Киститин, дед и прочие. часть 4-я

Алла Слонимерова
 
   Начало:http://www.proza.ru/2018/02/27/614

   Если и можно было оторвать Киститина от бесконечной беготни. нового велосипеда, кувырков  вокруг  старой железной трубы, пинания ногой отдающего концы облезлого мячика (это называлось футболом), если и могло что-то угомонить ребёнка, это было предложение Сан Саныча: "А не взять ли нам в руки..." "Взять, взять!"- взвивался шалун и, сломя голову, нёсся в кабинет. Возвращался с кипой ярких книжек.

  Читать Киститина Сан Саныч научил ещё в прошлое лето. а научившись, вместо того, чтобы канючить: "Почитай мне..," ребятёнок решительно сообщал: "Сейчас я прочитаю тебе новую сказку. Ты такой не знаешь. Я тебе такой ещё не читал. Называется "Как братец Кролик победил Льва".

  Но больше всего Киститин любил стихи. В ход шли и Барто, и Чуковский, и Маршак. Но с особым вдохновением звучало из его уст стихотворение Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо". Надо напомнить, увы, что с буквой "р" дружба никак не складывалась. И потому первая строчка звучала несколько неожиданно:

  - Кошка сын к отцу пишёл...

  Слушатели понимающе улыбались, а вот когда дело доходило до коронной фразы, мало кто мог сдержаться от хохота. А звучала она так:

  - Дождь покаКал и пошёл,

   Вот так.  И никогда иначе. Так она и вошла в анналы семейной памяти.

  Но в тот день, о котором мне предстоит рассказать, Сан Саныч обнаружил Киститина, лежащим пузом на половом коврике в кабинете. Он шебуршил страницы явно взрослой книжки. Книжки солидной, в синем жёстком переплёте.

  - Что читаем? Что-то интересное?
  - Да нет. Скучно. Картинок мало. Они плохие,  как будто тоненькой шариковой ручкой нарисованы. А потом авторы кого-то потеряли. И ищут, ищут. На обложке и на первой страничке одно и то же "Гиде Мопассан"?

  - Понятно, - сказал Сан Саныч, беря в руки том Ги де Мопассана.
  - Нет, ты не понял. Я ведь рассказывал тебе, что в третьем доме от речки. живут дачники - тётя Поля, её сын Слава и его друг Яша. Ну, вспомни, мы ведь молоко туда с бабой Нюшей носим. А с ними такой мопс приехал! И зовут его Асан. Может быть, он и есть тот МопсАсан, которого ищут? Он такой, он такой!!! Я говорю ему: "Ты такой страшилка, что просто красавец!" А он улыбается. А на лобике у него много-много складочек. Таких хорошеньких. У тебя тоже на лобике много складочек, только они маленькие, а у Асана - большие. И зовут вас похоже: ты Сан Саныч, а он просто Асан.
  - Так, значит, я тоже просто красавец?
Киститин помолчал, подумал:
  - Нет, просто ты мне очень нравишься.

  Разговор явно направлялся к объяснениям в любви и дружбе. К рассказу о том, почему, вопреки требованиям взрослых, мальчишка не хочет обращаться к взрослому на Вы, а Сан Саныч принимает это как подарок. Да мало ли о чём могли поговорить  два товарища - старый и малый. Но неожиданно на улице послышался звон колокольчика, висевшего на  дуге  лошади Громы.

  - Нюша! - прогремел могучий  голос деда Степана. (Как жаль, что 20 лет назад река смыла старую церковь, построенную руками вороновцев. Восстанавливать было уже некому. А Степан раньше на клиросе пел). - Нюша, я в совхоз еду. Нет ли какой нужды?
  - Есть, есть! - неожиданно закричал Киститин.

  Выглянув в окно, Сан Санвч сразу понял нужду мальчонки. На телеге, устланной соломой, сидели два парнишки. Каждому лет по 11-12. Симпатичные, вихрастые. Один белобрысый, другой совсем чернявый. На ногах у обоих битые-перебитые футбольные бутсы.

  Котька, от волнения путая слова и проглатывая слоги, стал объяснять, что совхозные пригласили Славу играть в футбол. Ведь Слава настоящий футболист. Он занимается в секции, а осенью поедет на сборы!!! Сейчас в совхозе будет игра. ФУТ-БО-ОЛ!!! Всё ясно.

  Баба Нюша переодела внука в беленькие шортики и красную майку с эмблемой "Спартака". Сан Саныч тоже принарядился. Разговоры были только о футболе, а Степан при приближении к цели спел любимую с детства песню "Закаляйся, если хочешь быть здоров".

    ..................

  Спортивная площадка находилась рядом с местной школой. Просторная, ухоженная, огороженная высокой металлической сеткой. На лавочках уже сидели болельщики, две команды старательно разминались. При виде Славки футболисты  рявкнули мощное "УРА!!!". Тот дружелюбно поздоровался со всеми, потом спокойно сказал: "На лавочке сидит мой лучший друг Яков. Вон - чёрненький такой.  Он очень хорошо играет в футбол. Пока пусть будет запасным, но, если появится нужда ему сыграть, вы не пожалеете".

  Над площадкой повисла тишина. Потом вышел вперёд капитан одной из команд и голосом, не терпящим возражения, заявил: "Твой Яшка еврей. Евреев не будет в наших командах. Мы с евреями не играем".

  Сан Саныч с ужасом смотрел на Славку: как поведёт себя он? Только бы не было драки!

  Слава же с таким презрением бросил взгляд на капитана, что это самое презрение было видно даже на дальних лавочках болельщиков. Потом, ни слова не говоря, ушёл с площадки, взял за руку Киститина, обнял за плечо Яшу, кивнул Сан Санычу и все вместе, гордо расправив плечи,  пошли прочь. Сан Санычу показалось даже, что в один момент Киститин чуть-чуть подрос.

  Сначала шли молча, потом их остановил  голос: "Подождите, подождите!"  Нашу компанию догнал запыхавшийся парень:
  - Я учитель физкультуры и тренер по футболу. Я хочу просить прощения за ребят.
  - А почему Вы, а не ребята? - Сан Саныч заинтересовался.
  - Ну, понимаете....
  - Нет, не понимаю. И не пойму никогда. Если убогий будет просить прощение за свою убогость, это будет странно, его все успокоят. А ваши ребята убогие на головку. Их и ваше прощение - ноль. Вы не людей воспитываете, не спортсменов. Что вырастет из них, думайте сами.

  Молча пошли дальше. Когда, завернув за угол , остановились, Киститин, не в силах уже молчать,. задал вопрос: "А что такое еврей?"
  - Национальность, - ответил Славка.
  - А что такое национальность?
  - Люди на земле разные. У кого-то белая кожа, у кого-то коричневая, у кого-то жёлтая или даже красная.
  - А почему?
   - Меня тоже этот вопрос интересовал.  В одном старом журнале я прочитал, что в пещере бывшей Югославии  обнаружили наскальные изображения  космических кораблей - НЛО, из которых выходят люди. А ещё один учёный написал статью о том, что когда-то и на Марсе, и на Венере, и ещё на каких-то планетах была жизнь. Потом то ли состав воздуха там изменился, то ли вода стала исчезать, то ли Солнце не тем боком повернулось... Короче, люди стали покидать эти планеты и в разных местах земли сажали свои космические тарелки. На каждой планете люди были людьми, только не совсем похожими друг на друга. Кто-то чёрный, кто-то длинноносый, кто-то узкоглазый. А вот в корабле, который сел на гору Олимп, были самые красивые и спортивные. Отсюда и Олимпийские игры пошли. А из разных других уголков Замли - разные национальности.

  - Как я понял, ты противник  теории Дарвина о том, что люди произошли от обезьян? - спросил Сан Саныч, обрадовавшись смене темы.
- Конечно. Я уверен, что всё наоборот. Кто-то из людей, не выдержав новых условий Земли, стал обезьяной. Правда, может быть, обезьянами они и прилетели.

  Разговор готов был превратиться в бесконечность, но вдруг Сан Саныч увидел. как неожиданно изменилась мордашка Киститина, какими яркими огоньками загорелись его глаза. Посмотрев в ту же сторону, он обнаружил вывеску: на голубом фоне вычурными золотыми буквами было написано "КАФЕ "МОРОЖЕНОЕ".

  Вот оттуда и начнётся продолжение рассказа.

      Продолжение следует.