22 Тараканьи бега

Галина Польняк
Первая четверть подходила к концу и за это время я не сделала ни одной шалости, большое упущение с моей стороны.
 
Первое значительное упоминание о тараканьих бегах относится к Турции восемнадцатого века. И хотя многие историки говорят о происхождении тараканьих бегов на территории Древней Руси, тем не менее, наиболее правдоподобной, все же, кажется версия того, что изобрели тараканьи бега моряки Карибского бассейна.

Связано это, прежде всего, было с тем, что моряки, долго находясь в море, сходили с ума от безделья и огромного количества свободного времени. К тому же, трюмы с грузами просто кишели тараканами, а сейчас с современной химией попробуй отыскать хоть одного таракана.

Мне захотелось на большой перемене устроить в классе тараканьи бега. Очень уж я соскучилась по разным проделкам. Жизнь в школе должна быть полна удивительных событий. Никому, ничего не говоря я принялась дрессировать тараканов. Ох и пришлось помучаться, чтобы найти их.
 
В мировой литературе также не раз упоминались ямайские портовые притоны, в которых устраивались забеги тараканов с реальными денежными ставками на самого шустрого скакуна. Вот и я решила устроить бега со ставками. В своих друзьях была уверена на все сто процентов. Ванька и Сева примут участие и Лерку уговорят, а как же без него.

В начале прошлого века в Турции тараканьи бега также получили широкое распространение, однако, носили они, в большей степени подпольный характер, а наиболее заядлыми игроками на тараканьем тотализаторе были русские эмигранты.
Мы не эмигранты и намного азартнее их, знала я. Вот это будет развлечение, так развлечение, никого равнодушным не оставит.

В странах Карибского бассейна большим спросом пользуются колумбийские тараканы, чуть менее крупные, но не уступающие мадагаскарским в резвости. А вот традиционные для нас прусаки и черные тараканы мало подходят для подобных увеселений: они слишком мелки, непредсказуемы в направлении бега и суетливы, но выбора у меня не было. Достать мадагаскарских тараканов не удалось. Пришлось пустить в дело обычных прусаков. Я выбрала рыжих и длинных.

Тараканы - существа практически всеядные. Они способны поедать и переваривать продукты живого или растительного происхождения.

Ещё одним отличительным качеством насекомых является то, что они способны голодать на протяжении длительного времени. Способность есть всё, что плохо спрятано и обходится до 30-40 дней без пищи делает тараканов очень живучими соседями.

За одни сутки самка таракана может съесть от 30 до 50 мг. пищи. Самец - в два раза меньше. Несмотря на то, что эти насекомые могут есть практически все, что найдут - они скорее портят (пробуют) продукты, а не едят их.

Мне пришлось выяснить, что больше всего любят тараканы и хорошо кормить их. Перед бегами я планировала устроить им голодовку.

Сначала решила не привлекать к гонкам своих друзей, но просчиталась. Беговые дорожки сделать без посторонней помощи мне не удастся, поэтому я посвятила в свою затею друга Ваньку. Мы нарисовали, а потом и начертили «ипподром» для тараканьих бегов, и друг принялся искать способ, как его сделать.

В этом деле нам помог дворник Степаныч. Оказывается, он был отличным плотником. Правда ему мы тоже рассказали о своей затее. Степаныч обещал сделать все в наилучшем виде и бесплатно, с одним условием провести пробные бега у него в мастерской. Нам пришлось согласиться.

Хорошо, что мы так поступили. За перемену нам не удалось бы вдоволь наиграться, поэтому тараканье бега мы решили устроить после уроков.

К концу первой четверти «ипподром» был готов. Это был невысокий ящичек с шестью беговыми дорожками под тонким пластиком. Ширина дорожек составляла четыре сантиметра, а длина восемьдесят сантиметров. В конце каждой дорожки был загон для прусаков и пищи.

В радостном предвкушении я Ванька и Степаныч начали первый забег. В качестве приманки я положила кусочки хлеба, который испекла бабушка. Сначала решили выпустить трех прусаков.

Я так смеялась, что чуть штанишки не намочила. Наши бегуны то бежали вперед, то резко останавливались и мчались в другую сторону. Спасительное темное укрытие для них было закрыто, и они поворачивали к финишу, который манил их запахом хлеба.

- Мать твою, - кричал Степаныч и от восторга хлопал в ладоши.
- Ату, ату, - веселился Ванька.

Я была на седьмом небе от счастья, потому что мой рыжий прусак прибежал первым.
- Слушайте ребята, вам ведь этот «ипподром» нужен только на один день?

- Не знаю, - я задумалась. Возиться с тараканами у меня не было никакого желания.
- Степаныч, хочешь доминошников привлечь к этой азартной игре, - Ванька гладил пластик и улыбался.

- А как угадал?
- По усам видно, шевелятся. Отдадим мы тебе этот «ипподром» так ведь Лика?
- Конечно отдадим.

Две недели я не кормила прусаков. На большее меня не хватило.

В последний день перед каникулами мы решили провести тараканье бега. На большой перемене я сообщила классу, что после уроков их ждет сюрприз, а какой не сказала. Одноклассники прекрасно знали, что я на многое способна поэтому остались все.
 
Ванька достал из шкафа «ипподром» и объяснил, что это такое. Светка, Сева и Лерка были уже в курсе. Я рассказала все, что знала о тараканьих бегах и стала принимать ставки.

Подруга наотрез отказалась выбирать себе бегуна, зато Ванька, Сева, Лерка и Миша тут же подняли руку. К моему удивлению Диана и Маша тоже решили принять участие в забеге.

В этот раз для угощения я приготовила сахар и гонки на выживание начались. Я не ожидала такого азарта от одноклассников. Они и кричали, и топали ногами, кто-то залез на парту, чтобы лучше видеть.

Ванькин прусак выиграл забег и весь выигрыш достался тому, кто ставил на третий номер. Друг получил десять процентов и был доволен как слон.

- Еще один забег, - кричали одноклассники.

Пришлось устраивать еще один забег. В этот раз победил прусак под номером два. У Петьки от счастья по щекам катились слезы.

Мы играли до тех пор, пока не закончились деньги и нечего стало ставить на усатых лошадок. Я радовалась, что Лерка ни разу не выиграл. Хотя и ставил на разные номера. Пусть знает наших.

В конечном итоге мы так раскричались, что к нам в класс заглянула уборщица. Впопыхах Ванька не плотно закрыл загончики для тараканов, и они расползлись по всему классу.

- Что вы тут устроили, - Мариванна стукнула шваброй об пол, - кричите на всю школу, а ну марш по домам.
Девчонки увидели тараканов и с громким криком покинули класс.
- Нет, вы только посмотрите на них, совсем распоясались, - кричала им вдогонку уборщица.

Мы поспешили покинуть поле битвы.
Всю дорогу домой разговоров было только о бегах.

- А почему прусаки такие непонятливые? - возмущался Лерка. - Мои лошадки ни разу не выиграли.
- А у них ума нет, одни инстинкты, - пояснила Светка.

- Почему же эти инстинкты не сработали, или прусаки были не голодными?
- Я их две недели голодом морила, - с трудом выдавила из себя. Присутствие Лерки гипнотизировало меня как удав жертву.

- А почему не больше? - Сева нес «ипподром» - и как ты до этого додумалась Лика?
- Да вот захотела сделать вам сюрприз.

- Сюрприз удался, - Лерка посмотрел на меня и улыбнулся, - даже если я не выиграл, все равно получил массу удовольствия.

Не хочу, не хочу, чтобы он радовался и вообще видеть его не хочу. От этих мыслей у меня даже голова разболелась. Дома в постели я еще долго лелеяла свою неприязнь к Таракану и уснула в слезах.


Продолжение следует
http://www.proza.ru/2018/03/29/1322