Психопат

Анатолий Комаристов
 
               
               Из цикла «Маленькие истории»

На отдел, которым я руководил в Центральной ВВК Министерства обороны (ЦВВК), помимо многочисленных задач, возлагалось рассмотрение писем, обращений, жалоб военнослужащих, членов их семей, военнообязанных, родителей солдат и военных строителей.
 
Письма и жалобы поступали  в различные инстанции: ЦК КПСС, Министру обороны, Главную военную прокуратуру, Центральное военно-медицинское управление, Комитет солдатских матерей.

Но все письма и жалобы  на неправильные (с точки зрения заявителя) постановления военно-врачебных комиссий по действовавшему тогда Положению имела право рассматривать только ЦВВК. В конечном итоге все письма и жалобы оказывались у нас.

Где-то в середине 80-х годов из ЦК КПСС, Приемной Министра обороны и Главной военной прокуратуры одновременно поступили жалобы подполковника «N», не согласного с диагнозом и постановлением ВВК Группы Советских войск в Германии.
 
Офицера на основании статьи 7-б Расписания болезней (статья предусматривала психопатию) признали не годным к военной службе в мирное время.

Рассматривали эту жалобу, как обычно. Запросили историю болезни, копию свидетельства о болезни и личное дело офицера. Оснований для пересмотра диагноза и отмены постановления ВВК Группы Советских войск не нашли.

Жалоба «N» находилась на контроле в ЦК КПСС и Приемной Министра обороны. Подробно доложили туда о результатах проверки и сообщили подполковнику «N».
 
Вскоре у меня появилась возможность переговорить по телефону с главным психиатром ГСВГ Виктором М-о. Мы учились с ним на факультете усовершенствования врачей при Военно-медицинской академии  в Ленинграде. Я задал ему несколько вопросов.
 
– Виктор! Ты обратил внимание на аттестации в личном деле? Они все  отличные. А последняя служебная характеристика резко отрицательная. Почему так? Его хотят убрать твоими руками?

Виктор ответил мне:
– Личное дело «N» я читал несколько раз. Ты меня хорошо знаешь. Заставить меня сделать здорового человека психически больным невозможно.

 – Тогда скажи мне, как махровый психопат мог поступить в училище, хорошо окончить его и дослужиться до подполковника?

– Все просто. В момент поступления в училище была стойкая компенсация болезни. А дальше - ты читал в личном деле, сколько воинских частей и должностей он прошел? Чтобы избавиться от него командиры не направляли  его на врачебную комиссию, а писали хорошую аттестацию и без проблем переводили не только в другую часть, но и на более высокую должность. А здесь командир дивизии сразу понял, что представляет из себя «N», и не повторил ошибки предыдущих командиров, а направил его ко мне в отделение. Я в диагнозе и постановлении комиссии не сомневаюсь. А если вы сомневаетесь –  можете взять его на контрольное обследование.

Буквально через несколько дней после разговора с Виктором М-о меня пригласили на Старую площадь в ЦК КПСС с документами «N», который снова написал жалобу – теперь уже на ЦВВК. Одновременно мне позвонил Главный военный прокурор генерал-полковник юстиции А.Г.Горный. Попросил объективно рассмотреть жалобу и предупредил, что к нам приедет следователь по особо важным делам для допроса меня и офицеров моего отдела, рассматривавших документы «N». Он написал в Главную военную прокуратуру (ГВП)  жалобу на ЦВВК.

Как я отчитывался в ЦК КПСС на Старой площади и как нас допрашивал следователь из ГВП – отдельная песня. Короче, на расширенном заседании комиссии мы приняли решение положить «N» на контрольное обследование и освидетельствование в психиатрическое отделение Главного военного госпиталя им. Н.Н.Бурденко.

Заместитель главного психиатра Вооруженных Сил  доктор медицинских наук полковник Колупаев Г.П. подтвердил диагноз и согласился с постановлением ВВК о негодности «N» к военной службе.

Мы доложили в ЦК КПСС и ГВП о результатах, но дело на этом не закончилось. Подполковник «N» снова обжаловал это решение, и тогда мы отправили его на обследование и освидетельствование в клинику психиатрии Военно-медицинской академии в Ленинград, начальником которой был Главный психиатр армии и флота  профессор генерал-майор медицинской службы Спивак Л.И.

Маленькая история с освидетельствованием тяжелого психопата  закончилась. Диагноз и постановление ВВК в клинике психиатрии подтвердили. Подполковника «N» представили к увольнению из армии.

Но нервы он потрепал всем основательно…

* * *
Фото: Клиника психиатрии ВМА им. С.М.Кирова

Продолжение цикла "Маленькие истории" http://www.proza.ru/2018/03/24/954