Межрегиональный фестиваль татарской культуры Мирас

Марзия Габдулганиева
   
  В районном Доме Культуры (РДК) «Искра» деревни Штанигурт (пригород г.Глазова) 24.03.2018 прошел Межрегиональный фестиваль татарской культуры «Мирас». В программе этого дня были
- Концерт «Без-татарлар» (Мы-татары)
- выставка «Семейные реликвии»
- фотовыставка «Татары»
 -мастер-классы по вышивке и изготовлению сувениров, народные танцы, игры и хороводы
    Организатор и вдохновитель этого мероприятия, Иванова Раида Камилевна,  вместе  с коллективом  музейного комплекса и центра татарской культуры Глазовского района подготовили и устроили настоящий праздник национальной культуры. «Мирас» в переводе - «Наследие».
    И, как «театр начинается с вешалки», так и фестиваль начался прямо у входа с демонстрации того наследия, которое сумели сберечь и берегут чепецкие татары.
В вестибюле гостей встречал ансамбль «Кынграу» с песнями и вкусным  чак – чаком. Кынграу в переводе означает колокольчик, и мелодичные народные песни на самом деле звенели колокольчиком, на фоне которого лилась плавная татарская речь участников фестиваля.В фойе была развернута большая выставка семейных реликвий из личных архивов. После того, как участники и зрители  освоились, осмотрелись, председатель совета депутатов Глазовского района, Терский Владимир Анатольевич, открыл фестиваль.
     Вначале с приветственным словом выступила корреспондент республиканской газеты «Янарыш» Эльвира Хузина. 
     Далее Гульфия Караваева познакомила присутствующих с краткой биографиями всемирно известных татарских литераторов и музыкантов и их вкладом в мировую культуру. Портреты поэтов и композиторов занимали целую стену фойе, ни один человек не прошел мимо этой экспозиции.
     Часть экспонатов предоставил имам Кестымской мечети Ильмир хазрат, в его коллекции были красочное издание книги про Шамаиль, как искусство, шамаили Габдулы Ушмави и жителей Кестыма. Музейный комплекс Кестымской средней школы выставил предметы быта – одежду, обувь, книги на арабском языке. Были и музыкальные инструменты - гармонь и экзотическая древняя скрипка, выдолбленная из цельного куска дерева, как мне показалось при беглом просмотре.
     Марзия Габдулганиева, внучка Габдуллы Хамитова (Габдулла Ушмави, имам деревни Татарские Парзи с 1947 по 1968 годы) показала и рассказала его этнографических трудах, стихах и искусстве шамаиля. Также ею были предложены для просмотра древние раритеты из семейного архива  - азбука татарского языка в арабской графике 1892 года издания, учебник по истории и географии 1910 года издания.
     Иванова Раида рассказала о бережно хранимых в семье военных реликвиях, оставшихся на память от дедушки, погибшего на фронте в 1944 годы - награды, письма, фотография.
     Фарида Касимова, заведующая историко-краеведческим музеем «Сепычкар» деревни Кочишево, представила предметы быта жителей деревни Татарские Парзи. Бабушкины украшения из старинных шкатулок, вышивки, чаршаулар, национальная одежда и обувь – все это было выставлено для просмотра.
     Также она представила два красочных фотостенда с уникальными старыми фотографиями деревень Татарские Парзи и Малые Парзи. Тат.Парзи остались единственной татарской деревней Глазовского района, а Малые Парзи  была закрыта, как неперспективная, в 1976  году, но жители деревни, их дети и внуки каждый год собираются на месте бывшей деревни и мечтают о ее возрождении. Не случайно к этим двум стендам сложно было подступиться.
      Очень интересным был стенд с фотографиями с идеей: «Как проявляется  национальность в характерных  жестах». Фотографии живые,  не постановочные, и поэтому люди надолго задерживались около этого стенда, представленным ведущим методистом Центра культуры и туризма Ириной Кооль.
   
     Интерес к рассказам о семейных реликвиях был неподдельным. Многие зрители говорили, что задумались о том,  стоит ли сжигать все старые письма, выбрасывать старые вещи, утварь, вышивки и многое другое, ведь это память о нашей истории, наших предках, которую надо бережно хранить и передать следующему поколению.