Ошмянства тихий перезвон В городе Кирьят Гад

Роза Левит
               

      
Что остаётся после  людей на земле?
Их  имена высеченные  на камне, с датами рождения и ухода в другой мир  с  черточкой  между датами.
 Для меня  важна именно эта черточка.
Она  символизирует  отрезок времени нашего пути на земле.
У одних он длинен, у других короток.
 Мне кажется, когда  имена людей записаны в книгу,то  их жизнь продлевается на многие поколения вперёд.
Она вибрурует всей  своей силой в нас,в читателе.


 В городе Кирьят Гад жил и мамин брат,Меер его жена Хая, дочь сапожника   Вакса.
Там жили Муся,Сролик,сапожник Велф Вакс,.Малка и Мотел.,Ошер и Роз Вакс. Все они когда то жили в Ошмянах, на улице Мицкевича, и чуть выше её на Польной.
 Всей большой дружной семьёй в 1956 дружной семьёй уехали в Польшу,а оттуда через год в Израиль.
 Все они сейчас обитают на одном кладбище.
Недалеко друг от друга,как когда-то жили в Ошмянах,недалеко друг от друга.

В городе Кирьят Гад В Израиле живёт Ента,жена Зямы Вакс.

 В предверии Судного дня  у нас принято навещать могилы.
В Кирят Гад рвалась моя душа,туда к близким мне людям.
Мой кузин Михаел,у которого мы остановились в Хулоне,отвёз нас в Кирьят Гад.
Уже было поздно,но на кладбище  мы успели.
На небе ярко светила луна,ярко светились звёзды,освещая тропинки между памятниками.
- Здесь, вот папина могила ,сказал Михаел.
На памятнике было выгравенно ещё четыре имени.
 Это были имена его и маминых братьев погивших во время войны.
Leibl,Iosel,Genech,Boruch,   
Им дано здесь место. 

Мы шли от могилы к могиле,ложили камешки на них,как знак ,что мы их посетили.
И с каждым положенным камешком,который я согревала в своей ладони,мне хотелось отдать им то тепло,которое я получила от них в детстве. 
Возможно поэтому я и пишу о них.
Тихим эхом откликаются  во мне  голоса и образы людей из города детства.
Именно они  и сформировали  мой характер.
В самых непредвиденных местах, в нужное для меня время,  с музыкой  тихого перезвона колокольчиков во мне,  возникают  картины из прошлого......

 
 
Где то за полчаса до захода солнца накануне Шаббата я решила сделать пару фотографий с окна дома.                За окном   на электрических проводах  уселись птицы свесив хвосты в рядок и  казались мне музыкальными нотами. Птицы   неожиданно быстро взлетели и к ним присоеденились сидящие на ветвях ели.
Это выглядело как танец,стая птиц взлетала в небо,резко меняла направлении,как бы была   ограниченна пространством сцены.
Всё это происходило молниеносно быстро,синхронно.               
Ощущение полёта стаи,её виражей изумляло и вместе с тем заставляло размышлять над глубоко заложенными механизмами сплочённости полёта птиц . Они как будто одно целое, сливаются в одном движении... Люди пришли к выводу что ими руководит информационно-энергетическим поле.      Если  птицы  наблюдают за нами людьми и изучают нас  как мы   их    то они наверное изумляются    почему мы не используем его   это единство общности людей  на уровне чувств, мыслей, целей.  Да, нам не дано летать как птице  ... нам  дан другой полёт -Полёт Мысли, Полёт Творчества.               

 Я люблю эти предзакатные минуты что то волшебно чарующее происходит красках неба уходящего дня, уходящей недели . Заход солнца часто яркий и освещает своими яркими красными и оранжевыми оттенками окружающие предметы. В их чудесном свечении комната озаряется , сливаясь со светом субботних свечей освещающий дом.               
 «Да будет угодно Тебе, Г-сподь, Б-г мой и Б-г отцов моих,  смилостивиться надо мной, и над всеми моими близкими, и дать всем нам и всему Израилю дни долгой и хорошей жизни.
Сегодня молитва приобретала  особый смысл для меня.

Мне предстoяла операция .               

 
В субботу утром как всегда я собралась в синагогу.
Позвонила дочь.
Плохо спала.
Маленький часто просыпался.
Я сказала привози мальчишек ко мне а сама отоспись.
Вскоре приехал зять с командой мальчишек.
Дом наполнился движением детской энергетики.
Как молодые лошадки они обскакали все комнаты,и когда они хорошо набегались я усадила их за ланч.               
Окна моей кухни выходят на задний двор дома. Двор не большой,деревья в нём создают поздней осенью впечатление парка.
они также привлекают птиц ,белок и зайцев которые постоянно приходят к нам полакомится ягодами рябины ,вишни,и конечно яблоками.   
Вот и в тот момент, когда я усадила детей за стол во дворе появились две белки и стали рыться среди листьев ища корм.
 Дети всегда с восторгом приветствуют гостей моего дворика и на сей раз пятилетний Арошка произнёс целый монолог о том как белки запасаются едой на зиму закапывая её в укромные места.
 Я добавила, что когда-то в Ошмянах мы тоже всё лето заготавливали продукты на зиму и крутились как белки в колесе. 
Пыталaсь перевести на английский,но не звучит.
 Подвал был нашим местом хранилища  .   
 Я рассказала им  и о чердаке дома где зимой мы сушили бельё.
Дети слушают и я знаю что всё в своё время всплывёт в их подсознании, так же как и рассказ о белках который я совсем недавно рассказывала Арону.
                        После ланча мы все устроились в спальне второго этажа дома. 
Окна выходили на улицу с окна дома хорошо видна плоская крыша гаража ,где собирается вода,и птицы прилетают напиться.
Дети всегда просят меня рассказать юмористически забавную историю "Дедушка на крыше"               
Мораль истории "слушай, прислушивайся к жене.
Я не устаю пересказывать им  историю в надежде что мораль её поможет мальчишкам в отношениях с женами.
Дети вздремнули а я как всегда в суботу в её тихие часы погрузилась во свои мысли. 
Крыша гаража напоминала мне устройство в храме -мизбеах.    
Почемуто вспомнилось как  однажды мне посчастливилось наблюдать уникальный момент  о повадках птиц.
Рано утром я услыхала  галдёж за окном  котеджа на озере.
Bыидя на балкон я увидела  стаю птиц низко над озером.
Они быстро и часто махали крыльями издавая при этом надрывные звуки. 
Всматриваясь в  такой необычный полёт я увидела среди стаи совем маленьких птиц и поняла, чайки учат летать своих птенцов и  субботняя  просьба "удостоить нас того, чтобы мы вырастили детей и внуков наших умными и мудрыми, освещающими весь мир Торой и добрыми делами "  ещё раз вдруг стала ярко звучать в моём сердце .

 Дети проснулись стали прыгать на кровати ,боясь что они упадут я напомнила им что мне тяжело их подстраховывать, так как болит сустав.   

 Арон накинул на себя шелковый шарф повернулся  к востоку и  произнёс
 "Dear G-d,сделай так чтобы у бабушки не болела нога и чтобы операция прошла легко"
А я добавила   
 - Если нас там наверху слышат то пусть будет принята молитва мальчика,подумав a может и в нас как в птицах заложена то энергетическое поле храма и мы постоянно летим туда в мыслях.
Вот и  ребёнок стал лицом на восток  к месту храма.               

      In the evening I  Eugene and friends went to the Four Seasons Centre for the Performing Arts    It was a contemporary ballet consists of 3 pieces     Watch her & The Four Temperaments & Glass Pieces               

 Признаться честно о композиторе Glass о его музыке я практически не имела представления .
B конце его довольно затянутой монотонной музыки он мне довольно надоел и напомнил спор с мужем когда он решил заняться индийской медитацией. я помню как сказала ему слушай их отречение от мира не принесло Индии прогресса и уход в себя и спокойное созерцание  красоты это не еврейский подход.

Наша медитация  -еврейская  молитва Авода  значит работа мысли и действие, те ступени в молитве когда мы черпаем силы с высших миров и усовершенствуем наш мир на далеко не совершенной планете.   
В конце музыка приняла совершенно другое направление .Композитор как бы очнулся от эйфории  и  его  реальная сущность  душевного состояния стала проявляться  взяв вверх над теми философиями которыми  увлекалось его поколение.

"Он еврей "прошептала я мужу разбудив его с полудрёмы навеянной музыкой
.Да он еврей.   
Родился в Балтиморе, внук русских и литовских евреев, занимался математикой и философией в Чикагском университете, учился в Джульярдской музыкальной школе в Париже у знаменитой Нади Буланже .  Узнала я позже с его биографии.

    В антракте   в фойе театра мы обнаружили  скильптуру  Якова Липшица  «Мать и дитя».
  Надпись расказала историю которая оставила глубокий след и вдохновила скульптора на создание  скильптуры Выйдя на прогулку в один из туманных дней вечерней Москвы .Он услышал цокот копыт лошади на каменной мостовой улицы Через минуту появилась лошадь с фургоном. С него на  мостовую опустилась маленькая деревянная платформа на четырях колесиках.               
Затем с фургона на платформу опустились две руки и тело женщины  без ног.Bиртуозно oнa опустилось на платформу и на спине  женщины   тут же оказался ребёнок спрыгнувший с фургона. Все это произошло стремительно быстро .
Лошадь с фургоном уехала .Женщина   с ребёнком на спине продолжила свой путь двигая  платформу  руками по мостовой и всё исчезло в тумане .Осталось сильное впечатление от увиденного и воплотилось в исскуство  мастера. Живот женщины он изобразил рельефом головы быка.               

Я знала что  Яков Липшиц  один из самых выдающихся скульпторов ХХ в. родом с местечка Друскеники  где я неодкратно бывала в гостях у  папиного двоюродного брата Миши Копилевича работающего врачом  в городе после окончания Ленинградского медецинского института  .               

 Жак Липшиц,  в 18 лет уехал учиться в Париж и много лет жил и творил там во Франции .Когда в Париж вошли нацисты, скульптор покинул эту страну, уехал в США, поселился в окрестностях Нью-Йорка.В Лондоне был установлен памятник президенту Джону Кеннеди, созданный Жаком Липшицем. Американская академия искусств наградила его золотой медалью, Колумбийский и Тель-Авивский университеты удостоили почетной докторской степени. В Национальном музее государства Израиль представлены многие его замечательные скульптурные композиции, в том числе «Наше древо жизни» – гимн вечному еврейскому народу.  Мадонна  для церкви в Асси (Франция). считается одним из самых выдающихся произведений религиозной скульптуры 20 века. 
 А в городе   Друскеники  где он родился я не слышала о нем.
Так типично для времени в котором мы жили. Раз покинул Россию так и не наш.               

Экспрессивное восприятие состояние момента тут же передалось мне и образ Муси  Вакс с города моего детства  всплыл так зримо.
Во время войны семья скрывалась в партизанских лесах Литвы и Белоруссии.Семья выжила.
 Их младший сын  маленький мальчик Сролик заболел полиомиелитом.
Муся,его мать где бы  не находилась куда бы она шла всегда брала с собой Сролика Никогда не оставляла его одного дома.
Она носила его уже большого подростка на спине.неся по улицам городка.Он обвивал её шею руками а ногами талию и скрещивал их впереди живота.
Лицо Муси смотрело вниз на землю и каждый шаг её был хорошо продуман и был тяжелый как у быка. над согнутом  к земле её лицом возвышалась голова Сролика его ослепительная улыбка и красивые черные глазах которых я никогда не видела страданий а только удивление постижения мира довольно ограниченного для него.
Они шли выглядя как единое целое мать и сын объединённые силой любви которая двигала каждый Мусин шаг.   
В течение второго акта  на сцене шла борьба молодого человека пытающего преодолеть черты своего характера Я читаю театральную брошюру  -  The term “phlegmatic temperament” may sound like something scratched on a hospital clipboard during flu season, but in the hands — and quick feet — of The National Ballet of Canada, it’s more like a vaccine against cold-weather inertia. George Balanchine’s spiralling classic The Four Temperaments — which refers to the phlegmatic, melancholic, sanguine and choleric temperaments of medieval times "               

Я никогда не имела времени заниматься анализом своего характера а тем более мои родители.
Мы были людьми дела, заняты строительством, устройством,  востанавлением разрушенной войной жизни.
Борьба за жильё за пропитание ,за многие другие  жизненные элементы  в довольно сложной стране где мы жили.Определение характера человека исходила от его дел. Мама иногда говорила Труженик или  не люблю лентяев.Добрый человек или грубость надо отсекать.Скромность  или зазнайство, Достоинство или унизительное поведение.Она определяла все четко  в человеке и обладала удиветельнымм даром Добротой которая творила чудеса ,с людьми бывшими в контакте с ней .               
  Менч говорила она о человеке которого уважала.
Какое обьёмное слово Менч что значит Человек не животное.

    Во время третьего акта текст  профита Иезекииля который произвёл на меня огромное впечатление как литературное произведение необычное по содержанию  вдруг открылся мне с необычайной ясностью. 

Четыре образа Лев,Бык,Орёл,Человек летящие по огненной дороге большого колеса жизни.
Они все в нас,формируют характер человека и всплывают на поверхность наши внутренние силы  во время когда они нам  так необходимы в жизни.