Мои 90-е

Шац Анастасия
Шел 199…   
Утром я училась в школе, а во второй половине дня подрабатывала  в маленьком районном музее.  Это была самая счастливая пора моей юности.  Боже, как я спешила на работу. Закрываю глаза и вижу эти серые забетонированные ступеньки, крыльцо, покрашенное синей краской,   здание, с покосившимися ставнями и потемневшим  от времени брусом.  Первый, кто встречал меня всегда с порога – это непередаваемый  запах, запах старого дерева.  Свою работу всегда начинала с обхода  залов. Залы, можно ли их так назвать, просто четыре уютные небольшие комнаты, в которых хранилась бесценная память  - история давно канувших дней. 

Поскольку район наш  небольшой,  музей  для  жителей был не только культурным центром, но и отдушиной. Да, да не смейтесь – отдушиной. Люди, смутно представляющие будущее, живущие уже несколько месяцев без зарплаты приходили ко мне, совсем юной девочке, чтобы просто излить душу. Я тогда мало  что понимала, но всегда слушала  внимательно  и очень боялась   ляпнуть что-нибудь  невпопад .  Со временем  просторный  кабинет сотрудников   мы переоборудовали в гостиную. Заказать большой стол  в управлении культуры в то время было просто нереально, на помощь пришел мой папа –  за несколько дней  он сколотил добротный  стол, а стулья собирали, не поверите, с миру по нитке… И такая уютная у нас получилась  комната, за столом  помещалось человек двадцать .   Появилась возможность проводить  тематические мероприятия – с сельскими девчушками мы изучали  фольклор –гадания, обряды,рисовали,  с мальчишками  - читали книжки и  колдовали над  бумажными поделками.  После занятий всегда  чай  - свой, домашний -  из шиповника, мяты, смородины, ничего вкуснее я в жизни не пила.  До чего же было прекрасно!  Тогда  начали появляться предприниматели и один из них,  заметив нашу бурную деятельность,  подарил на день музея большой цветной телевизор.   Жизнь музея стала еще интереснее. Я не чувствовала усталости, хотя работы становилось все больше, сценарии мероприятий приходилось писать по ночам.
  Со временем к нам примкнуло общество  ветеранов ВОВ, их встречи проходили раз в квартал и сопровождались не только душевными разговорами, но и чаепитием с  песнями.
Случай, собственно ради которого я и решилась поделиться этими воспоминаниями, произошел в канун Дня Победы.  Зарплаты продолжали задерживать,  и я, чтобы хоть как-то сэкономить  ходила домой пешком. На  родителей  смотреть без слез было невозможно, ломала их  интеллигентную душу перестройка, выворачивала, пинала.  К Дню Победы в  семье относились с большим трепетом, это был самый   великий праздник.  А тут денег нет даже на продукты,  к тому же  в музей  приглашены ветераны,  оставить без  угощения защитников Отечества  я тоже не могла.   Самое ценное, что у меня было – золотой крестик, подарок мамы. Решение пришло спонтанно.  И вот, я   мчусь  на рынок, снимаю с себя украшение и протягиваю перекупщикам.  Не помню, сколько мне за него заплатили, но средств хватило, чтобы каждому ветерану  сделать бутерброд с колбасой и огурчиком, напоить  чаем  с пирожным.  Заполнила я в тот день и семейный холодильник.
Сколько лет прошло с тех пор, а  память почему-то  вновь и вновь возвращает меня именно  в этот день. Крестик, подарок моей мамы,  которой не стало буквально  через несколько месяцев после этого случая,  имела ли я право так поступить с ним, хотя…

   Вскоре в    район  пришел  новый  глава. Однажды  его  заместитель вызвал меня к себе и предложил сотрудничество – рассказывать о настроении людей, об их отношении к власти.
 Я  могу быть хорошим экскурсоводом, организатором мероприятий, приятным собеседником, но не стукачом, поэтому на следующий же день  написала заявление об уходе. А музей, музей вскоре закрыли – оптимизация, знаете ли. И сейчас, проезжая мимо разрушенного,  заброшенного, заросшего лопухами  до боли родного  здания сердце плачет кровавыми слезами, а память вновь и вновь  обнимает  тех людей, чьи души  когда-то были обогреты в нем.  А еще…
   В это очень  трудно поверить, но я до сих пор чувствую от того  крестика  теплоту,  честно, он на шее, просто ощутим и видим только мной.