Нордвик - это поселок где-то на краю света

Владимир Иванов 14
(Из моей переписки с Денисом Захаровым, жителем Хатанги)
Владимир Иванов: «Денис, спасибо огромное за фотографии. Остовы зданий, машин, катеров  сохранились. Фантастика! Мне интересно все о Нордвике, любая мелочь. У меня есть  небольшой рассказ «Нордвик — место рождения», попытка перенести на бумагу то, что память сохранила. Я очень долго помнил название американского парохода, который вывозил нас на материк. А сейчас уже вспомнить не могу. Будет время — напишите, не забывайте про меня. Если можно, напишите о себе, о своей работе. С уважением, Владимир.

Денис Захаров: «Добрый день, рад вам помочь! Я обязательно расскажу вам, как мы работали на Нордвике. Насчет корабля, который вывозил вас на материе, я думаю, что это был «Летчик  Асямов», либо «Канопус», либо «Новатор». Все эти корабли до недавнего времени лежали у нас на берегу, в Хатанге,пока их не распилили и не вывезли на материк!
Про этот поселок (Нордвик), на берегу моря, могу сказать, что он запал в мое сердце. Постоянно его вспоминаю. Вы, наверно, обратили внимание на адрес моей почты: «nordvik».И еще, мои родственники жили в этом поселке: папа, бабушка с дедом и мои тёти.

Владимир Иванов: «Спасибо. Денис! Мы, ведь, с вами земляки в буквальном смысле. Место рождения — сакральное понятие. Сколько человек живет,  столько и помнит свою «малую Родину», даже, если она на краю света. Поэтому мне и дорога каждая мелочь, связанная с Нордвиком. А фотографии, которые вы прислали — это , вообще, клад. А вот названия кораблей, которые вы перечислили, отклика в моей памяти не вызвали. Название было в одно слово и нерусское. Я так «ощущаю».
Денис, у меня есть вопросы по поводу фотографий. Это все — поселок Нордвик, или среди них есть фотографии других мест? Я почему спрашиваю, у меня в памяти «отпечаталось» название поселка «Солерудник»;  это где-то рядом, по соседству. Может быть какие-то из снимков сделаны в поселке «Солерудник»?
На фотографии 1945 общий вид поселка с расстояния полутора километров, правильно я понимаю? Тундра, морское побережье. Море Лаптевых. Северный ледовитый океан. И поселок Нордвик — на берегу океана. Именно здесь, «на берегу пустынных волн», я и родился. Не каждый про себя такое может сказать. Но так уж Богу было угодно.
На снимке 1981, на переднем плане: вагонетки, шпалы, рельсы. В правой части снимка видна часть насыпи,  на которой сохранились нетронутые шпалы, хотя рельсов не видно. Все  свидетельствует о том, что рядом должно находится устье штольни. Так ли это? На заднем плане: сопка в тумане и на склоне сопки одиночное большое здание в форме многогранной призмы под круглым плоским куполом. «Большая юрта», так я условно назвал его для себя. А что это на самом деле?
На снимке 1975 — Узкоколейка. Куда она ведет? Может быть, в тот же , упомянутый мной «Солерудник»? На снимке 1963 — здание клуба? Клуб в поселке был, я даже помню фильмы, которые смотрел. «Пархоменко», «Василиса прекрасная». Денис, когда будет свободное время, напишите мне по поводу снимков, которые я назвал.
И еще, я хотел бы выложить нашу с вами переписку по теме «Нордвик» в социальных сетях с вашими фотографиями, разумеется со ссылкой на вас. Вы разрешите? У меня есть страничка, в частности, на Якутском портале, на фейсбуке и в других сетях. Не забывайте про меня. «Нордвик» -  наша родная тема. Успехов Вам! С уважением, Владимир.

Денис Захаров: «Доброго времени суток! Отвечаю на ваши вопросы. Фото 1945 — это фото самого поселка Нордвик, его морская часть - «Морпорт». Фото 1963 -диспетчерская морского порта. Фото 1975 — узкоколейка, которая идет от порта до рудника. Длина около 3500 метров. Сам поселок состоит из двух частей: морской и рудниковой. Если вы приходите на корабле с моря, то швартуетесь в морском порту. Дальше — садитесь на паровоз и едете на рудник. Как раз туда, где сопка в тумане и «Большая юрта», справа от которой (на снимке) видны отвалы горной выработки — соль. Горную выработку, видимо, взорвали.
Эта соляная сопка отмечена на картах и на ней стоит деревянный тригопункт. Фото прикладываю. Насчет клуба — не знаю. Есть полуразвалившиеся здания,  которые могли быть и клубом, и больницей, и конторой. Приходится только гадать. Посылаю еще одно
фото — это один из причалов. Деревянная баржа, засыпанная гравием.

Владимир Иванов: «Денис, попробую ,с учетом ваших комментариев к снимкам, разложить все по полочкам. «Рудниковая часть поселка Нордвик» - это и есть «Солерудник», застрявший, как заноза в моей памяти с детства. Добыча соли велась шахтным способом. Отвалы соли на снимке 1986 справа от «Большой юрты» свидетельствуют о том, что именно здесь находилось устье взорванной шахты.  Узкоколейка была построена для транспортировки добываемой соли в порт. Вряд  ли здесь «ходили паровозы», узкоколейка не выдержала бы такой нагрузки, да и необходимости в тяжелых локомотивах не было, судя по размерам вагонеток. Скорее всего был мотовоз (электровоз?), к которому цеплялся состав из 10-15 вагонеток с солью и отправлялся в порт. А обратно возвращался порожняк.
Но ,эксплуатационная шахта — это сложное предприятие. Должен быть копер шахты, машинное отделение, в котором находится лебедка и много еще чего. И очень может быть, что «Большая юрта» - одно из промышленных зданий, выполнявшее какую-то функцию в шахтной добыче. Но точнее сказать сложно. Вот такая получается «картина маслом». По-моему,  «пазлы», в основном, сошлись. Буду искать еще материалы по теме «Нордвик». Обязательно прочитаю книгу Н.Н.Урванцева «Таймыр -край мой северный», остальное буду добирать в интернете. Но пробудили меня от спячки ваши фотографии, Денис. Спасибо Вам!
P.S. Денис Захаров  в телефонном разговоре разрешил мне опубликовать  в социальных сетях нашу с ним переписку. Что я и делаю.
На якутском портале этот пост опубликован мною с фотографиями и видеороликом, сделанным мною на основе фотографий:
По теме «Нордвик» в интернете есть замечательный материал Александра Еликова (Ёлкина) по ссылке: https://www.drive2.ru/b/3120637/