Памяти гениального Фуата Мансурова посвящается

Надежда Хисметова
О музыке

Фуату Шакировичу Мансурову, которому 10 февраля 2018 года исполнилось бы 90 лет посвящается эта публикация.

Фуат Шакирович родился в Казахстане. С детских лет он начал проходить свой сложный путь страданий к вершинам творчества. Когда он был маленьким ребёнком, арестовали, как врага народа его пятидесятилетнего отца. 7 месяцев его пытали в застенках НКВД, но потом выпустили из-за отсутствия улик домой. Когда он вернулся домой - выглядел изувеченным измученным стариком. Были выбиты все зубы, переломаны все рёбра. Через несколько месяцев от полученных в результате пыток травм Шакир Мансуров скончался. В годы Великой Отечественной войны погиб родной брат Фуата Мансурова. Трагически погибала его мать. Он потерял любимого единственного сына, погибшего в автомобильной катастрофе. Мансуров рано овдовел, трагически погибала любимая жена...  Но все эти потери и испытания не сломили великого музыканта.
Мне очень повезло: я четыре раза брала интервью у выдающего деятеля искусства СССР и России. Отрывки из своего первого интервью с Фуатом Шакировичем, опубликованном в четвёртом номере журнала "Спортшкола" за 2006 год, я поместила в эти мои последние воспоминания о незаурядном во всех отношениях человеке.
"Фуат Мансуров - это легенда в советском и российском искусстве, человек, сумевший много сделать, дать, а также получить и в жизни, и в творчестве. Столько знаний и достижений! На мой вопрос, как ему удалось ВСЁ ЭТО при его столь деликатном характере: был ли он очень организован или, наоборот, очень увлекался и не думал о регалиях, и они сами нашли его как вехи на пройденном пути, - он ответил очень просто:
- Я никогда не ленился и любое начатое дело, качественно выполняя все детали доводил до конца, несмотря на возникающие при работе сложности, был очень всегда требователен прежде всего к себе.

Академик международной академии наук и академий наук России, Казахстана и Республики Татарстан. Лауреат Государственной премии 1983 года. Лауреат международного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1957 г.), Лауреат Всесоюзного конкурса дирижёров в Москве (1966 г.), Профессор Московской консерватории, дирижёр симфонического оркестра Большого театра. Народный артист России, Казахстана, Республики Татарстан.
Фуат Мансуров получил прекрасное образование:
"Алма-атинская музыкальная школа по классу виолончели и фортепьяно.
Алма-атинский университет им. Кирова. Физико-математический факультет. Специальность "Прикладная математика".
Алма-атинская консерватория. Дирижёрское отделение.
Московская консерватория. Дирижёрское отделение.
Аспирантура при Московской консерватории Дирижёрское отделение.
Играл на всех духовых инструментах симфонического оркестра. В своей домашней коллекции имеет 9 духовых инструментов, в том числе: флейту, тромбон, кларнет, фагот, трубу, валторну, гобой, гобой-дамур (альтовый гобой).
В советское время Мансурова называли гостренером симфонических оркестров Советского Союза. 13 лет до 1991 года он заведовал факультетом по переподготовке дирижёров симфонических оркестров. Дирижировал со многими оркестрами мира. Мансуров особо выделял и ценил высокую художественную культуру исполнения польских и чешских симфонических оркестров. Очень высокого мнения об исполнительском мастерстве Казанского симфонического оркестра. С удовольствием работал с Ульяновским симфоническим оркестром.
Все партитуры концертов знал наизусть. Дирижёров делил на дирижёров "над партитурой", к которым относил и себя, они слышали каждый звук, так как партитура у них в голове, и дирижёров "в партитуре", которые не слышали каждый инструмент в оркестре. Не сторонник традиций в исполнительском искусстве. Считал, что каждый раз, исполняя музыкальное произведение, нужно заглядывать под партитуру в поисках новых выразительных средств, при этом не нарушая, не изменяя ни одного знака в нотах партитуры. Эскапады, драматические окраски в музыкальном произведении, по его мнению, очень важны для правильного донесения темы. Всегда стремился к лаконизму при общении дирижёра и с музыкантами оркестра, и с публикой. Одним из памятных событий в жизни считал своё участие мальчишкой в звукозаписи к 1-й серии фильма "Иван Грозный" в составе симфонического оркестра 23 ноября 1943 г. в Алма-Ате. Оркестром дирижировал сам Сергей Сергеевич Прокофьев. Фуат Мансуров играл в составе оркестра на виолончели. Знал около десяти иностранных языков: русский, польский, татарский, испанский, итальянский, немецкий, французский, турецкий, последним изучал английский. Родной язык - казахский. На нём закончил с отличием среднюю школу.
Захватывающее своей стремительностью интервью:
11 марта, в перерывах между репетициями и 12 марта 2006 года, после концерта, Фуат Шакирович подробно ответил мне на все вопросы. Общение с великим музыкантом за кулисами меня потрясло не меньше, чем встречи с ним в концертном зале. Дирижёр за два часа доехал из Казани в Ульяновск, сразу приступил к работе, а в перерывах и после репетиции терпеливо отвечал на мои вопросы, пошутив, что устаёт только от фальшивых звуков. Видимо, репетиция прошла очень удачно, он был бодр, красив и весел. Музыковед Ульяновской филармонии Ольга Ивановна Нецветаева, которая организовала эту встречу, сказала мне, что Мансуров очень лёгкий в общении и на подъём человек. Всегда приезжает по первому звонку, привозя с собой прекрасных исполнителей. На этот раз Гульнара Мурзиева - прекрасная пианистка и солистка Казанского оперного театра - осчастливила нас своим выступлением. И в отличие от многих звёзд," Мансуров никогда не рядился из-за гонораров. Она попросила меня не волноваться при встрече, но это было практически невозможно.
...На вопрос: "Каким образом сохранилась такая лёгкость и гибкость в суставах? Как юноша Вы в течение нескольких часов порхаете с дирижёрской палочкой у пюпитра с партитурой, не заглядывая в неё. Хотя спортсмены, достигшие в спорте ваших результатов, обычно в вашем возрасте, если, конечно, доживают до него, - тяжело больные люди?", - он уверенно высказал личную точку зрения:
- Нужно вовремя остановиться. Не стоит работать на износ, чтобы любой ценой победить соперника. Нужно жалеть себя. При постоянных перегрузках в организме начинает выделяться молочная кислота, что приводит к необратимым процессам разрушения.
Кроме того, он посоветовал выбирать разумно вид спорта. Он абсолютно уверен, что если бы занимался такими видами спорта, как тяжёлая атлетика и бокс, а не скоростной бег на коньках, альпинизм, шахматы, то такой лёгкости в суставах у него не было в его возрасте при достижении тех же результатов. Правда, Юрий Власов, проигравший когда-то Жаботинскому и ушедший спокойно из спорта, сохранил прекрасную форму, а его соперник прикован к постели."
Музыкант "... Мастер спорта по альпинизму. Покорил все семитысячники в СССР, кроме пика Победы: пик Коммунизма - 7 495 м, пик Ленина - 7 134 м (Заалайский хребет), пик Крыжжижановского на Памире; пик Хан-Тенгри - 6 995 м в центре Тянь-Ханя, 7 раз покорял двувершинный конус потухшего вулкана Эльбруса (5 642 м - западная вершина, 5 624 м - восточная вершина, у подошвы 1 700 м). последнее восхождение делали с дочерью. В 1982 г. покорил г. Монблан высотою 4 807 м. Считал это восхождение для себя лёгкой прогулкой. В 1996 г. в Аваль-Море поднялся на перевал и сфотографировал всю панораму Альп.
Мастер спорта по скоростному бегу на коньках. В спартакиаде народов СССР, которая приравнивалась чемпионату СССР, 7 марта 1952 г. в Свердловске (ныне Екатеринбург) выиграл у знаменитого Ипполитова, заняв 1-е место на дистанции 1,5 км, кандидат в мастера спорта по шахматах."
"И ещё. Не терять чувство юмора и быть оптимистом, не обращая особого внимания за годы за спиной.
... Он считает, что от неприятностей лучше отвлечься и заняться любимым делом. Взять да построить трёхэтажный дом из камня и железа на прочном фундаменте по всем техническим условиям, принятым в строительстве. Одному, своими руками, начав всё с нуля.
На мой вопрос, чем он руководствовался при составлении программ своих концертов: юбилеями композиторов, юбилеями страны, временами года, своим состоянием души, заказами, он искренне ответил:
- Причины разные... В том числе и те, которые были перечислены. Но, главное, найти в исполняемых произведениях что-то новое, свежее, жизнеутверждающее. Часто забытое нами произведение требует немедленного исполнения именно сейчас. Так как в настоящий момент оно даёт исчерпывающие ответы на мучающие многих людей вопросы. И ещё очень важно только что-то открывшееся тебе новое донести до слушателя, поделиться с ним озарением  вдохновением. Исполняя каждый раз вновь 4-ю симфонию Чайковского, всегда нахожу в ней столько нового...
С его концертов я всегда уходила в хорошем настроении. Долгое время мир мне казался гармоничным и уютным. И люди в нём милые, добрые и приветливые. В чём причина? Ведь порой на концерте исполнялись очень серьёзные и даже трагические произведения Рахманинова, Хачатуряна, Гершвина.
На что музыкант ответил:
- Пабло Касальс, испанский виолончелист, дирижёр и композитор, выступавший с концертной деятельностью около семидесяти лет, сказал примерно так: "Для того, чтобы музыкант достиг вершин в творчестве, он должен много страдать..."      
Жизнь любого большого музыканта, достигшего признания в творчестве, всегда трагична! У меня самого в жизни было много потерь, трагедий и боли. ...Ища покоя в музыке, найдя его, несёшь результат духовной работы слушателям. Постигая гармонию сам, даришь её потом людям. Музыка лечит и освобождает человека от горечи и дискомфорта. Вспомнив образ престарелого Пабло Касальса, склоненного со смычком над виолончелью, я посмотрела в энциклопедии сколько лет прожил этот человек. Оказывается, почти век - 97 лет..."
На вопрос какое у него хобби дирижёр скромно ответил:
- я всё всегда делаю с большим интересом увлечённостью, стремясь к профессиональному мастерству. Любое дело довожу до конца. Порой немного-немного печально, что работа закончена, хочется добавить какие-то главные завершающие штрихи. Но затем на смену приходит новое захватывающее мероприятие или дело. Иногда начинаешь работать одновременно над несколькими интересными вещами, очень связанными между собой или, наоборот, совершенно разноплановыми. Но больше всего я люблю общаться с внуком и внучкой. Рядом с ними чувствуешь себя моложе. Одно из самых  приятных взаимоотношений, так как в основе его великое чувство - любовь. И если я в молодые годы куда-то постоянно рвался, буквально был раздираем многочисленными делами на части и общение с детьми уходило иногда на второй план, из-за чего я всегда очень расстраивался, то с внуками общаюсь в более гармоничной обстановке.
Фуат Мансуров писал прекрасные стихи. Издать их у него не хватило время. Общаясь со мной, он прочитал мне несколько своих произведений. Многие из них были посвящениями. Очень сильное впечатление на меня произвело стихотворение, посвящённое Любови Казарновской. Слушаешь строки, и перед тобой красавица певица, даже слышишь её голос. Так точно и талантливо создан её образ!
Я, Надежда Никищенкова, много написала об этом музыканте: статья "Загадка успеха" в журнале "Спортшкола"№4 (№18) 2006 год; статья "Общение, дающее вдохновение" журнал "Аплодисменты" №1 2006 год; статья "Душа должна отдыхать" журнал "Спортшкола" №1 (25) 2007 год, статья "Общение, дающее вдохновение" в книге "Главный подарок", Ульяновск 2009 год; статья о Фуате Мансурове в рубрике "Музыкальная жизнь" в "Городском журнале" №4 2018. 
О творчестве Фуата Шакировича я обязана написать ещё очень много. Это ведь только фрагменты из моего первого интервью. А их у меня было много!

13.03.2018

Надежда Никищенкова.

Фотографии пришлю позже. Так как их нет у меня под рукой.