Каким должно быть школьное образование?

Гульмира Жамантикова
Честно говоря, я не ожидала, что моя статья «Многим ли пригодилась в жизни алгебра?» вызовет такое бурное обсуждение.

Как сказал один из его участников: «Из комментариев понятно, что очень-очень многим алгебра в школе казалась лишней. Как результат, они даже не поняли смысла написанного Вами».

Но что самое удивительное, именно они больше всего кричат о пользе алгебры для развития мышления, тренировки мозга, создания необходимых «нейронных связей», о которых они ровным счетом ничего не знают, но как попугаи повторяют, делая умный вид. Именно они обвиняют меня в «дебилизации» детей и разрушении замечательной системы советского образования.

Более умные и образованные люди отвечают сдержанно. Вот например так: «Я доктор технических наук. Сказать, что совсем никак не пригодилась – нельзя…».

Были и такие, которые честно признались, что им ни разу не пригодилась, например, тригонометрия, но это не значит, что её не надо было изучать. Дескать, это полезно хотя бы для расширения кругозора. С этим можно отчасти согласиться, но, на мой взгляд, эти часы принесли бы гораздо больше пользы для развития кругозора, если бы были посвящены изучению ИСТОРИИ математических открытий, а не самой теории, которая неизвестно еще – пригодится или нет. А вот узнать о жизни великого математика, о его характере, о любви и страданиях, о ходе его мыслей, которые привели к столь интересному открытию, о той практической задаче, которую он пытался решить, было бы гораздо интереснее и полезнее для любого ребенка. Это имело бы и огромное воспитательное значение!

Что наши дети знают о жизни Ломоносова, Ньютона, Дарвина, об их убеждениях и мировоззрении, об их окружении и воспитании?

Многие люди понятия не имеют, например, что большинство величайших ученых получили религиозное образование или сами были епископами, монахами, глубоко верующими людьми… В их черно-белом мышлении наука и религия противостоят друг другу, и они даже не подозревают, что так было не всегда.

Например, шотландский математик Джон Непер, изобретатель логарифма, «посвящал всё своё время занятиям богословием, астрологией и связанными с последней математическими расчётами. По его собственным словам, истолкование библейских пророчеств всегда составляло главный предмет его занятий, математика же служила для него только отдыхом».

Ну, хорошо, оставим в покое математику, возьмем гуманитарные науки. Почему историю в школе изучают в таком узком политическом смысле – исключительно как историю образования государств? Почему дети должны знать годы правления какого-то царя, но при этом не знать о том, какие научные открытия были сделаны в то время, какие ученые жили в те годы, какие великие педагоги и просветители жили в тот период? Разве история развития научной мысли, история формирования человеческого мировоззрения не важнее борьбы за власть королевских династий?

Поймите меня правильно, я целиком и полностью ЗА качественное образование! Но не должно оно быть таким шаблонным и отупляющее рутинным, как сегодня! Не должны учителя забывать о главной цели образования – воспитании мыслящего, понимающего, глубоко чувствующего человека. Школа должна научить ребенка понимать мир и самого себя, принимать взвешенные решения, ставить правильные вопросы и задачи и уметь их решать оптимальным способом. Ребенок не обязан быть ходячей энциклопедией или ходячим калькулятором. Для этого есть компьютеры. Но он должен хотеть сделать этот мир хоть чуточку лучше и разумней и научиться этому у нас - взрослых.