Глава 7. Домой

Елена Петрова-Гельнер
    Дни пролетели быстро, пришло время отправляться домой, купили сувениры, собрали чемоданы и пошли к метро, чтобы добраться  в аэропорт “Пулково”. Я снова и снова любуюсь ребятами, какие они выросли умные, смелые, красивые, свободные и какая разнообразная у них жизнь. Сейчас мне гораздо интересней  не моя жизнь, а детей и внуков, что ждет их впереди, к чему приложат  свои способности, как выстроят свою жизнь. Диме шестнадцать лет, Машеньке четырнадцать,  очень надеюсь, что они найдут свои таланты. Сегодня  мы все  вместе, одна большая  и дружная команда! А чем больше в команде молодых игроков, тем она сильнее!

    Когда-то я дала себе клятву, что у моих детей не будет  такой  трагедии,  какую пережила я, оставшись без любимого папы и близких людей. Сегодня могу сказать, я ее не нарушила. Не смотря ни на что, мы с мужем смогли сохранить полноценную семью, хотя были и семейные испытания, и огорчения, и плюсы, и минусы, и жуткие перестроечные годы, в чем-то пришлось себя ограничивать, а что-то и простить. Слава богу со временем пришло глубокое, настоящее понимание друг друга, которое  может придти только тогда, когда вместе проходишь многочисленные пороги. К счастью, все сложилось удачно, мы справились, смогли, сумели все преодолеть и остаться вместе. То, что сейчас имеем - дорогого стоит, все это надо было заслужить. Значит когда-то все делали правильно,совершали не самые плохие поступки, учились хорошим вещам и ходили верными дорогами. За это нам послана самая ценная награда - душевное равновесие, прекрасные дети и дивные внуки. И самое главное, они живут с ощущением, что в любой момент их ждет родительский дом, где царят забота и любовь, где они всегда будут накормлены, согреты и защищены. Мы очень нужны своим взрослым детям, нужны-даже одним своим присутствием на белом свете, потому что тепло от того, что у тебя есть родители, для которых вы самые любимые и родные люди. 
 
    
    Наша  поездка получилась замечательной. Петербург как всегда, оказался на высоте!
Программу мы перевыполнили и, несомненно, пополнили копилку бесконечно ценных совместных воспоминаний! Я совершенно счастлива: во-первых, мы вместе побывали в одном из красивейших городов мира, во-вторых, моим внукам  приоткрылась завеса далекого прошлого, с личной, семейной историей, которая стала им ближе и понятнее. Это была одна из моих главных задач.
   
    Давно нет бабушки и дедушки, да и никого нет, ни тети, ни папы, ни мамы, но кровь их не растворилась, она течет во мне, в моих детях и в  их правнуках. Думаю, они и представить себе не могли, что наступит  день,  когда их внучка, со своими внуками, приехав в Петербург,  будет ходить  по их  земному следу  и с любовью вспоминать о них!
 
    Подрастают  младшие внуки Денис, Настенька и Алиса и у меня есть надежда, что кто-нибудь из них, когда-нибудь, проявит любознательность и попытается прикоснуться к своим истокам и  узнать еще больше об истории нашей семьи,  прожившей более века в Ленинграде-Петербурге. 

    Когда наш самолет набрал высоту, стюардесса  предложила напитки и сэндвичи. Мы, отстегнули ремни, открыли столики, взяли стаканчики с чаем и развернули бутерброды, Дима как обычно, ни к кому не обращаясь, пробасил:
    - Да, прикольный город, большой, яркий, даже море под боком и белые ночи классные! Жизнь  не скучная, в общем, я от него в отпаде!
Отхлебнув горячий чай и подняв голову,  Маша возмутилась: 
    - Не прикольный, а  прекрасный! Дима, ты летишь из  культурной столицы! Ну, теперь хоть  вспомнил  об этом?
    - А я что сказал?  Я и сказал, спасибо Пете!- залпом допив остывший чай, ответил Дима. 
    - Маша махнула рукой, и не  глядя в его сторону,  продолжила:
    - А вообще, мне   парки понравились, они живые, с ручными белочками, пруды с лебедями,  застывшие на камнях чайки, фонтаны понравились, особенно шутихи! И пышки, и Алые паруса, и Летний сад, и мосты! И Петропавловская крепость - ну, очень интересно! И, конечно, твой дом!   Мы  обязательно вернемся, ведь столько еще хочется увидеть!

    Через  пять  минут, подкрепившись, внуки,  ни на кого не  обращая  внимания,  уткнулись  носами в свои телефоны.

    У меня образовался целый час, который надо было чем-то занять, машинально я посмотрела в окно и даже чуть привстала, чтобы разглядеть местность, над которой пролетали. Неожиданно возникла смутная  мысль: хорошо бы  иногда посмотреть на свою жизнь с высоты облаков, не замечая никаких изъянов и дыр, а затем, поразмыслив, скинуть все лишнее, отсеять, отфильтровать и лететь дальше таким, каким был задуман - радостным и свободным!

    Полет прошел хорошо, самолет благополучно приземлился в Киеве.  Через  полчаса,  мы были в  окружении встречающих нас родных. Оживленные, мы все вместе вышли на улицу и сели в машину, ребята наперебой рассказывали о нашей поездке.

    Какое удивительное  чувство,  приобщать младших членов семьи к родословной, пусть даже урывками. Сегодня, когда их интересы устремлены в будущее, а все силы отданы настоящему, им еще не понятно, что они из прошлого могут почерпнуть. Я тоже  когда-то безучастно слушала рассказы взрослых, думая, а зачем, ведь все рядом, рукой можно дотянуться. Сейчас,  когда  все они ушли и я встала в первую линию, мне все больше и больше их не хватает, больше и больше хочется поговорить с ними, побыть рядом, ощутить их тепло, расспросить...
    
 
    То время оказалось безжалостным к мужской части моего рода – дедушка  умер в 1927 году, оставив бедную бабушку  без всякой поддержки в голодном Ленинграде с тремя крохами на руках. Неимоверных усилий стоило одной поднять детей, но началась война и  блокада забрала единственного  сына. Все испытания, трудности, голод, холод, снова непосильной ношей легли на плечи бабушки, затем эту “эстафету” приняла ее старшая дочь,  моя потрясающая, чудесная тетя Тоня.
 
    Ее судьба тоже не баловала, она, как и многие послевоенные женщины, осталась одинокой. Вся ее жизнь – работа, партсобрания, отчеты, заседания да коммунальная квартира, к которой она привыкла и не хотела  ничего менять до самой своей смерти. Они обе, бабушка и тетя, сжав зубы, брались за любую работу и тянули свой воз, не познав обычного женского счастья, но не озлобились на судьбу и выстояли в этой борьбе за жизнь, за свое продолжение. После смерти бабушки, Тонечка как верный страж держала высокую планку ленинградки - петербурженки. Благодаря стойкости Тонечки, связь времен и поколений еще долго не обрывалась. И старела и уходила она тоже достойно, до самого конца изо всех сил старалась не стать обузой для  близких. На их жизненных примерах я узнала, что такое мужество, стойкость, порядочность и доброта.

    Сейчас, когда я приблизилась к их возрасту, понимаю, что нам отпущен, в общем-то, короткий срок и каждый из нас, пока он здесь - есть связующее звено с днем завтрашним. Своими добрыми делами, мыслями, поступками, стремлениями и любовью, мы  закладываем судьбу будущим  потомкам. Судьбу, которая  у каждого выстраивается своя, не чужая, не общая, не похожая на другие, а та, которая соответствует внутренней программе целого рода. Это надо понять всей своей сутью, тогда, по крайней мере, не потратишь время на глупые сравнения и бессмысленные тревоги, почему у меня  все так, а не эдак. Мы идем только теми дорогами, которые близки нашему сердцу и пройти их надо достойно. 

                продолжение следует (http://www.proza.ru/2018/03/24/1239)