и рассказывай. Мы с удовольствием послушаем, а бабуля немного отдохнёт.
 - Ладно. Нуу, первое - когда Иисус Христос был маленький, он однажды закапризничал и его мама, Мария, решила его позабавить ... нуу, отвлечь как - то. Она стала показывать мальчику разноцветные яйца.
 - Интересно.
 - А ещё говорят, что было по - другому. Сейчас вспомню. Был римский император... не помню его имя...
 - Марк Аврелий, - подсказала я.
 - Да, спасибо , бабуля. У его родителей были куры, и в тот день, когда у них родился сын, одна курица снесла яйцо с красными точечками. Все сказали, что это счастливый знак, что ребёнок станет очень известным. Вот так и получилось.
 - Всё, Динушка?
 - Нет, не всё. Бабуля мне рассказывала, что после того, как Иисус Христос воскрес, не все поверили, что так может быть. И Мария Магдалина ходила, рассказывала об этом, говорила -"Христос воскрес" и дарила яйца. И вот она пришла к римскому императору ... ой, уже другому ...
 - Тиберию, солнышко.
 - Да, к Тиберию пришла, а он не поверил и даже некрасиво сказал, что как яйцо не красное, а белое, так и тот, кто умер, не может никогда воскреснуть. И в это время яйцо, которое он держал, стало красным. Вот. Но потом уже - наверное для красоты - люди начали красить яйца в разные цвета.

 - Молодчина, моя дочка! Бабуля отдохнула, и ты можешь снова атаковать её вопросами, - засмеялся зыть.
 - Бабуля, папа правду говорит, ты уже отдохнула?
 - Вполне.
 - Тогда скажи, а почему в супермаркетах продают куриные яйца, а в других магазинах, где игрушки, одежда, посуда, продают яйца ... нуу, не настоящие?
 - Дело в том, что давным - давно, в древности, было принято  крашеные яйца хранить целый год, до следующей Пасхи. Ясно, что хранить яйца год нельзя. Потому стали изготавливать яйца из таких материалов, которые не портятся: их дерева, стекла, даже из серебра и золота. Потом я расскажу тебе про яйца Фаберже.
 - Ой, мама, может ... - прервала меня дочка.
 - Бабуля, расскажи, расскажи, - запрыгала внучка.
 - Потом. Мне надо посмотреть свои записи, где у меня есть фотографии его замечательных произведений искусства. Я найду, покажу, и расскажу.
 - Ну, лаадно ...

 - Динушка, ты очень уж долго украшаешь комнаты, заканчивай.
 - Сейчас, только на окна наклею кроликов и яйца.... А, кстати, кто знает, почему не курица, а кролик символ пасхи. Не понятно - яйца и кролик?
 - А потому, солнышко, что кролик символизирует изобилие. Ты знаешь, как назвается рождение кроликов?
 - Ну, нет, бабуля!
 - Называется - окрол. И за один окрол у кроликов родятся до 7 - 8 крольчат.

 - Динуль, закончила красоту наводить? Давай, дальше.
 - Знаю: изюмчик перебрать, помыть и на полотенце разложить. А почему ...
 - Динушка, бабуля устала.
 - Мамочка, тогда ты скажи, почему в плов кладут изюмчик?
 - Потому что рис - это все люди, населяющие нашу землю, а изюм - те, кто верит в воскресение Иисуса Христа, то есть верующие.
 - Понятно. А рыбу ...
 - Это вопрос к папе. Он рыбу покупает, чистит, и всё про неё знает.
 - Да, папочка?
 - Конечно! А ты что хочешь знать про рыбу?
 - Я не про рыбу хочу спросить, а про то, почему на Пасху рыбу надо кушать?
 - Хм ... А потому, что после потопа рыбы были единственные выжившие животные.
 - Но ведь Ной взял в ковчег по паре всех ... благородных животных. Мы это учили.
 - Ну, да - животные ковчега и рыбы.

 - Бабуля, папа шутит?
 - Нет, он верно сказал. А в Израиле, когда я там была четыре года назад именно в пасхальные дни, говорят, что первые четыре апостола были рыбаками, которым Христос сказал: - "Идёмте со мной. До сих пор вы ловили рыбу, теперь будете ловить души людей".  Вообще, всегда несколько объяснений одному и тому же явлению у разных народов. Главное - Пасха праздник, который отмечается по всему миру, правда, бывает, в разное время.
 - Как это? Почему?
 - Об этом тоже потом, хорошо? Сейчас у нас много дел.

   ХРИСТОС  ВОСКРЕС,  ДОРОГИЕ  ЧИТАТЕЛИ! СВЕТЛОЙ  ВАМ  ПАСХИ  И  СВЕТЛЫХ  ДНЕЙ!