Вредные советы от

Дина Иванова 2
Нет, нет,
НЕ от Григория Остера, а от  младшенького в роду.
Четырёхлетнего хулиганчика-остряка.
Он понятливо смеялся, когда ему читали стишки Хармса.
Вот и решила  послать в подарок книжку Г.Остера – «Вредные советы».

У этого автора сотни произведений и огромные тиражи изданий.
Когда появились первые книги Остера, мы взрослые охотно их читали, получая огромное удовольствие.
В нашем узком кругу  «советы»  служили как бы тестом на наличия в организме человека гормона юмора.
Эти книги вроде прививок и от одностороннего взгляда – это хорошо, а это плохо. Они полезны и всем тем, у кого нет оттенков, а есть прямолинейное убеждение: «Чёрное есть чёрное. И всё тут».

Жизнь подтвердила правоту  слов Остера: «Советы бывают не только полезные, но и вредные».

На одной из встреч, дети автору задали вопрос: - «Почему вы  пишете вредные советы, а не полезные?».
Писатель ответил: - «Потому что и без меня полезных советов вам кто только не дает — папа, мама, учителя в школе, старшие братья и сестры. Я вот решил давать советы наоборот».

На его книгах выросло  несколько поколений. 
«Взрослые произошли от детей»
Спорить с автором не хочется.

От мудрого Остера, многодетного папы,  есть  предупреждение.
Вредные советы – «эти книги предназначены для непослушных детей, их родителей и учителей. Послушным детям разрешается читать не больше трех вредных советов в день. При этом послушного ребёнка рекомендуется на всякий случай привязывать к стулу. Верёвками. В противном случае послушный ребёнок, наслушавшись вредных советов, возьмёт и выполнит всё то, что описано в этой ужасной книге».

Брожу по книжному развалу.
Вижу новые книги Григория Остера.
Радует.
Он очень популярный нынче детский писатель, сценарист, автор мультфильмов, телеведущий.

Среди  известных авторов детской литературы Георгий Остер явление уникальное.
Впервые его «Вредные советы» были напечатаны в начале 80-х годов в журнале «Колобок».
Они вызвали бурное негодование родителей и учителей.
Официальная пресса приклеила ему ярлык – «Диссидент» -
«Он подрывает авторитет родителей и школы».

Но писатель был упрям.
Он оценивал своё творение – «Вредные советы», как принцип воспитания от противного.
Будучи отцом пятерых детей, Остер  на своём опыте убедился – дети не воспринимают длинные нотации.
Постоянные одёргивания: – «Это плохо, этого нельзя… нельзя кричать и произносить плохие слова, клянчить подарки,  плеваться, ковырять в носу, драться, бить посуду…»,  дети  зачастую «пропускают мимо ушей».

В  стишках Остера всё это можно.
Он, как бы помогает хулиганистым детям посмотреть на себя со стороны.
Стишки Остера - это   «модель плохого поведения». 
Бытовало такое расхожее клише. 
А писатель был убеждён  – «у детей хорошо развит дух противоречия: Нельзя – значит  буду!».

И вдруг,  у прилавка слышу из уст «правильных» читателей примерно то же самое:
- У Остера  в стихах – образчики  плохого поведения. Полезно ли это  детям?
- Нормальные дети и будут так поступать, как он советует.
- Эти  «советы» ушат кипятка на голову родителям и учителям. Пусть уж лучшие они в свои гаджеты играют (??)
 - Какая тут поэзия? Корявые строки. Поделки под стихи.


Чуточку из прошлого.
Когда автора перестали печатать, он перешёл работать на радио.
Слушая его, у многих стало  зарождаться понимание, что в  стихах Остера - истинный срез детства  со всеми его хитростями.
Гнев родителей в письмах на радиостанцию был заглушен голосом и восторгом детей.
Дети писали, что не будут они выполнять вредные советы. Но они такие «клёвые»,  их так интересно и весело слушать.

Остер, который с юности пишет стихи, не придумывал корявость, ему хотелось радовать и веселить своих маленьких читателей, говоря с ними тем  живым и образным языком, который им близок.
 
Если глупые вопросы
Появились в голове,
Задавай их сразу взрослым.
Пусть у них трещат мозги…

Бабушка, которая читала «Вредные советы» внуку прислала мне видеозапись реакции озорника.
Хитрющие глаза и такая быстрая реакция на стихи.

Бабушка читает книжку - 
внук мгновенно парирует:

Не соглашайся ни за что
Ни с кем и никогда…

-  на машине своей никогда не езди, никогда!

Это очень интересно.
Отрывайте крылья мухам,
Пусть побегают пешком.
Тренируйтесь ежедневно,
И наступит день счастливый —
Вас в какое-нибудь царство
Примут главным палачом…


-  деревья нужно рубить…
и всем кровь пускать – вот! 
Задумался, мордашка застыла в сомнениях.
-  всех вредин в царство к палачам…

Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.

- Станет! – уверено. - Он уже год посещает занятия в спортзале, участвуя  «в боях» со сверстниками.


Главным делом жизни вашей
Может стать любой пустяк.
Надо только твердо верить,
Что важнее дела нет.
И тогда не помешает
Вам ни холод, ни жара,
Задыхаясь от восторга,
Заниматься чепухой.

Руками никогда нигде
Не трогай ничего.
Не впутывайся ни во что
И никуда не лезь.

С хитринкой, делая маленькие паузы, горячо и  с энтузиазмом:
- чашки нужно разбивать…
- картинки надо рвать…
- воду разливать…
- мёд - на пол бросать… 
- вилками - в холодильник…

Если ты весь мир насилия
Собираешься разрушить,
И при этом стать мечтаешь
Всем, не будучи ничем,
Смело двигайся за нами
По проложенной дороге.

И сразу, с улыбкой
Растроганной гладя,
Все взрослые вас
По головке погладят
И скажут, что вы
Замечательный мальчик
И нету ребенка
Приятнее вас.

Бабушка уточняет.
   - А что о твоих  «советах» скажут мама и папа?
   - Хо-ро-шо, - хитрит, - они знают, что я смеюсь и врю…

Полученное маленькое видео вдохновило на рассказ.
И порадовало тем, что Григорий Остер вне времени.  Его книги  не теряют своей остроты.

В одном из интервью писатель рассказал: -
«У меня есть цикл книг “Наука на всю жизнь”, где я создаю такие псевдонауки, как науку о взрослых “Папамамалогию”, “Конфетоедение”, “Вритературу”. Книга  «Вритература» - специальный учебник по обучению вранью. Могу открыть секрет -  в этой книге  два величайших «врилитературных произведения»: «Я больше не буду» и «Он первый начал».

   -У Вас есть собственные правила воспитания детей, - уточняет собеседник?
   - Пожалуй, да. Я всему учу своих детей собственным примером».

Вот оно главное правило от писателя. -  «всему учу своих детей собственным примером».

Понять  всю глубину этих слов – значит понять богатство выдумок автора, его искромётный юмор.
Его безграничное понимание детей и любовь к ним.