Мысли... ч188

Новиков Борис Владимирович
Творчество, – как и свитие, – это перманентный процесс «раскавычивания»: распределение. Выход за предел, трансцендирование, трансгрессия. Только в свитии бал правят ложь, вред, зло и уродство, а в творчестве торжествуют, – утверждаются, – истина, польза, добро и красота. Аминь.   
***
Основание творчества: распределение и самодеятельность. Творчество как осуществляющееся противоречие: распределение самодеятельности и самодеятельное распределение. (Подробнее об этом см.: Б.В. Новіков, Творчість як спосіб здійснення гуманізму. – К., 1998, 310 с.). 
 ***
Творчество – индивидуальная (личностная) форма бытия общечеловеческого, опосредованная коллективным. 
***
Акт – единичная форма бытия культурного процесса и результата. 
***
Основание развития – становление и ставшее.
***
Основание деятельности – процесс и результат.
***
Основание творчества – распределение и самодеятельность.
***
Культура полипредметна: есть предметность духовная, душевная, телесная. Мыслительная, чувственная, материальная. 
***
Стихия. Полисемантизм понятия. Как неуправляемость, неорганизованность, хаотичность etc. и как природная определенность.
***
Что творит: душа, дух, тело?
Творит воодушевленное духом тело. (Когда они сходятся, это уже не «что», но «кто»). 
***
Кто творит: человек, люди, человечество?
Человечество, состоящее из человеков, опосредованное людьми.
***
«Интернет … отнимает память. Кажется, что наконец-то человек может перестать складировать тысячи подробностей – теперь можно освободить время для чистого мышления. Но нет, интернет похищает память, вносит дезинформацию: мысли незачем и негде шевелиться. Сеть делает нас чистыми потребителями. Некоторое время отсутствие эрудиции, но знание, где и что искать, спасает, но потом мышление затухает, как на необитаемом острове, потому что интернет копирует абсолютное одиночество. «Атомарность» и «монадность» индивида абстрактно противостоят всеобщему, но не единому, которое ни всеобще, ни единично. Единством Интернет не обладает. Он убивает желание писать и подменяет желание жить бесконечным; поиском готовых ответов, как можно более лаконичных и кратких.
Я не противник этого удивительного создания – просто он копирует те общественные отношения, которые его породили: изменятся отношения – изменится функция Интернета. Все это кажется глупым. Интернет может копировать только формальное мышление, освобождать от рутины формальной логики при помощи формальной же логики. Он подменяет собой искусство во всех видах и порождает новые. Это просто нужно принять к сведению – сражаться с этим бесполезно. Но я о другом: все человеческое, по-настоящему – не функционально в сущности – оно может выполнять несвойственные себе роли, и очень успешно, но даже музыка трапезных сонат создана в конечном счете не за тем, чтобы ублажать жрущих, так же, как живо-пись или философия не для развлечения – нет, все это выглядит жалко, и в конце концов начинаешь сомневаться, что человечество разбудило такие сущностные силы для посредственных целей. Так и человеческие чувства. У одного поколения они ампутированы вместе с воображением, а у тех, кто будет жить дальше, заменены на ощущения, реакцию-раздражитель, на «чипы чувств». И этого достаточно. Чувства превращены в атавизмы человеческого: оно и понятно, если человек устремился к простейшим, как к своему идеалу. Я не сетую, не возмущаюсь, и даже понимаю, что так проще, и только так можно выжить – особенно, когда вижу «счастье» ныне живущих. Но я, поскольку сохраняю рудиментарную способность мыслить, и сам чувствую, как у меня вырастают жабры, и от этого дышать как будто легче, как появляется рыбья кровь, и мне уже менее противно. Меня мутит от всего этого, потому что нехотя, тратя огромные усилия, чтобы еще что-то чувствовать, вижу, как с брезгливостью от меня и таких, как я, уходит философия и музыка, поэзия с живописью. Когда ты разочаровываешься в музыке и философии – это пустяки, а вот когда философия и музыка в тебе разочаровываются, и живо-пись видеть тебя не хочет – это смертельно, ты помрачаешься в себе. Главное – это неизбежно, неотвратимо. Амеба этого не поймет – для нее настал золотой век. А что делать мне? Эмигрировать, как А.Ф. Лосев, в Античность, им самим выдуманную? Или, как физики, думать о черных дырах, – да все возможные способы не спасут, когда ты понимаешь, что слабоумие эпохи просто окутает тебя сетью и парализует, чтобы оставался свежим. А тупеть будешь вместе со всеми, только в отличие от остальных –сознательно, то есть свободно» /Босенко А.В., Ходы Шестая. Пастораль. – К., 2017. стр. 55-56/.
***
Много говорения, мало мышления, еще меньше чувствования и совсем нету практик. Свитие.
***
Одиночество возможно и бывает лишь среди многих. Либо – среди всех. Одиночество, – принципиально, – невозможно в одиночку. 
 ***
Почему самый сложный вид мышления – это афоризм? Все дело в соотношении слов и смыслов. В многотомных опусах – максимум слов и минимум смыслов. В афоризме – наоборот.   
***
Творчество – это утверждение человеческого, свитие – это распад его. Творчество – это путь в беспредельную универсальность, свитие – путь в тупик унификации.
***
Транзитивные формы интеллекта.
Воображение: уже не рассудок, еще не разум.
Предрассудок – уже не здравомыслие, еще не рассудок. 
***
В творчестве осуществляется сущность.
В свитии осуществляется сучность.
***
«В сущности всё относительно» /Г.В.Ф. Гегель/.
В сучности всё безотносительно. Ибо сучность – это антагонизм. Я.
***
Осуществленная сущность есть действительность.
***
Осуществление (деятельность) есть общественная (культурная) форма развития.
***
Что (и кто) есть субъект свития? Лучше Г.С. Батищева не скажешь: «…организованная сила сомкнутой ординарности, консолидированной мощью мертвящего, противотворческого Порядка. Этот порядок все низводит к своему ранжиру, подчиняет простому стандарту, загоняет в униформу, уравнивает с серостью и безликостью». (См. Батищев Г.С., Педагогическое экспериментирование).
***
 На каких трех надутых неспонтанной мифологией шариках, – догматах, – зиждется («зиждется») современная предыстория?
– «эффективность частной собственности»;
– «образцовость либеральной демократии»;
– «беспристрастность, независимость и справедливость суда».
…Колченогим столик оказался. Хотя и на трех «ножках».
***
Что значит: «идеи, когда они овладевают массами, становятся материальной силой»?
Только то, что Рим победил не Аттила, Рим победил Христос.
*** 
Нынче диванные демократы, гуманисты, либералы etc. сидят в социальных сетях, как раньше подобный контингент клубился в «толстых» литературных журналах.   
***   
Философия – это не любознание + любопознание. Мудрость – это высшей пробы познание и знание, синтез извилин и морщин. Мудрость – это разум, содержащий в себе в снятом виде здравый смысл и рассудок; мудрость – это разумение, это понимание.
…Философия – это любомудрие.
***
«– Что общего между человеком и мухой?
– И человека и муху можно прихлопнуть газетой» /Услышанное/.
Сейчас – интернетом…   
***
Інтернет, ЗМДІ etc. – як «зупинене мислення».
***
Члены бывают действительными и реальными.
…Отшумело очередное толковище по раздаче справок, медалек и денежного вспомоществования пожизненного реальным членам, член - корам, корам и корешам.
Крещение без учения. Клир, аппарат, администрация крещеных, но не ученых… Облепивших великое слово (и дело): Академия. 
***
«Коли в людини є народ, тоді вона уже людина» /Ліна Василівна Костенко/.
Вірно. Але це – прозова констатація.
Щоб народилась поезія, – заримована діалектика, – потрібен ще один рядок: «Коли в народу є людина, тоді і він уже народ».
Якось так…
***
Крещение, – несмотря на сакральность, – обмирщает учение, облекает его в человеческую, гуманистическую форму. Ученость без подобного облечения – суха, холодна и абстрактна. Бездушна. Крещеность без учености – это существование без сущности, эффектность без эффективности, видимость без сущности etc. Душа без духа.      
***
«Истина является в мир не в блеске декорации, не в сиянии тронов, не под звуки труб и литавр, а рождается в тишине и неизвестности, со слезами и стонами» /Людвиг Андреас Фейербах, Сущность христианства, Предисловие ко второму изданию. – М., 1995, стр. 22/.
***
Бессмертно лишь то, что не рождено: субстанция.
***
Сложно быть гением, мечтая быть всем и при этом оставаться самим собой /Навеянное/.
***
Основанием настоящего есть прошлое и будущее.
***
Классика не стареет. Она – непреходящее в преходящем. Культурная нетленка еси. 
***
Есть население страны, есть граждане страны, а есть страна - народ. 
***
«Виртуальность обучает, поскольку в ней работают правила, а не факты…
Виртуальная война – это одновременно коммерческая война за расширение числа потребителей виртуального продукта. Точно так глобализация двигалась, разрушая границы, чтобы создать единый рынок потребления физического продукта, за которым пришел и информационный. То есть перед нами война, которая сама себя и финансирует, поэтому столь часто она и становится победоносной /Иной вопрос, что все ее победы – пирровы. – Б.Н./.
Война за наши мозги продолжается. Виртуальные "освободители" поджидают нас за каждым углом. И пока мы сами не будем производить свои научные теории и телесериалы, компьютеры и смартфоны, романы и песни, нас все время будут учить, как жить в этом мире, другие страны и люди» /Г. Почепцов. У виртуальной войны – новое лицо/.
***
Чистоган – превращенная форма чистой монеты.
***
Время – это интервал между истекшей вечностью и вечностью грядущей (Навеяно А.В. Босенко). 
***
Научная теория есть эксплицированный принцип. Принцип есть научная теория в своих имплицитном виде.
***
Абсолютизированный рассудок есть рассудочность. Воплощенная рассудочность есть антагонизм.
***
Творец спрашивает «почему?», вторец спрашивает «почем?».
***
Рассудок. Ступень (форма) в генезисе отражения. Интервал между живым созерцанием и разумом.
***
Безмозглым (и безмозгим) хронотоп, – земной, – станет и будет после рукотворного Апокалипсиса. Нынче он – промозглый.   
***
А вот то, что промозглость подобная есть прямой и верный путь к безмозглости и безмозгости – вне всякого сомнения. Ибо: чем дальше от истины, тем ближе к крови. Даже еще короче путь сей скорбный: он минует стадию кровопускания…
***
Предметность есть культурная (духовная, чувственная, материальная) определенность.
***
Обыдленность – превращенная форма обыденности.
***
О постмодернизме.
«…Так, современная философия – что угодно (кому?): она – модельный бизнес, дефиле каждой бросовой идеи как мисс вселенной, только с дурным вкусом и перегаром, по подиуму «науки» и признания (но не признательности, которая бесконечна в рамках разумного, по принципу «что бы не случилось – держи фасон»), но при чем здесь философия? В искусстве те же проблемы – это торговля на вынос, когда выносят мозг, и жаргон вполне соответствует действию. Безмозглость современного искусства настолько очевидна, что даже не обсуждается – принимается по умолчанию. Мозг искусству заменяют опилки бурной деятельности менеджеров среднего звена и агентов по продажам» /Босенко А.В., Ходы Шестая. Пасторальная. – К., 2017, стр. 65/.
***
Не творят по нужде, не творят от избытка. Не творят в неволе. 
Творчество – это нормальный способ бытия нормального человека, людей, человечества. 
***
От избытка и от нужды исключительно вторят.
В неволе – шестерят…
***
Репродукция, тиражирование, фабрикация etc., если только она не подчинена требованиям хрематистики, является способом производства самоё общественности, составляя материальный, духовный либо чувственный субстрат обмена. 
***
Настоящее – это будущее прошлого и прошлое будущего. Ну, в том смысле, что они разьятию не подлежат и бухучету не подвластны.
***
Возможность – это становление, не успевшее (не сумевшее?) стать ставшим. 
***
Чем занимается П. Слотердайк в своей (и, наверное, не только в ней) «Критике циничного разума»?
«Исследованием и облизыванием канализационного коллектора», выражаясь словами одного умного человека. К сожалению, не он один…   
***
Энергейя – то, что, и каким способом. Одно из значений этого др. - греческого слова: «объективная реальность». Любопытное слово. Впервые я встретил это слово у А.В. Босенко.
***
Вполне согласен с выводом А.В. Босенко, что «искусство искусствоведов, критиков, менеджеров (экспертов, ведов etc. – Б.Н.) – никакого отношения к сущности искусства… не имеет» (см. А.В. Босенко, Ходы Шестая. Пасторальная. – К., 2017, стр. 52).
Их роль – роль посредника, роль торговца (очень часто – торгаша). Торговца интересует: «почем?», торгаша, – исключительно, – «что я с этого буду иметь?». В сущности – роль лишнего, паразитирующего звена в отношении художник - сохудожник (читатель, зритель, слушатель etc.). И художник, и сохудожник возможны, истинны, действительны исключительно в событии, в отношении, которое есть сотворчество. Аминь. 
***
Унифицированность есть превращенная форма уникальности. 
***
Плюрализм есть превращенная форма универсальности.
***
«Предчувствие … удивительнее … данности» (А.В. Босенко).
Ждать заказа в ресторане, кафе etc.  приятнее, чем дождаться. Думал, надеялся: уж на этот-то раз будет вкуснее, дешевле etc. Оказывается, – всегда, – невкуснее, дороже etc. 
***
Любопытно, что слово «возвращение» в старо-русском языке означает «разврат» (А.В. Босенко эту особенность заметил и отметил).
…Так чем же иным, как не этим малосимпатичным, – разврат, – занятием есть все, без изъятия наималейшего, усилия и действия с целью «остановить», «заблокировать», «воспрепятсвовать», «обратить вспять» и пр., и пр. поступательный ход истории?!    
***
Творчество – это и процесс, и результат.
И сотворение, и сотворенное. Разумеется, не «и», «и», а свое-иное-себя. Осуществляющееся диалектическое противоречие. 
***
Художник творить твір, твір і його створення творять художника. 
***
Тщета – тщательность с нарушенной (порушенной) мерой.
***
«Ракоход». Способ существования современной предыстории. (Термин, – в ином контексте, – употреблен А.В. Босенко). 
***
Человек, лошадь, собака etc. – существа бесполые.
***
Мир – это осуществляющееся диалектическое противоречие, основанием (определенными противоположностями) которого есть социальная реальность и действительность. Просто: реальность и действительность, ибо субстанция как объективная реальность, – материя, – существует лишь в отношении с ее, – субстанции, – духовным аналогом. Субъективной реальностью, сиречь – с научной философией. Либо – с ненаучным духовным аналогом: донаучной или же антинаучной философией. В этом – суть «основного вопроса философии».   
***
Способ существования мира – деятельность, основанием которой есть творчество и свитие.
***
Основной формой существования мира есть хронотоп. Основание хронотопа – социальные место и время. 
***
Место есть определенное пространство, время есть определенная вечность. Хронотоп есть культурные время и место.