Про ворон

Виктор Гранин
     Что я могу сказать про ворон? С высоты научного знания и, в частности, той отрасли орнитологии, что отдана изучению семейства врановых, их интеллекту, поведенческим реакциям и, вообще, этологии существ, метафорически названных этакими пернатыми приматами - ничего существенного я добавить не могу. Однако же некоторые основания побуждают меня высказаться здесь.
     Первые мои контакты с воронами уходят далеко в прошлое, где, если и замечал я их присутствие в природе, то уж как досадное приложение к общей картине мира. Было бы лучше, если бы их не было; или, по крайней мере, существовали они не заметно для меня. Да так, в сущности, оно и было. Пролетит, бывало, большая чёрная птица по своим делам, а - больше, думалось мне - по безделью, да и усядется куда повыше. Для чего и зачем? - не понятно.
      Да только, мало по малу, стал я замечать любопытные случаи из их жизни. И в этом отношении как бы приблизился ко мнению более продвинутой части наблюдателей, повстречавшихся на путях моей жизнедеятельности. И тогда уж я не удивлялся, например выбору чукотского народа, включившего в свой актив "Танец ворона в поисках пищи". Вороны, так или иначе, теперь стали спутниками моих виртуальных странствий по земле. И даже более - как бы вошли в число интимных элементов моего содружества. Причём до такой степени, что могли кое-когда и успокоить моё, возбуждающееся порой, горячечное состояние. Как вот случившееся, например, одним ранним утром, да так что закипело в моей голове Нечто. Не замедлившее тут же  завершиться выбросом опуса, попавшего в реестр моих слабо рифмованных  измышлений  под номером 28.

Чуть забрезжил рассвет. Хорошо. Ведь давно уж не спится.
Но с постели вставать, почему-то, желания нет.
Резко крикнула в ночь уходящую вещая птица,
И на полке хромые часы встали разом в ответ.
Дробный шелест по крыше собой обозначил тягучее время.
-Это осень пришла – запоздало - неся ощущение бед.
Где носило её, позабыв про урочную смену -
Столько теплых деньков пережили ещё я и ты,
Чтобы видеть пришлось эту драму коварства - измену,
Что получат, раскрывшись, весеннего срока цветы.

Ну, так вот, получай же, любитель сомнительных нег -
На цветы мягко падает жирный губительный снег!

Как я знаю способность свою извиваться,
Уходя от печалей по горькой судьбе тех, кто некогда жил,
В эстетических изысках явно собой любоваться:
"Это мило - на красном - пушистого снега прожил»!

Что в покорности вашей, та - некогда пышно цветущая - стая;
Что прижалась к земле, и бестрепетно светишь внизу?
Может, хочешь тепла, чтобы снова оттаять?
Может, просто забыться, уйдя под сугробы в цвету?

Взяв в свидетели всех обитателей этого края.
Это я. Ещё ворон, что каркал, прощальную пьесу играя.

     Впрочем, я, по  привычке своей, и их, ворон свободнолетящих, не допускал близко к сердцу, как и прочих моих друзей по жизни. Отнюдь не пренебрежение к ближнему своему или самовлюблённость - это моё свойство, а, наоборот, защита своих  душевных  произвольных резонаторов от угроз перегрузки.

      Так что ворон я, что называется, не считал. Но наблюдал по случаю, когда больше занять себя было нечем.
      И вот стою я в лесу на остановке дачной и поджидаю автобус. Утром ли, или, наоборот - вечером,  и вижу, как по над деревьями происходит лёт чёрных врановых - огромной, надо сказать, колонией. Причём, весьма целенаправленный: утром - в сторону города, а вечером - в лес. Надо полагать - это уже не групповой танец в поисках пищи, а организованное кормление  излишками от горожан  - с последующим вечерним возвращением на ночлег в места гнездования.
      Так вороны становятся как бы нашей укоризной в деле изнасилования нами сущности общей биосферы.

      Но не эта разность свойств птиц и нас, приматов самых высших, меня сейчас возбудило. А совсем лишь пустячок, но сходства.
      В минуты праздности вороны позволяют себе посиживать на вершинах деревьев. Что в ту пору их занимает? - то мне не ведомо. Но вот случается некая коллизия. Опасность ли внезапно объявившаяся, или ещё что - и тогда воронье сообщество мигом взлетает и с граем начинает тревожно кружить над тревожащим знаком. Но постепенно стая успокаивается и вновь рассаживается по излюбленным местам, погружаясь в собственные медитации.
      Не так ли и у людей? Доведись случиться какому происшествию, и начинается ор возмущения, до самых глубинных причин пытаются добраться пострадавшие и им сочувствующие, а творцы происшествия и их неожиданные попутчики в деле умолчаний  - воздымают завесу ложных целей, чтобы чувствительность обывательскую притушить ссылками на непредвиденные обстоятельства. У нас всё под контролем – успокаивают обывателя специалисты. Только вот тут малость не доглядели. Но примем меры, а нерадивых, быть может, и накажем; а дальше уж всё будет хорошо.  Но ещё не доверчив плебс. Да не долго и царит этот его всеобщий переполох, и только разве что трудящиеся, как доброхотной так и желтоцветной  медиа сферы, ещё подливают керосину, чтобы костёр темы не потух прежде чем новый случай не взбудоражит сообщество.

       Но это уже не о воронах пошла тема. Пора закругляться со своими фантазиями, а то, глядишь, и за примерами потянется рука. Этого мне ещё не хватало!

27.03.2018 6:32:42