Пер Лагерквист. Варавва

Мита Пе
Автор романа "Варавва" - шведский писатель Пер Лагерквист. Действие происходит две тысячи лет назад, и роман можно было бы назвать историческим, если бы он не был плодом полного писательского воображения. Лагерквист использовал литературный приём "фантастического допущения" и "допустил" (вообразил), как бы мог жить и что чувствовать разбойник Варавва после того, как его отпустили на свободу вместо ожидаемого распинания на кресте.

Варавва – известный библейский персонаж; его имя упоминается в Евангелиях, как имя человека, вместо которого казнили Иисуса Христа. Понтий Пилат "умыл руки", отдав толпе право решать, кого казнить, кого помиловать в праздник Пасхи, и Варавве "повезло": его место на кресте занял Иисус Христос. Ничего более о Варавве неизвестно.

Две линии жизней, разбойника и Богочеловека, пересеклись в одночасье. Одна прервалась, но стала бессмертной, другая потянулась дальше ... но как? Всегда хотелось узнать, как сложилась судьба освобождённого преступника, "уступившего" место позорной смерти невинно осуждённому. И мы вправе ожидать от него мучений совести, пересмотра жизненных ценностей, нравственного перерождения и неизбежного прихода к христианской вере уже потому, что вместо него умер наш Бог. А вдруг не так??
Пер Лагерквист попробовал методом "фантастического допущения" предположить дальнейшую судьбу Вараввы.

Когда Христос умирал на кресте, Варавва наблюдал за ним. Как преступника тянет на место преступления, так и его потянуло на Голгофу посмотреть на того, кто мучительно умирал вместо него:
"...чуть поодаль, стоял еще один человек и не отрываясь смотрел на того,
кто висел на кресте и умирал, от начала и до конца он следил за его
смертными муками. Имя человека - Варавва. О нем и написана эта книга."

Кем был для Вараввы Иисус до того исторического дня? Никем: "Он не знал этого человека, ему не было до него никакого дела." Варавва о Иисусе Христе даже ни разу не слышал, увидел мельком, когда в свой судный день стоял перед Понтием Пилатом и толпой: "Тело было тощее, костлявое, руки тонкие, будто он ими никогда не работал. Странный. Бороденка редкая, а грудь совсем безволосая, как у мальчонки. Варавве он не понравился."
Но он почувствовал, что за этим человеком нет вины, зачем же его предали смерти?

Варавва остался жить, но всё вокруг него так или иначе стало напоминанием о ... распятом. Встречаемые Вараввой последователи учения Христа с восторгом и гордостью рассказывали об Учителе и о новой религии, основанной на Любви. Даже несчастная девушка Заячья Губа светлела лицом при упоминании имени Христа. Варавва "снова спросил напрямик, какое же тот проповедовал учение, во что она верит, хоть это не его, Вараввы, забота. С минуту она стояла потупившись, потом робко глянула на него и сказала, как всегда, неразборчиво: - Надо любить друг друга."

Интересна особенность романа Лагерквиста – в повествовании присутствуют известные исторические персонажи, но он не называет их по именам, и можно только по их речам догадываться кто есть кто, как, например, узнаётся святой Пётр: "Знаешь... Меня не было рядом с Учителем, когда он страдал и умер. Я убежал. Покинул его и убежал. А перед тем я от него даже отрекся. И это самое страшное. Я от него отрекся. Как ему простить меня, если он вернется! Что я скажу, что отвечу, кorда он меня спросит!"
Пер Лагерквист убеждён, что мимолётная встреча Вараввы с Иисусом кардинально изменила жизнь последнего. Встречая на своём пути христиан и наблюдая, как свято они верят в своего Учителя, своего Бога, он поневоле начинает размышлять о причине их несокрушимой веры: "когда он их встречал, он с удовольствием останавливался с ними поболтать, и он расспрашивал их про того распятого и про странное это учение, в котором он никак не мог разобраться. Любить друг друга?.."

Лагерквист показывает медленный, мучительный переворот в мышлении Вараввы. Разбойник, преступник, никого не любящий, никому не сострадающий, никого не прощающий, постепенно погружается в непривычный для него процесс размышлений, и его мысли, словно застоявшиеся жернова, потихоньку начинают движение в направлении к Богу.

Варавва начинает догадываться, что в жизни кроме плотских реалий есть и особый смысл, и этот смысл не в бездумном и бездушном земном существовании, а в силе Веры в добро, справедливость, Любовь, и эту силу нельзя истребить ни муками, ни смертью: "... Учитель вернется и явит свою силу и славу. Я в этом не сомневаюсь - и они же писания знают получше. И тогда пробьет великий час. Они даже говорят: начнется новый век, счастливый век, когда Сын Человеческий будет править в своем царстве."

В 1951 году Перу Лагерквисту за роман "Варавва" присудили Нобелевскую премию по литературе. Роман принёс писателю мировую славу.
Тема романа полностью фантастическая, но хочется верить, что так оно и было. Читается книга с интересом и общее впечатление о прочитанном хорошее. Я понимаю, тему "вараввы" можно обрисовать по-разному, как, например, предполагают различные варианты судьбы Иуды после предательства – всё зависит от автора, от его веры либо в Бога, либо в атеизм.

Пер Лагерквист упорно приближал своего героя к Богу, потому что, видимо, сам был верующим.
Роман оставил во мне (и укрепил) убеждение в том, что Вера (в Бога, в добро, справедливость, милосердие, великодушие, в Любовь и т.д.) – это основа мироздания, истина человеческих отношений. Даже закоренелый преступник может ощутить в себе Божью любовь и прощение, если раскается и станет веровать. Бог его примет. И нет другого пути у человека для спасения своей души.

"И все это время распятые обнадеживали и утешали друг друга. Но никто не утешал Варавву."

В земной жизни у Вараввы не было никого, кто мог бы ему посочувствовать, всплакнуть о нём и облегчить его страдания добрым словом, но Лагерквист оставляет читателям надежду, что Варавва в последний миг своей жизни всё-таки принял Бога: "Когда он почувствовал, что пришла смерть, которая всегда так страшила его, он сказал во тьму, словно бы к ней он обращался: - Тебе предаю я душу свою."

Хорошо, когда есть Тот, кому можно вручить свою душу для последующего бессмертия, и ужасно, когда некому.


Несколько слов об иллюстрации.
Автора указать не могу. Как многое в Интернете (порочная и пошлая практика), картина даётся без указания авторства.

В центре стоит Варавва, толпа ликует, радуется его освобождению, а он безучастен -  то ли ошеломлён неожиданно-счастливым исходом дела, то ли мыслями всё ещё рядом со смертью.
А слева в глубине изображения стражники уже ведут Христа в последний путь.