Техника активного расслабления

Гульмира Жамантикова
Представляю вам авторскую технику работы с телом и сознанием. В основе техники лежит принцип самодостаточности организма.

Это означает, что организм представляет собой самодостаточную систему, способную к самовосстановлению. И наиболее естественным состоянием для него является состояние с «минимумом энергии», состояние покоя, из которого он бывает вынужден иногда выйти, но лишь для того, чтобы снова восстановить равновесие и наслаждаться гармонией.

Люди привыкли считать, что для достижения результата нужно прикладывать усилия, что-то активно делать, например, делать зарядку, бегать, осваивать сложные асаны. Но для достижения гармонии гораздо полезнее научиться НЕ делать лишнего, не стремиться к достижению чего-то, а успокоить ум, найти внутреннее равновесие. И для современного человека это представляет большую сложность.

Активное расслабление – это не просто «ничего не делание». Это работа с болью. Например, у меня проблема с позвоночником, особенно с поясницей. Я обратила внимание, что в некоторых позах я не могу расслабить мышцы спины, они почти инстинктивно напрягаются, чтобы избежать боли. И это настолько входит в привычку, что мы перестаем замечать этого избегания. А сама проблема никуда не исчезает, она продолжает усугубляться с возрастом, ограничивая свободу движений, кровообращения, искривляя нашу осанку, лишая нас гибкости и осознанности.

Я поняла, что упражнениями я не исправлю эту проблему. При выполнении движений я буду автоматически избегать боли, а значит, просто зря потрачу энергию и время. Нужен иной подход. И тогда возникла идея активного расслабления.

Я легла на живот и попыталась полностью расслабить поясницу. Это оказалось непросто, потому что расслабление причиняло сильную боль. Но я продолжала спокойно дышать и постепенно расслаблять мышцы. Через некоторое время боль полностью прошла. Тогда я усложнила позу, приподняла грудь, опираясь на локти (поза Сфинкса в йоге). Снова возникла боль, которую пришлось преодолевать терпением и спокойным, глубоким дыханием. На этот раз боль чувствовалась не только в спине, но и в животе, в тазобренных суставах, отдавала в ноги. Было неприятное ощущение, как будто крутит живот, появилось плохое настроение, ощущение усталости, раздражения, но я продолжала спокойно и глубоко дышать, мысленно обращаясь к закостеневшим мышцам и связкам.

Я призывала их быть честными и признать свою вину в том, что организм не может оптимально функционировать. Именно в них заключены все страхи и боли, именно они терроризируют весь организм, манипулируя мной. А теперь я перестала реагировать на их требования, и вся их боль досталась, прежде всего, им самим. Я мысленно говорила им: «Проблема в вас, ребята. Это ВЫ должны измениться, чтобы всем стало хорошо».

Когда уже не оставалось сил терпеть боль, я ложилась и отдыхала. Через некоторое время снова повторяла этот процесс. Эффект от этого упражнения чувствуется сразу. Я поняла, что нашла самый главный источник проблем, самый очаг. И если воздействовать на него, а не ходить вокруг да около, то это самый эффективный и быстрый способ оздоровления. А самое главное – он не требует никаких специальных усилий, а только расслабления, честности и терпения.

С каждым разом упражнение давалось все легче. Боль уменьшалась, всё меньше времени требовалось на расслабление. Теперь я стала чаще менять позы, усложняя их, выискивая такое положение, при котором боль ощущалась наиболее остро, и в этом положении старалась максимально расслабиться. От техники активного расслабления я перешла к технике преследования боли. Я перешла в наступление. Как только я обнаруживала боль в одном месте, она спешила убраться в другое. Я продолжала гонять её по всему телу, давая понять, что её нет места в моей жизни. Если раньше я избегала её, потом просто терпела, то теперь я решительно искала её сама и уничтожала везде, где только могла обнаружить. Это было даже весело.

Моя методика – это не только работа с телом, но и работа с сознанием. Обретя гармонию внутри своего тела, человек становится самодостаточным, спокойным и уверенным в себе. Он избавляется от страхов, тревог, перестает быть источником лишней суеты в обществе.

Наше общество в настоящий момент похоже на больной организм, всячески пытающийся избавиться от проблем с помощью активных действий, реформ, технического прогресса. Всячески избегающий самой главной проблемы, своих страхов и болей, которым надо просто честно посмотреть в глаза. И источником этих страхов и болей являются люди, которые не осознают своей самодостаточности, не способны испытывать наслаждение просто от самой жизни. Они как будто всё время пытаются оправдать своё существование, доказать, что они кому-то необходимы, что они полезны обществу, миру… Они не способны просто принять себя или другого человека, любить за то, что он есть.

Могут ли такие люди жить в гармонии друг с другом и с миром, создать гармоничное, самодостаточное общество, способное к эффективной самоорганизации? Конечно же нет.

И крайне важно, чтобы они поняли, осознали, что именно они являются источниками проблем человечества, и перестали искать причины проблем в других. Чтобы они занялись собой, своим сознанием и телом, научились чувствовать свою самодостаточность, находить свою внутреннюю гармонию и черпать из неё силы и вдохновение, совершать чудесные открытия, познавать свои неограниченные возможности.