Сын старика и старухи. Тунгусская сказка

Елена Гвозденко
Жили старик со старухой. Долго жили, может больше ста лет. И стали они настолько слабы, что не могли добыть себе еды. Тогда старик сказал старухе:
- Пойду я по миру, может, удастся чем-нибудь разживиться. Зачем нам здесь умирать? Вернусь через три года.

Сказал так и ушел. Ходил так три года, перебивался, но ничего не нажил. А когда вернулся к старухе, видит – та баюкает младенца.
- Откуда, старуха у тебя ребенок? Всю жизнь не было детей.
- Не знаю, старик. Проснулась, а он лежит рядом.

Стали старики воспитывать ребенка, а он рос по дням: прошло несколько недель, а из ребенка вырос здоровый детина, прошло еще немного времени, и парень возмужал, превратился в богатыря. Говорит он отцу:
- Отец, набери восемь кулей земли.
Старику хоть и трудно, слишком стар и слаб, но набрал восемь кулей земли.
- Пойдем со мной, - зовет сын.
- Вставай по ту сторону балагана*, как перекину куль, так он обернется лошадью.
Так и случилось, сын перебрасывал кули, а с другой стороны они превращались в лошади.
- Это не простые лошади, всякий день от каждой из них появляются новые.

Стала семья жить богато, табуны прекрасных коней бродили по окрестностям, и не было им счета.

Но заскучал богатырь. Силы в нем прибывало, тянуло его ввязаться в богатырский бой. Скучно ему со стариками. Выбрал он себе коня под стать – сильного, быстрого, словно с крыльями. И стал прощаться с родителями.
- Добыл я вам питания достаточно, будете жить в довольстве, а я поеду себя испытать, душно мне здесь. Коли жив останусь, обязательно приеду, коль погибну, не поминайте лихом.

Попрощался, сел на коня, только его и видели. Долго ехал по лесам, полям, долинам, пока не встретил трех богатырей. Услышав топот копыт,  двое упали в обморок, а третий воскликнул: «Что вы испугались сына старика и старухи?» И набросился на всадника. Сын старика ударил пятидесятипудовым посохом – раз, другой, третий, пока не убил до смерти и не искрошил на мелкие части. Других не тронул. Поехал дальше, наслаждаясь победой и превосходством силы. Так долго он ездил по свету, одерживая победу одну за другой. Многих убил он на своем пути, и стало богатырю казаться, что нет его сильнее на всем белом свете.

Тут его конь и говорит:
- Надо вернуться, беда впереди.
- Ах ты глупое животное. Я тебя сделал, а ты хочешь быть умнее меня? – Сказал и ударил своим тяжелым посохом верное животное.
Ехал все дальше и дальше,  пока путь ему не преградил карлик.
- Жду тебя, богатырь. Слишком горд ты стал, хочешь стать самым сильным на свете, а я этого допустить не могу.
- Ах ты, - стариков сын замахнулся на карлика, а того и след простыл.
- Вернемся, хозяин, - просит конь.
Но скачет вперед гордый юноша. Смотрит перед ним великан, выше леса.
- Добром разойдемся или боем? – Спросил разгоряченный сын стариков.
- Вон лежит мой посох. Подними его, тогда и поговорим.
Подъехал юноша к посоху, тот в обхвате как сто стволов.
- Вот и беда наша пришла, - заржал конь.
Схватил юноша посох, а оторвать не может, только сам в землю врастает. Понял, что пропал только когда опустился по шею.
- Пусть голова моя станет столовой горой, спина – горной цепью, а руки и ноги – горными хребтами, - только и успел крикнуть юноша перед тем, как окаменеть.


Балаган - юрта