Кутх, пингвин и поморник

Валерий Камаев
Не знаю, давно это было или недавно, а только надоело Кутху в яранге сидеть и на огонь смотреть. И решил он спросить у перелётных птиц, где они бывали, что видели, есть ли другие земли и как там живут. Первым, кто встретился Кутху, была полярная сова. Поздоровались, он и спрашивает:
— Сова, как ты думаешь, есть ли на свете тёплые земли?
— Они непременно есть, — отвечает сова. — Сама я там не была, но слышала от своей знакомой ласточки, что такие существуют. Она оттуда и прилетает.
— А можно картинки или фотографии посмотреть? —  с любопытством спросил Кутх.
— Нет ничего проще, — сказала сова. — Иди к человеку. У него журналов всяких много, может, что и покажет.
Пришёл Кутх прямо к человек и спрашивает:
— Человек, говорят, у тебя есть картинки тёплых земель? Покажи.
Чукча обрадовался: не каждый день к тебе Кутх приходит. Пригласил в чум, накормил, напоил и стал журналы показывать. Больше всего Кутху понравились две картинки с пальмами и попугаями.
— Неужели такое может быть? —  удивляется он.
— Может, может, — кивает чукча и улыбается ещё больше.
— А далеко туда ехать?
— Не знаю, но думаю, далеко.
— А на чём лучше ехать, на собаках или на оленях?
— Собаки, однако, лучше, — советует чукча.
— Но если я поеду, ты за моими оленями приглядишь? — спрашивает Кутх.
— А как же. Поезжай. Получишь большое удовольствие.
— А не обманешь?
— Да что ты, Кутх. Когда я тебя обманывал? — заверяет человек, — Только тебе молитвы и возношу.
Вышел бог из чума и встретил белого медведя.
— Куда направляешься? — спросил медведь.
— Да вот думаю уйти в отпуск, поеду посмотреть другие земли.
— Отпуск — это хорошо. А вот насчёт других земель, я думаю, врут.
— Вот и я в сомнениях, —проговорил Кутх.
Три дня после этого размышлял он и наконец надумал. Запряг в новую упряжку собак, собрал всё что надо в дороге и поехал. Собаки где-то по земле, где-то по облакам, а где-то и просто по небу бегут. Кутх довольный сидит, в бубен бьёт и песни распевает.
Но вот прибежали собаки на другой конец земли и остановились. Осмотрелся Кутх. И правда, мало что изменилось: всё те же льды, небо синее и станция полярная невдалеке. Пришёл Кутх на станцию и спрашивает у радиста:
— Скажите, куда я попал, на юг или нет?
— На юг, на юг, аккурат в самый раз.
— А где же пальмы? —  удивлённо спросил Кутх.
— Пальмы, уважаемый, в Африке, а её вы проехали.
— А это тогда что такое?
— Антарктида, южный полюс, — ответил радист.
— Чудеса! Ехал-ехал, а как будто никуда и не уезжал! Ладно, раз приехал, осмотрю, как тут что…
И отправился Кутх путешествовать. Видит, чёрная птица с белым брюхом о чём-то спорит с другой. Подошёл он ближе и спрашивает:
— О чём спор ведёте?
— Да вот, — отвечает чайка-поморник, — нашла яйцо и хочу его съесть, да этот не даёт, говорит, что недавно сам его отложил.
— Будь другом, рассуди нас, чужестранец, — попросила вторая птица.
— Рассужу, — сказал Кутх и обратился к пингвину: — Это твоё яйцо?
— Моё, моё, — подтвердил тот, — и гнездо моё. Видишь ямку обложенную камнями? Это оно и есть.
— А сам кто будешь? — поинтересовался Кутх.
— Императорский пингвин.
— А жена твоя где?
— Мы, пингвины, птицы особенные. У нас и гнёзда обустраивают, и птенцов высиживают отцы. Я встал, чтобы рыбки покушать, а тут поморник прилетел. Так ты скажи, у кого правда.
— Да-да, скажи! — присоединился поморник.
Задумался Кутх, потом произнёс:
— Неправда будет за тем, кто скажет первое слово.
И замолчали птицы: никому не хочется быть неправым. Видимо, поэтому молчат они и по сей день.
А Кутх, недолго думая, сел  в нарты и погнал собак домой. Едет, но не поёт — молчит. Вот приехал, зашёл к человеку и сказал
— Неправда твоя, чукча! Был я на юге. Нет там пальм.
— А что  же там есть? — удивился человек.
— Льды и снег. Всё, как здесь, только полярного сияния нет и мороз злее. — И ушёл, не оглядываясь.
Уже подходя к своей яранге, Кутх опять встретил медведя.
— Прав ты был, — сказал бог. — Братом мне будешь. Для тебя дверь всегда открыта. Всё, что про юг говорят — это сказки.
— Что я тебе говорил! — проревел довольный медведь.
Кутх уселся в яранге у огня, стал на него глядеть да песни петь.
С тех пор он в отпуск больше не ездит. А когда его спрашивают, почему, отвечает, не задумываясь: «В гостях хорошо, а дома лучше».

Август—декабрь 2017 года.