Приезжая 3

Иринья Чебоксарова
Начало:http://www.proza.ru/2018/03/24/547

«Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя – это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть – это вы сейчас»
Зигмунд Фрэйд.


От предварительного распределения до окончательного было какое-то время. И в этот отрезок  наш свободолюбивый курс активизировался в поисках вариантов применения полученных знаний. Все мы хотели работать, начать новую, самостоятельную жизнь, но не по указанию деканата и свыше, а по велению души.

Прожив все годы учебы в общежитии университетского городка, так или иначе, ощутив это братство, мы сдружились, и многое обсуждали сообща.

От бывалых студентов пришла подсказка, какое место работы предпочтительней для ботаников. Ведь специализации у всех были разные, согласно направлениям биологии: генетики и орнитологи, микробиологи и физиологи, ихтиологи и зоологи.

Так я узнала, что есть на белом свете «Гипроземы» - проектные институты по землеустройству. Они, на момент окончания нами университета, были всего в нескольких городах  нашей страны. И в том числе, во Владивостоке. Инициативной малой группой мы поехали в Москву, каким-то образом отыскали Министерство, попали в нужный кабинет, объяснили на словах свое намерение работать геоботаниками во Владивостоке, что-то написали, подписали, кого-то в чем-то убедили. Министерство умилилось и выслало направления на эту работу.

И поезд дальнего следования «Москва-Владивосток» увез  самозванок на Дальний Восток.
Через семь суток пути, он прибыл в порт у моря глубокой ночью. А утром мы уже впервые в жизни вышли на работу. 

В коридоре проектного института нас оказалось несколько.  Кроме нас, уралочек, прибыли еще две девушки из Днепропетровска. Приоткрывались двери кабинетов изыскательского и проектного отделов. Донесся шепоток: «Какие фифочки!»

Фифочками мы пробыли всего пару дней, изучая вводные материалы. А после, собрав необходимое для полевых работ,  были «закинуты»  в экспедиции по Приморью. Так, еще толком не узнав город, я начала свой путь приезжей.

За три года изыскательской работы в Приморье, в экспедициях, с мая по октябрь, то есть во время вегетации растительности, я объездила почти весь край. Север. Юг. Запад. Восток.  Озера Хасан и Ханка. Побережье Японского моря.  Районы у китайской границы.

За один полевой сезон приходилось переезжать по нескольку раз, чтобы отработать все намеченные объекты. У меня было командировочное направление, которое я предъявляла начальству существующих тогда колхозов и совхозов. Председатели или агрономы должны были выделить  жилье на время работы, транспорт и рабочего. Но так как у них в это время была своя страда, то все обычно ограничивалось только жильем. Хотя ездила я и на грузовиках, и на уазиках, и на тракторе, и на мотоцикле. Но чаще – пешком.

Никогда не забуду свой первый рабочий день в Дальнереченском районе. Накануне приехала начальница изыскательского отдела, на три года старше меня. Она вводила меня в курс дела, постоянно подчеркивая, какая это трудная работа, как много надо ходить по самой разной местности; жара, усталость,  всякие другие сложности. 

Наспех показала мне самые распространенные виды растений.
Указав на полынь, похожую на растопыренный веник, она пояснила, что это полынь бубенчатая. А полынь, унизанную маленькими «шариками», назвала веничной.
Я усомнилась. Было похоже, что наоборот. Спросила про определитель и бинокуляр.
Но ничего этого в институте не было.
- А как же быть с незнакомыми видами?
- Мы закладываем их в гербарий. Определяем уже в городе на кафедре ботаники в университете.
- Но на то мы и специалисты, чтобы определять их самим…

Первый день начальница провела со мной. Мы наметили маршрут и на институтском уазике двинулись в путь. Я настраивала себя на неимоверные трудности, о которых меня так красноречиво предупредили.

И вот на пути к нашей цели - пасека на лесной полянке. Начальница возжелала
ее посетить. Нас встретил радушный старичок-пасечник и пригласил в гости. На цветущей вольнице, на лавках  за сколоченным столом, мы отведали свежей медовухи, соленых грибочков, мед в сотах. Велась неспешная беседа, жужжали пчелки, пригревало солнышко.
И такой райской мне показалась такая «работа».
Так и «проработали» там целый день.

А потом все оказалось и так, как  предупреждали, и даже намного неожиданнее.
Жила я в сельских домиках. И в каждом новом месте оказывалась приезжей. А интерес к незнакомкам в глубинках всегда велик. Новый человек, как диковинка. К нему приглядываются, пытаются познакомиться.

Много участия встретила я от жителей этих деревень и сел. Мне приносили картошку и молоко, гигантские помидоры, перцы и баклажаны, грибы и ягоды, мед. Делились посудой. Отдавали доброту просто так, от щедрости души.

Но были и другие проявления «внимания». И это пережилось и обошлось без последствий. Кочергой или поленом мне выбивали окна, топором рубили двери, пытаясь их открыть, подстерегали мое возвращение из маршрутов, забывали забрать то с острова, закинув туда на лодке, то из отдаленного маршрута, насвистывали ночами под окнами.

Но главным было то, где я оказывалась, что увидела.
Природа Дальнего Востока необычайна. Да, я знаю, каждому дорог свой край. И мне бесконечно мила уральская напевность, близкая и родная с детства.

Быть наедине с живым и трепетным, ходить по траве, видеть цветение лугов, ощущать прохладу лесов, удивляться новым видам растений, работать в живой лаборатории природы, радоваться жизни, молодости, иметь возможность выразить свои чувства вольному ветру, петь песни, умыться в ручье, прислониться к  дереву, испытать затаенные чувства ко всему удивительному, живому миру. Таковы некоторые чудаки, которых называют ботаниками.

Они не понимают выражения: «Поедем на природу на выходные». Для них зеленая планета – это и есть жизнь. Поэтому мне так близки и понятны Есенин и Паустовский.

Вот я взбираюсь на пологую сопку, иду недолго по настоящей тайге, чтобы попасть на горную речку или протоку. Чистейшая вода журчит по камешкам, птицы поют на разные голоса, на земле  чьи-то следы, а я, как Маугли, ничего не боюсь, этот мир мне знаком и понятен. Он необходим. 

 «Где-то багульник на сопках цветет,
Кедры вонзаются в небо…
Кажется, будто давно меня ждет
Край, где ни разу я не был.

Возле палатки закружится дым,
Вспыхнет костер над рекою…
Вот бы прожить мне всю жизнь молодым,
Чтоб не хотелось покоя»*


* - Из песни "Багульник" на слова И. Морозова, музыка В. Шаинского.

-