До свиданья друг мой, до свиданья

Кузьмичев-Тихонов Владислав
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.               
                С.Есенин(1925).               
               

                На смерть  лучшего  друга.
   
     …  Замерзшие, «ржавые» комья глины ,вперемешку с весенним снегом ,гулко падали в двухметровую могильную яму ,гулко ударяя по крышке ,обитого атласом гроба. В лучах яркого ,мартовского солнца искрился и переливался снег.  Но скупая мужская слеза текла по моей щеке совсем не от этого блеска. В этот солнечный весенний день, я провожал в последний путь, своего друга, друга детства, лучшего из друзей, да что там лукавить -единственного друга.
 
 Вокруг могилы собралось множество народа, пришедшего проститься с покойным. Я ,неотрывно смотрел на покрывающийся землей гроб, а где-то рядом убивалась жена Наташка, всхлипывали носами другие скорбящие родственники, и знакомые. Потянуло табачным дымком. Мужики нервно курили в сторонке ,пряча сигареты в кулаках, терзаясь в своих мыслях и пытаясь скрыть слезы. Мои воспоминания перемешались в голове с молитвой об упокоении. Со святыми упокой Господи, новопреставленного раба Твоего Сергия, прости ему прегрешения вольные и невольные ,и прими его во Царствие Твое.
 
   Над могильным холмом уже установили  крест, множество траурных венков покрыли могилу. Фото у изголовья ,с улыбающимся и хитро прищуренным взглядом усопшего. Такой ,до боли знакомый с детства взгляд и улыбка. Прощай Серенький. Таким ты останешься в наших сердцах и нашей памяти . Веселым и добрым товарищем,нежным мужем и любящим отцом.

       Это произошло на крестопоклонной неделе Великого поста, в воскресение одиннадцатого марта сего (2018)года.  Ранним воскресным днем ,мы с женой ехали на утреннюю в наш храм. Ничего не предвещало беды . Уже поравнялись с церковью , как вдруг на телефоне пошел входящий вызов от жены моего закадычного дружка.
  -Наташка звонит, зачем? Пришла тревожная  мысль о старенькой Серегиной маме, может с ней что случилось ,не дай Бог. На другом конце провода знакомый женский голос произнес фразу, которая сначала просто ошарашила – Сергей умер…

  Я все  тупил и не мог понять какой Сергей, да просто не укладывалось в моей голове. Я мысленно перебирал по памяти знакомых с таким именем -Какой Серега?...-глупо переспросил я. По рыданию, донесшемуся из трубки ,я все понял. Нет, не поверил, не осознал,не смирился , но все же понял.  Первый порыв развернуться и нестись за восемьсот верст ко гробу  прошел. Что там уже можно изменить, ничего не поправить, а вот тут в стенах Божьего храма, для нас православных, есть очень нужное для усопшего дело – молитва.
 
     Сделав в церкви все необходимые в  таких случаях действа, я в состоянии шока от произошедшего стоял на Божественной Литургии, перед каноном, и смотрел на мерцающий свет плачущих, вместе со мной , восковых свечей и молился как мог Господу нашему о Высшей милости к дорогому мне человеку.
 
     Мысли о закадычном друге не покидали меня. Не роптал на несправедливость,но ведь он был в самом расцвете сил, не болел, не пил уже давно. Что могло случиться с этим крепким на вид мужиком.

      Вспомнился наш недавний, не законченный ,по причине плохой связи, разговор по телефону, с ним на праздник Советской армии,и  наша последняя с ним  встреча, почти год назад. Терзала душу  не состоявшаяся встреча прошлой осенью  . Ведь мог же зайти. увидится, поболтать с еще живым тогда другом. Мог, но времени было мало, приехал вечером и утром назад в Москву и решил не беспокоить его, хотя знал он ждет. Да что теперь оправдываться. Он ждал меня всегда. Я это тоже знаю наверняка. Как же мне теперь жаль этих несостоявшихся встреч и незавершенных разговоров. Теперь все кончено.  Нет у тебя больше друга. Стоя на погосте у края могильной ямы понимаешь, как же важно ценить каждый миг, данный Господом для общения с дорогими тебе людьми. Уже ничего не узнаешь, не попросишь прощения, не обнимешь и не поговоришь по душам- все, человека нет. Конечно остались  сны и воспоминания , в которых все живы, да и он, наверное, оттуда с небес , может видеть наши искренние переживания и страдания, но общение больше невозможно никогда.Тяжело это осознавать,ведь столько осталось недосказанного.

    На исповеди у нашего настоятеля, отец Валерий как мог успокаивал меня и конечно же благословил ехать и проститься. Да и у меня сомнений не было –не проводить этого человека в последний путь я не мог,просто потому что не мог.
  Весь день я проматывал в голове нашу с ним жизнь с самого детства и до последнего его дня.
 
    Перелистывая в уме сюжеты из нашего детства пришли  сюжеты о двух пацанчиках в коротеньких штанишках. Вот они взъерошенные стоят у колонки на нашей улице Садовой один худой и высокий, это он, другой поменьше в очечках , это я.  Вот с великами стоим, как «штепсель и тарапунька», а вот на бревнышке сидим... Черно-белые фото сменялись как слайды диафильма безвозвратно отщелкивая историю нашей с ним  дружбы кадр за кадром,миг за мигом . Вот, короткостриженый мальчуган на фото у нашей первой школы, да, в первый класс идем. А вот на пруду Никольском купаемся, а вот в лесу среди березок чего-то как всегда  замышляем. Уж похулиганили мы с ним  отменно.

     Одно время нам даже дружить пытались запретить, уж больно плохо влияли мы друг на друга,как казалось взрослым. То чуть лес не подожгли,то у колонки водой баловались, то картошку на огороде не стали полоть и без спросу свинтили на велике гонять по улице. Вот так, привяжем веник к заднему крылу и несемся по пыльной улице Садовой  изображая мотоциклы и поднимая за собой столбы этой самой  пыли. А бабки местные ругаются,клюкой нам машут в след , опять хулиганье шалит,все белье запылили.  Я-то маленький был, и ростом пониже и помладше на год , Соловей то  постарше, ну он и виноват. Короче огребали мы регулярно. И разводили нас по домам,и гулять не выпускали. Но куда там. Разве удержишь эту шпану . Жили то через три дома друг от друга. Матери  одиночки на работу, а мы снова за свое. Одно слово мы оба  –безотцовщина.

   А еще вспомнились наши зимние забавы. Хоккей на поле в валенках и с клюшкой из похожей на настоящую клюшку коряги.Штаны с оттянутыми коленками ,насквозь промокшие, а потом  замерзшие ,хоть у печки стоймя ставь... И все нам было нипочем,ни крепкий  мороз,ни снег. А уж какие на нашей улице были весенние лужи. Таких нет нигде ,только в далеком нашем детстве на улице Садовой .   
 
     Мы росли вместе со страной. Пришли девяностые, перестройка, будь она не ладна   и лихая,бесшабашная юность. И снова в голове  картинки, вот мы подросли. Челки, бананы варенки , адидасы,танцы, дискотеки.   Нас развела судьба чуть  позже . Сначала мы друг за другом ушли в армию.  И снова пришли зарисовки из армейских буден-проводы в армию,бритые затылки, ремни на пузе,пилотки набекрень.

   Послеармейской  службы моя родня, посмотрев на то как народ в Никольске поголовно  спивается отправили меня на перевоспитание в столицу, «подальше от друзей алкашей». Да и слава Богу, даже не знаю где бы я закончил, оставшись в славной пензенской губернии. Но жизнь продолжалась, мы частенько встречались, выпивали, не без этого. Общение не прекращали никогда . Серега остался в Никольске, и зеленый змий на каком-то этапе завладел им. Женились почти одновременно,дети у нас одногодки. Шли нога в ногу ,но друг стал хромать. Разрушилась его  первая семья. Серега пил. Остался без работы, он запил еще хлеще. Клялся, что бросит, но продолжал пить.
 
    Все попытки первой жены, матери, друзей, работодателей были безуспешны.  Да что там говорить если на фоне безысходности в маленьких провинциальных городах, коим стал наш Никольск, ранее город «Красный Гигант», пропитаны  заразой –пьянством. И многое множество достойных парней унесли под звуки оркестра на погост по этой самой причине. Для личности с неудовлетворенными амбициями и ограниченными возможностями выхода два. Либо пахать без продыху, либо бухать без просыху.  Сергей выбрал второй путь или путь выбрал его.

    Однажды он видимо устал от жизни такой и  выбрался на заработки в Москву. Я радовался, что он наконец взялся за ум, но рано ,через несколько дней я его запихивал в вагон до станция Ночка и переживал доедет ли он туда  живым. Вообще его тогдашнее состояние  вызывало мои большие опасения.Короче почти пропал дружок.

     Но Сергея любил Бог, как мне кажется, на каком-то этапе своего жизненного пути Он дал Сереге женщину, которая силой своей любви и заботы смогла избавить его от этой пагубной привычки, а вернее сказать от смерти. Не перестану это повторять- никто, поверьте никто не смог сделать ему то, что смогла эта женщина.И мы с ним потом об этом открыто говорили и он был с этим полностью  согласен. Она единственная поверила в него, не опустила руки, тянула его из пропасти небытия.
   
    Вот уже много лет Серега не пил вообще-завязал  , а заботливая любящая  женщина смогла вернуть его к нормальной жизни. Он  преобразился,стал солидным и даже каким-то холеным, таким красавчиком хоть женись. Да так они собственно и поступили, и совсем недавно вступили в законный брак. Вы знаете, эти годы он не только преобразился внешне, он был счастлив и это было не скрыть ни за какими мужицкими  «понтами», которых у него хватало ,как впрочем у всех нас. Искренняя тебе благодарность Наталья  от меня и всех, кто знал и ценил Серенького.
 Сын его,Дениска  тоже вырос ,но от отца не отошел. Так и остался до конца с отцом. Да и не мудрено . Глядя на него и на Сергея явно видно ,что он сын своего отца -одно лицо.

    Стоя у открытого гроба посреди комнаты я всматривался в знакомые черты.Все равно не верилось Лицо в гробу выражало удивительное спокойствие и он даже улыбался своей привычной улыбкой. Лежит дружок ,как живой,будто спит. Кажется вот сейчас откроет глаза и... Нет,уже не встанет.Невольно задумаешься над истинной - У Бога мертвых нет. Вид родного,но уже  остывшего  тела вызвал  слезы ,а душа его взывала к нашей  молитве о ней.

   А он все улыбался.Наверное радовался что все мы тут сегодня собрались,пусть даже по такому печальному поводу .  И Олежка с нашей улицы Садовой  ,и Славка с соседней. Одноклассники пришли,с работ его всех,соседи друзья и много много людей шли проститься нескончаемым потоком  . Вот где можно так собрать народ кроме как на собственных похоронах.Эх Серега,Серега.
    
       Теперь его нет , он ушел в Мир  иной ,уверен  лучший Мир ,но я буду помнить его всегда ,до последнего своего дыхания и молиться за его грешную душу.А потом мы с ним встретимся ,даст Бог. До свидания друг.

p.s.Прошло уже девять дней со дня Сережкиной  смерти,но я до сих пор не верю что его больше нет . Листаю фотоальбом с пожелтевшими от времени фотографиями,вспоминаю нашу с ним жизнь,наши встречи,эпизоды из прошлого и не верю,похороны и прощание вспоминаю ,но все равно не верю.