Глава 4. Белые ночи

Елена Петрова-Гельнер
    Самолет прилетел рано утром. Петербург, как обычно,  встретил нас переменчивой погодой и холодным ветром. 39 автобусом мы доехали до станции метро Парк Победы и через двадцать минут были на Невском проспекте. Наш отель находился на набережной реки Мойка и назывался “ У Эрмитажа”. Лучшего расположения и придумать нельзя, ведь в планах было увидеть  праздник выпускников” Алые паруса”, насладиться белыми ночами и полюбоваться разводными мостами.

    Мы  быстро поселились, позавтракали, оставили вещи  и отправились гулять. Погода налаживалась и хотя по-прежнему дул северный ветер, солнце уже выглядывало из-за невысоких, туманных облаков. Начался отсчет счастливых часов, не хотелось пропустить ни одной минуты. Сразу окунулись в бурный  поток Невского  проспекта, как всегда прекрасного, с огромным количеством иностранных туристов, уютных летних ресторанов, блестящих магазинов, нескончаемыми звуками разнообразного транспорта, многочисленными экскурсионными бюро,  приглашающими гостей города на водные, автобусные и пешие прогулки.

    С возрастающим интересом, ребята крутили головами во все стороны и искренне радовались  первым впечатлениям,  шутили,  размахивали руками, бесконечно  щелкали своими  айфонами.
    - Чудесный день, чудесный город! -  радостно выпалила Машенька, а  ее огромные изумрудные глаза сияли искренним восторгом.
    Дима шагал впереди своей обычной пружинистой и подпрыгивающей  походкой.
Я  не ставила пред собой никаких педагогических задач, давая ребятам полную свободу в проявлении  эмоций и в эту минуту, находясь рядом с ними,  как - будто заново осваивала до боли знакомые места.
 
    С Невского проспекта мы свернули на Большую Морскую, одну из красивейших  улиц города, где сосредоточены банки, роскошные магазины, страховые общества, дорогие рестораны. Прошли по этой шикарной улице до Исаакиевской площади, здесь сделали остановку, хотелось многое рассказать, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону.

 Главное место на площади занимает Исаакиевский собор, который является творением всей жизни Огюста Монферрана. На круглом золоченом куполе устроена смотровая площадка, откуда можно полюбоваться зеленым крышами домов, сверкающей Невой, скульптурами на фронтонах собора и необыкновенными видами города. Исаакиевский Собор всегда прекрасен, в любую погоду и в любое время года. Его еще называют "малахитовая шкатулка", из-за того, что внутри Исаакия использованы разноцветные мраморы: солнечный, розовый, желтый, белый, лимонный, темно-красный, лазурит, малахит, полудрагоценный порфир, черный сланц. А гранитные колонны для Исаакия(каждая весит как четыре экскурсионных автобуса) выламывались и обрабатывались из цельных глыб в Финляндии, а затем, с огромными усилиями были доставлены в Петербург. Те великие строители хорошо знали свое дело и оставили потомкам самый красивый православный храм на земле, под куполом которого, парит серебряный голубь, символизирующий Святой Дух и напоминающий людям о времени вечном и мимолетном. 

 Также на площади расположен уникальный памятник Николаю Первому, эта конная скульптура на двух точках опоры, единственная в мире. Украшением постамента являются женские изваяния, символизирующие Силу, Мудрость, Веру и Правосудие. Их прототипом стали супруга и дочери царя. Вокруг монумента установлены самые красивые фонари  города.


 Тут же всплывает кусок воспоминаний из моего раннего детства. Ну как было не рассказать ребятам о том, что отсюда я любила смотреть салют, сидя на плечах у папы и размахивая флажками и шарами. А уютный, очень красивый Исаакиевский сквер в центре площади, напротив гостиницы "Астория",с ухоженными цветочными клумбами, обрамленными пышной зеленью, с просторными лавочками-диванами, был местом моих ежедневных прогулок. И как-то произошел такой случай. В 1957 году, летом в Москве проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов, прибывших из 131 стран. Впервые за 50 лет были открыты границы, в Москву и в Ленинград приехали живые иностранцы со всех континентов. И вот однажды, делегация чернокожих парней увидели мою маму, гуляющую со мной в этом чудесном скверике, бросились со всех ног делать снимки с белокурой красавицей и симпатичной малышкой на фоне золотого купола Исаакия. Огромные белозубые парни передавали меня из рук в руки, подбрасывали и счастливо смеялись, обнажая свои  белые зубы,  а фотограф тем временем делал фото в различных ракурсах.  Мама растерянно улыбалась и тянула ко мне руки, я от испуга заливалась горькими слезами. На следующий день в газетах на первых страницах, тысячи ленинградцев  увидели этот снимок под заголовком "Дружба народов". Долго мама объясняла и папе и соседям, что совершенно случайно попала в такую ситуацию. Вот такая необычная история связана у меня с этим  дивным местом.
 

 Еще одна выдающаяся постройка- Мариинский дворец, который строился для императорской дочки. Сейчас в этом здании проходят заседания Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

 А здесь, перед дворцом, я училась кататься на двухколесном велосипеде, конечно не предполагая тогда, какое это великолепное место!
 
 Перешли по широкому Синему мосту через реку Мойка и оказались в начале  переулка Антоненко, отсюда метров двести до улицы Казанской. Чем ближе мы подходили к моему дому, тем  сильнее колотилось мое сердце. Стараясь унять волнения, я стала рассказывать ребятам первое что, приходило в голову: “На этом углу, где сейчас красуется новый шикарный отель, когда-то  находился  клуб, и моя мама, ваша прабабушка, бегала сюда на курсы кроя и шитья. Маме хотелось выглядеть красиво и необычно, а в магазинах в то время одежда продавалась самая простая. Перестроить легкую промышленность в послевоенное время было сложно и для того чтобы одеваться модно заказывали одежду у портных, а их работа стоила недешево. Мама покупала журналы мод с выкройками, выбирала фасоны  и прекрасно обшивала сначала себя и близких, а потом устроилась работать закройщицей в магазин "Ткани", где проработала всю жизнь 
  А в этой школе, где сейчас Министерство высшего и среднего образования, училась моя старшая сестра Регина. Ну, вот мы и пришли…”    

    - Серый дом, серое небо, серые люди,-  заключил Дима, оглядываясь кругом.
    -  Чушь говоришь,  не серый, а седой  и мудрый, смотри какой он обветренный  и цвета неопределенного - вспыхнула Маша.
    -Умоляю, не умничай, - хмыкнул Дима,- я же,  о  другом!

    Я поднимаю голову и окидываю взглядом серо-зеленый дом и радуюсь, что он не отполированный, а такой же, как и прежде. Создается ощущение нереальности происходящего, весь мир изменился, все другое и все другие, а этот дом все тот же. Не удивлюсь, если вдруг  встречу знакомое лицо.

    Некоторое время стою в оцепенении,  придя в себя, начинаю рассказывать ребятам о том,  как мы  жили-были в этом доме, когда я была маленькой девочкой, как я любила сидеть на подоконнике и вот из того окна  наблюдать все, что происходит вокруг. В комнате царила творческая атмосфера и хотя у папы, их прадедушки, была большая мастерская на улице Римского Корсакова, он любил работать дома. Здесь написаны лучшие  его картины, которые экспонируются в музеях Петербурга. В какой-то степени, ребята становятся невольными участникам нашей  прежней жизни.
 
    Чтобы задержаться  в этом месте еще немного и отвлечься от нахлынувших чувств, переключаю внимание на улицу Казанскую, бывшую Плеханова, которая  проходит  от   Невского проспекта  до Фонарного переулка. На этой улице знаменит каждый дом и жили в разное время известные люди, такие как поэт Мицкевич, хирург Пирогов, композитор Глинка и многие, многие другие выдающиеся деятели культуры и искусства. В этом месте веет историей, стоит на минутку задуматься о тех, кто здесь проживал, ходил и какое наследие оставил. Петербург сам по себе является коллекцией культурных шедевров. Но эта улица особенная, здесь нет ни одного дома времен постройки периода Российской Империи, который бы нельзя было назвать украшением города. Это не  безликие хрущевки, сталинки, брежневки, построенные из дешевых материалов и по непонятно какому проекту.  Здесь все на века.
               
    По Казанской улице мы снова  вышли на Невский проспект и  купили билеты на обзорную экскурсию, мне хотелось, чтобы ребята увидели общую картину города. У нас был свободный час,  и мы решили отдохнуть и подкрепиться. На  Садовой улице, напротив Гостиного Двора,  рядом с входом в ресторан Метрополь зашли в кафе-кондитерскую с таким же названием. Это настоящий рай для сладкоежек, но и пообедать можно вкусно. Ребята заказали  ленинградский рассольник и слоеные пирожки с мясом,  а я - кофе и свое любимое пирожное  “Графские развалины”. На стенах  этого знаменитого кафе изображены силуэты города, гармонирующие с общим фоном всего заведения, что создавало особое настроение  ненавязчивой гармонии. Очень симпатичное место. Вкусно  поели и вышли на Невский проспект,  к недоумению ребят,  в цветочном ларьке  я купила букет из  красных  гвоздик.

    Когда экскурсионный автобус тронулся, я, с интересом и любопытством слушала экскурсовода, сейчас иная подача истории, она отличатся от привычной. Облик   исторического центра, конечно, меняется,  становится  каким-то,  слишком  европейским, не таким,  как прежде.  Уходит куда-то питерский дух с  уютными пирожковыми, маленькими булочными, аппетитными  сосисочными, рюмочными и пельменными, любимыми кинотеатрами, магазинами и многим другим, что так любили коренные ленинградцы.

                продолжение следует (http://www.proza.ru/2018/03/24/1195)