Бешбармак

Анатолий Комаристов
               

Начальник Организационно–мобилизационного управления округа  генерал-майор Марышев отправил меня и старшего офицера управления подполковника Дмитрия Ивановича Середовича в Кзыл-Орду с задачей проверить работу второго отдела областного военного комиссариата по подготовке молодежи к военной службе.

О том, что и как мы проверяли в военном комиссариате я писать не буду. Это никому не интересно. После окончания проверки военный комиссар пригласил нас к себе домой «скромно поужинать». Учитывая итоги нашей проверки, идти к нему домой нам не хотелось, но поскольку «Восток – дело тонкое» и отказаться от приглашения, значит обидеть хозяина, мы, посовещавшись согласились поужинать.

Комиссар повез нас к себе домой. Я поразился, увидев за высоким забором огромный трехэтажный дом. Во дворе в красивом большом бассейне плескались не меньше десяти ребятишек разного возраста. В хозяйственных постройках суетились молодые и пожилые казашки. На высокой подставке над костром стоял большой чугунный казан, в котором кипела вода.

Комиссар приказал кому-то привести и показать нам барана, которого должны были зарезать для приготовления «скромного ужина» (так у них принято). Пока мы прогуливались с хозяином по асфальтированным дорожкам двора, среди клумб, продолжая обсуждать итоги нашей проверки, женщины приготовили ужин.

Угощали нас национальным блюдом бешбармак. На зеленом газоне расстелили несколько больших ковров и поставили в центре огромное красивое блюдо. Пришел старый казах в национальной одежде. Комиссар переговорил с ним в сторонке и пригласил нас садиться на ковры.

Бешбармак казахи едят руками. Перед началом трапезы женщины принесли чайники с водой и мы вымыли руки. Дмитрий Иванович, засучив рукава рубашки, потянулся к блюду и мастерски завернул в тесто кусок баранины с зеленью. Как я понял потом, он уже не один раз «скромно ужинал» с военными комиссарами. Я попал на такой ужин впервые, и не знал, как приступить к трапезе. Комиссар, увидев мою растерянность, дал команду принести мне тарелку, ложку, вилку и нож.

Во главе стола сидел, пришедший к комиссару старый казах – «аксакал». Разделывая голову барана и подавая кому-то из нас, например, ухо, глаз, язык, он произносил целую речь. Например:
– Дмитрий! Ты должен хорошо слушать, что говорят твои сотрудники, окружающие тебя люди – или – Анатолий! Хорошо смотри за подчиненными. Держи язык за зубами, не рассказывай то, что нельзя говорить и т.д.
 
Женщины с нами не ужинали, а только прислуживали. После того, как мы покушали бешбармак, в красивых больших пиалах подали зеленый чай, и мы еще долго говорили обо всем и ни о чем…

Картинка из Сети