Лгала и Полгала. Пермская сказка

Елена Гвозденко
Шел Лгала в город лгать. Навстречу ему Полгала.

- Куда идешь?
- Да в город лгать.
- Возьми меня с собой.
- Смотри - волк, волк!
- Где?
- Нет, не годишься мне в товарищи.

Побежал Полгала вперед, обогнал Лгалу и идет навстречу.
- Куда путь держишь?
- В город Лгать.
- Возьми меня в товарищи.
- Смотри - волк, волк!
- Два, два!
- Вижу, хороший приятель мне будет.

Пришли в город, остановились по разным квартирам. Лгала отправился на ярмарку. Видит, баба принесла яйца продавать, да такие большие, что народ дивится.
- Эх, разве это яйца? У меня курица снесла яйцо под воротами, так отодвинуть не мог, пришлось через забор лезть.
Купцы не поверили, а за то, что врал, посадили в полицию. Сидит Лгала сутки, сидит двое, а на третьи говорит начальству полицейскому:
- Отведите меня на ярмарку, может я там кого из односельчан встречу, подтвердят мою правду.

Его и повели. А по рынку Полгала прогуливается. Увидал его Лгала:
- Вижу, мил человек, по одежде, что ты из наших мест. Я рассказал, что у нас куры несут такие яйца, что, если положат под воротами - не открыть.
- Про то не ведаю. А у кума моего петух есть, так он забрался на крышу и полмесяца склевал.

Смотрят полицейские на месяц – и правда, от месяца только половина. Отпустили Лгалу и заставили купцов, что его оклеветали, выплатить ему сто рублей.

А на рынок, между тем, пришла баба продавать капусту. И уж такие кочаны большие, что народ собрался на диковинку поглазеть. Увидел Лгала толпу, пробрался к самому прилавку и стал ругать:
- Да разве это капуста? Вот у нас на одном капустном листе переехало через реку четыре тысячи солдат.
Рассердились торговцы на такую ложь, отправили Лгалу обратно в полицейский участок. День сидит, второй сидит, а на третий день взмолился Лгала:
- Отведите меня на рынок, может там земляки подтвердят, что не вру.
А на рынке уже Полгала дожидается.
- Скажи, мил человек, не из наших ли ты мест, уж больно платье похоже на те, что носят у нас?
Полгала подтвердил.
- Скажи им, у нас растет такая капуста, что на одном листе четыре тысячи солдат через реку переправляются.
- Врать не буду, не видел, как солдаты переправлялись. Да только знаю, что у нас два брата сняли кочан, весь день в три ножа рубили, а потом кочерыжку еле раскололи, да вместо моста поставили.

Нечего делать, пришлось полицейским отпускать Лгалу, а с торговцев взыскивать сто рублей в его пользу.

Лгала третий раз пошел на рынок. Видит, стоит на улице толпа, новые хоромы разглядывает. Удивляются, уж очень большие.
- Разве это большие? Вот у нас коли пойти вдоль забора, так за целый год до другого конца не дойдешь.
- Здоров ты врать. Веди его в полицию, чтобы народ не смущал.
Отвели Лгалу в полицию, а ему уж там привычно. На третий день опять просит повести в город, авось земляка встретит. А Полгала поджидает.
- Что, земляк, скажи, что у нас строят хоромы, что забор и в год не обойти.
- Про то не ведаю, только раз видел я, как везли дерево.  Комель в Рождество проехал, а верхушка только к Масленой подоспела.
Пришлось отпустить Лгалу и заплатить ему сотню серебром.