Экзамен на выживание

Владимир Сорокин 3
               

      Первый весенний мартовский денёк.  Настроение у троих парней, только что покинувших избушку и место рыбного промысла, на двух конных подводах, было отличное.  А что не радоваться?  Погода безветренная, теплая, ясная, солнышко припекает.
     Ещё до обеда отгрузили и отправили на самолёте «Кукурузнике», садившемся прямо на лёд реки, последние оставшиеся для реализации мешки с рыбой, из общих восьми тонн улова.  Попутно по воздуху улетел и их бригадир, его лётчики высадят в деревне.  А молодые рыбаки сейчас направляются с мешками, оставленной для себя рыбы, после почти двух месяцев работы и ожидания удачи, домой.
     Доехали до речки Ушпол, куда сворачивал с реки конный след, выходя вскоре на прочищенную тракторную дорогу.
     Валера, самый младший из них, ему ещё и до восемнадцати лет не близко было, спрыгнул с саней и достал лыжи.  Он собирался пробежаться километров двенадцать по реке, закрыть капканы по ее берегам, там всего-то три ловушки стояло, но не оставлять же их настороженными.  Охота ещё вчера закончилась.  А вдруг там соболь попал.  Вообще-то вся охота состоит из этих «а вдруг».  Да и бежать не по целине, а по лыжне недавно выходившего из лесу охотника.
     - Слушайте мужики, - проговорил он, зачем мне нужен этот полушубок в такую теплынь.  Я в пиджачке проскочу быстрее, свитер под ним есть и хватит, не замерзну.
     Парень скинул полушубок, бросив его в сани, и прихватив мелкашку (малокалиберную винтовку), тронулся в путь, напомнив им на ходу:
     - Вы уж там, на Полымском лугу, дождитесь меня.  Я здесь по такой погоде мигом проскочу.
     - Какой разговор, дождёмся, конечно, - заверили его Владимир с Владом.
     Не успели они отъехать два-три километра, как набежавшие, вроде бы ниоткуда тучи закрыли солнце, сразу заметно похолодало.  Вскоре начал пролетать снежок.  Когда же выехали на Полымский луг и остановились в том месте, где лыжня от берега реки выходила, минуя по чистому месту метров триста-четыреста, на дорогу, их словно снежной пеленой накрыло.  Будто поздние сумерки наступили средь бела дня.  Снег валил так, что, расхаживающие по дороге, Владимир и Влад, разойдясь в стороны, менее чем за десять шагов, друг друга не видели.  Если им в тёплых полушубках было не уютно.  Так как же приходилось Валерию? 
     В то время, как скрылось солнце и слегка похолодало, молодой охотник решил, что по холодку ещё быстрее добежит.  Но неожиданно его накрыло снежное месиво в содружестве с пронизывающим ветром, тогда у него оставалась уже только одна мысль, лишь бы дойти.  Тело сковал холод, под ногами с трудом можно было различить лыжню заметаемую снегом.
     «А если ребята не дождутся. – От этой мысли его пронизывал ещё больший мороз. – Коли поднимусь на берег и не увижу лошадей, придётся тогда возвращаться к ягодной избушке.  Хотя она слишком уж большая и холодная, да и дрова тоже навряд ли в ней есть.  А что поделаешь?  Нужно пытаться использовать любой шанс, чтобы выжить»…
     Снежный заряд длился наверно около получаса.  Ребята на дороге услышали звуки догоняющего их трактора, который вёз на больших санях бочки с живицей.
     Когда тракторист затормозил возле них, они обговорили и решили перекидать мешки с рыбой на тракторные сани.  Сопровождать же груз до деревни поедет Володя, выгрузит всё у себя дома, а потом разберутся где, чьи котомки.  Влад же останется дожидаться Валерия.  На порожних санях, налегке, они быстрее доберутся до дому.  Трактор фыркнул и укатил в деревню, а Влад остался дожидаться товарища.
     После снегопада прояснило, однако морозец стал усиливаться. Время тянулось долго, а всё равно неумолимо приближалось к вечеру.  Вокруг стало слегка сереть.  Влад начал подумывать, не пора ли ему направляться  навстречу Валерию и не случилось ли что с ним в пути.  Конечно на лошадях по целине, это тоже выйдет не подарок, тем более спуск там с берега на лёд был слишком крутоват и даже слегка обрывист.  Кабы кони ноги не переломали.  А что поделаешь?  Но наконец-то он увидел, как поджидаемый им охотник появился на берегу и передвигается в его сторону.
     Шёл он медленно, весь съёжившись.  Винтовка съехала с плеча на сгиб локтя и временами волочилась одним концом по снегу.  Вот наконец-то парень подошёл к дороге.  Он так продрог, что как говориться, у него «зуб на зуб не попадал». 
     Влад быстро набросил на парня тулуп и, усадив его на передние сани, шуганул лошадей, устроившись на второй упряжке.  Домой, гнать лошадей, нужды нет, они дорогу знают.  По пути Влад несколько раз догонял бегом передние сани и тормошил укутавшегося в тулуп товарища, чтобы тот, шевелясь хоть немного, мог согреться.
     Километров двадцать пять, от места ожидания, немаленькое расстояние, поэтому к деревне подкатили ближе к полуночи.
На следующий день вопреки опасениям Влада, Валерий был бодр и здоров.  Вот что значит, с детства быть в тайге.  Главное уметь в ней выжить.