Часть седьмая. Роль музыки в жизни человека.
Симонян Акоп (Григорий) Агитович. Год рождения: __.__.1907г. Место рождения: Грузинская ССР, Аджарская АССР, г. Батуми, Пушкинская, 58. Дата призыва: __.__.1929, воспитанник Красной Армии. Воинское звание: техник-интендант 2 ранга. Воинская часть: 114 сп 64 сд 8 а. За боевые заслуги награжден правительственными наградами. После войны работал в школах г.Балея.
В десятой школе уроки пения вел Валерий Симонян. Он же аккомпанировал на баяне хору, которым руководил Григорий Агитович Симонян,его отец, участник Великой Отечественной войны.
После шести уроков нас, учеников средних и старших классов, собирали в спортзале, где мы готовились к смотру художественной самодеятельности.
Петь в хоре очень нравилось. Если сначала мы как – то с прохладцей относились к этому занятию, то потом, когда уже наизусть знали тексты песен, их мелодии, привыкли к требованиям очень уважаемого дирижера, мы воодушевлялись. Хоровые песни о Родине ( А. Пахмутовой, Э. Колмановского, Я. Френкеля и др., композиторов ), о ее великих сынах и дочерях поднимали настроение поющих и слушающих (это было видно, когда выступали перед зрителями в Д.К.) Да и дирижировал хором необыкновенный человек. Это был уже пожилой мужчина, музыкант, почти слепой, но высокий профессионал и очень требовательный к себе и к другим, чувствовавший малейшую фальшь и заставлявший нас от нее избавляться. Пока Григорий Агитович не добьется от нас чистоты и правильности исполнения песни, нас не отпускали с хора, поэтому мы старались в дальнейшем сразу схватывать мелодию, прислушиваться к замечаниям руководителя хора. А об\яснял он очень мягко, тактично, доходчиво.
Вскоре хор был уже монолитным, дисциплинированным коллективом, получавшим большое удовольствие от исполнения музыкальных произведений. Участники хора становились увереннее : чувствовали единение, силу, мощь коллектива. Трогательные и проникновенные слова песен, музыка очень сильно на нас воздействовали. Песня вела нас за собой, обогащая наши души, взращивая наши лучшие чувства, а потом мы все свои эмоции выплескивали на слушателей. Стоявшая в первом ряду хора, я видела, как на нашем концерте взрослые утирали слезы, с каким воодушевлением зрители аплодировали. И не удивительно, что на смотрах хор нашей школы занимал первое место.
Не знаю, как другие, а мы с одноклассницами после хоровых песен чувствовали какой – то особый подЪем настроения: хотелось действовать,ликовать, летать- чувствовали необыкновенную силу. Даже домой, бывало и такое, шли с песней.
А недавно попалась информация о том, что российскими учеными было проведено социальное исследование, которое показало, что «занятия в хоре оказывают положительное воздействие, как на детей, так и на взрослых. Занятия в хоре улучшают общее состояние здоровья, способствуют правильному физическому развитию, способствуют развитию памяти, речи, повышают коммуникабельность, умение работать в коллективе, повышают общий культурный уровень, в том числе способствуют закреплению и сохранению культурных традиций, формируют высокую самооценку, уверенность в собственных силах, нацеленность на результат, способствуют развитию социальной толерантности, в том числе развитию милосердия.»
Думаю, что если бы возродили уроки музыки, хоровые занятия в школах, то избежали бы многих проблем, какие сейчас там существуют.06.02.2018.
Сейчас только прочла статью Михаила Казиника, выдающегося скрипача, педагога, культуролога, который так убедительно сказал о влиянии музыки на учащихся, что не согласиться нельзя: он подытожил мои многолетние наблюдения.
- Детям катастрофически не хватает уроков музыки. Я далёк от мысли, что каждый, кто обучается музыке в детстве, обязательно станет музыкантом. Но то, что это будет гармонично развитая личность, думающий человек с широким кругозором — это точно. Когда я был приглашён музыкальным экспертом Нобелевского концерта (это одна из трёх составляющих нобелевской недели наряду с вручением премий и нобелевским ужином. — Прим. ред.), я решил задать лауреатам один вопрос: была ли у вас в детстве музыка? «Сплошная музыка и была», — отвечает мне выдающийся химик, а потом с сияющими глазами благодарит за потрясающий концерт Дворжака. За ним выходит другой лауреат — по физике. И он мне отвечает, что его родители — тоже учёные — с самого детства готовили к Нобелевской премии: «Поэтому я, как и Эйнштейн, начинал со скрипки. Как без скрипки что-то открыть в физике?» Практически все лауреаты в детстве занимались музыкой. Поэтому школьные уроки физики и математики нужно начинать с фуг Баха. Как сказал Лейбниц, музыка — это скрытые арифметические упражнения души, которая вычисляет, сама того не зная. Сначала вычисление идёт на подсознательном уровне благодаря великим композиторам, а потом математика хватается на лету. Как примечание к Баху.
На занятиях не развивают парадоксальность мышления. Когда мой сын был маленький, ему задали сочинение по картине Васнецова «Богатыри». Сочинение по вопросам. И сын подходит ко мне с первым заданием: «Папа, как вглядываются вдаль три богатыря?» Вот вся нынешняя школа в одном вопросе: «Как?» Ты отвечаешь: «Зорко». Чёткий, нормальный, правильный ответ. Солдатский. «Так точно. Есть» И поворот на носках. Такие вопросы не требуют размышления, парадокса, фантазии…
Выступая как-то перед представителями Федерального собрания, я привёл простой пример со «Сказкой о рыбаке и рыбке». Я спросил: о чём сказка? Мне ответили — о жадной ненасытной старухе, которая не умеет довольствоваться тем, что у неё есть, и которая поплатилась за свою жадность. Помнят со школы. Но я уверен, что Пушкину писать об этом было бы неинтересно. Эта сказка о любви — безусловной любви несчастного старика к своей единственной старухе, какой бы сварливой она ни была. И когда вы перечитаете сказку с этой мыслью, многое встанет на свои места.