продолжение, Поэты и мудрецы Средней Азии и Восток

Галина Белякова
 
               Из великих мудрецов и поэтов Востока является и  Джалаледдин
 РУМИ (1207 - 1273). Он оставил громадное поэтическое наследие - почти 80 тысяч стихотворных строк. Эти строки до сих пор восхищают читателей,
 поражают знатоков глубиной мысли, неистовом страсти, необычайной
музыкальностью и совершенством поэтической формы.  Поэзией Руми
 восхищались Гегель и Гёте, Назым Хикмет и Мухаммад Икбал. Его стихи
 переведены почти на все языки мира.
.....После смерти моей ищите меня не в земле,
     А в сердцах просвещённых людей.

                НАВОИ Алишер Низамаддин Мир - ( 1441 - 1501) -  великий
узбекский поэт, мыслитель, государственный деятель. Вершиной творчества великого поэта является знаменитая "Пятерица". Первая поэма - "Смятение
 праведных" имеет философско-публистический характер, освещая наиболее
существенные вопросы жизни своего времени. Богатое литературное
наследие оставил, раскрывая духовную жизнь Средней Азии.
"Смятение праведных"- ... О слове
Я славлю жемчуг слова! Ведь оно
Жемчужницею сердца рождено.
.... Ведь слово - дух, что в звуке воплощён,
Тот словом жив, кто духом облачён.
...Бог человека словом одарил,
Сокровищницу тайн в него вложил.
...Стих - это слово! Даже ложь верна,
Когда в правдивый стих воплощена.
     Алишер Навои в поэму заключил четыре тысячи бейтов и даже после этого поэт говорит:
... О боже, дай мне, бедному, в удел,
Чтоб я искусством слова овладел!

                В  плеяду представителей узбекской литературы XV1 века
Входил  и  Захириддин Мухаммед БАБУР  (1483 - 1530).
Бабур продолжил творческие традиции Низами, Хосрова Дехлеви,
Лутфи, Навои. Произведения Бабура  отличаются глубокой содержательностью и художественной завершённостью. Его сложный жизненный путь, противоречивое мировоззрение нашли своё отражение в богатом литературном и
научном наследии , которое определяет его место в истории узбекской
литературы-
     ...Где розы -  там шипы, зло в радости, ну что ж!
Без горечи в вине нет сладости, ну что ж!
Вот и в моих стихах, то грустных, то весёлых,
И взлёты есть порой, и слабости, ну что ж!
.......Кто жалкие слова с обидой говорит,
      Тот иль неумён, иль ищет сам обид.
     Я дам тебе совет: смывай вином обиды -
   Сам знаешь, тот, кто пьян, обиды не хранит.
.......Нет родины и счастья боле нет,
    И ничего уж, кроме боли, нет.
    Я в этот край пришёл своею волей,
   Его оставить силы воли нет.
.... Уж лучше совершить тяжёлых сто грехов,
    Принять сто тяжких мук, сто обрести врагов
    Чем, став ослушником,  родителя обидеть!
         Из века в век не скудеет земля Востока. В начале X1V века родился
 ХАФИЗ - Шамседдин Мухамед, жил в родном Ширазе. Пвсевдоним
 "Хафиз" означает, "человек,  знающий наизусть Коран. Перед тем как он взял в руки перо, его родная поэзия уже существовала несколько столетий. Уже
 вывел первые её  страницы Рудаки, уже воздвиг огромную "Книгу царей" Фирдоуси, и  математик  Омар Хайям написал на полях учёных трудов четверостишия, да и  воспел крестьянский труд Насир Хисров,   была вершиной творчества Навои "Пятерица". 
А их наследник, волшебник из Шираза Хафиз, обозначил собой новую эпоху в поэзии.Стихи Хафиза простые, неграмотные люди поют, даже не зная, что слова принадлежат Хафизу, - они, эти слова, принадлежат уже всему народу, как солнце, как язык.  Подобно тому, как в России читают стихи Пушкина,
 Лермонтова,  в Душанбе или в Ташкенте всегда прежде всего
 вспоминают газели Хафиза.
                X1X-XX вв..Бесправная, придавленные жестоким положением
 ислама, жизнь   становилась невозможно тяжким ярмом для женщины.
 Женщины-поэтессы Средней Азии - Надира,Уваси, Зебунниса, Дильшод,
Анбар-атын  стремились  защитить свои права, призывают  к
 справедливости и человечности, как Надира, Увайси характерны газели,
 наполненные социальным содержанием; Дильшод и Анбар-атын резко осуждали местные власти, угнетавшие простых тружеников. Они мечтали о лучшей, светлой жизни. Им не хотелось жить в нужде, кабальных условиях и  уже
 с гордо поднятой головой следили за жизнью народа в других странах.
Власти не могли терпеть такой женской раскованности, и избавлялись от
 неугомонных.
10.2017 г.
   Книга  "Право на жизнь", в маг."Лавка писателя",Кузнецкий мост