Немцы России-евреи и их потомки. Часть 1

Смбат Багратуни
ноябрь ОРФ

ПРОШУ ИЗВИНЕНИЯ ПЕРЕД ЧИТАТЕЛЯМИ.  НИ ОДНА ИЗ ГЛАВ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАКОНЧЕННОЙ: Я ПИШУ ЭТУ КНИГУ НЕ С ЧЕРНОВИКА, А ПРЯМО НА ПРОЗА.РУ
+++++
  Часть 2  Галерея онемеченные евреи и немцы с еврейскими предками.
+++++

  Часть 1.

      ТРИ ГРУППЫ НЕМЦЕВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ЕВРЕИ.
               
                Из шести президентов Генеральной евангелическо-   
               лютеранской  консистории, немецкой оганизации, руководившей
               лютеранской и кальвинистской церквями России, (учреждение,
               соотетствовавшее православному Синоду), трое были близкими      
               потомками крестившихся евреев. Ирония этого факта ещё в том,
               что дедом двоих из них, остзейских баронов братьев Икскуль фон
               Гильденбанд, был Абрам Перетц, некогда фактический лидер
               еврейской общины Петербурга. Впрочем, удивляться
               здесь нечему. В годы первой русской революции немцы
               сформировали свою партию. Историки считают её возникновение
               проявлением пробуждения национального самосознания среди
               немцев Российской империи. Возглавлял её сын перешедших в
               лютеранство евреев Феликс Шоттландер. Все дети в семье его
               родителей женились или вышли замуж за остзейских дворян.   
                ***
                Несмотря на поддержку мощной Речи Посполитой, феодального
               сюзерена Пруссии, положение евреев в прусском Элбинге всё же было
               непрочным. Они жили окружённые завистливым, злобным народом-
               -немцами, лишёнными даже по меркам средневековья элементарного
               человеческого чувства-сочувствия другим людям и в любой момент
               готовыми ради своего преуспевания или просто из ненависти к чужому
               успеху на подлость и преступления. Видимо, желая обезопасить себя
               и своё потомство, имея таких соседей, предок рода прусских юнкеров
               Loelhoeffel von Lowensprung крестился.

   Оглавление.
   Вступление.
   Три группы немцев в Российской империи.
   Евреи в Прибалтике и среди крестьян-колонистов.
   Русские немцы.
   Неотличимость онемеченных евреев от немцев.
   Гений балета Людвиг Минкус и белые пятна в родословных.
                ***               
      
      ВСТУПЛЕНИЕ.             

   По мере работы над моим исследованием возникают новые темы. Одна из них это евреи, которые ассимилировались с немцами и немцы-потомки евреев. Тема эта сложная. Хотя я изучаю период до 1917 года, над историей отношения немцев к евреям и к другим народам всегда висит тень нацизма. Было бы нечестно отрицать, что корни  немецких преступлений в 20 веке уходят в глубину немецкой истории, отражают национальный характер и моральные "ценности" немцев. Немцы Гитлера, отбросы человечества залившие кровью Европу и морившие голодом Ленинград, нелюди получавшие наслаждение от мучений своих жертв, не выползли из ниоткуда, не были случайностью в немецкой истории. В то же время, в поведении немцев были более более цивилизованные, "вегетарианские" времена. Поэтому, я выбрал эпиграфами к этому очерку два казалось бы исключающих друг друга явления.

   На самом деле большого противоречия между ними нет. Выкрестам и их потомкам за принятие их немцами приходилось платить высокую цену полного отказа не только от еврейских корней, но и от сочуствия к гонимым евреям. Это происходило не только в Германии, но и в немецких общинах в других странах. Те же немецкие внуки Перетца, занимая влиятельные государственные посты, были известны защитой интересов остзейских баронов, но ничего не делали для того, чтобы ослабить государственный антисемитизм, а немецкая партия, возглавляемая Феликсом Шоттландером, несмотря на возмущение русских либералов, поддерживала антисемитскую политику Николая II.
   ---------------------------
   Примечание. Внуки Перетца.
   Барон Александр Александрович Икскуль фон-Гильденбандт (1840-1912). Губернатор лифляндский. харьковский и псковский. Действительный тайный советник (Чин равный полному армейскому генералу). Член Государственного совета.
   Барон Юлий Александрович Икскуль фон-Гильденбандт (1953-1918). Государственный секретарь. Статс-секретарь Императора. Сенатор. Член Государственного совета.
Действительный тайный советник.
---------------------------
   Прежде, чем приступить к очерку об евреях среди российских немцев, коротко остановимся на ассимиляции евреев в самой Германии. До формирования немецкого расизма обращение евреев в христианство поддерживалось, часто с энтузиазмом, католической и протестантской церквями. Немецкие историки ещё в 19 веке отмечали, что на протяжении столетий "тысячи и тысячи евреев", приняли христианство и слились с немцами. Даже нацисты вынуждены были признать этот факт. Согласно нацистским расовым законам, для того чтобы подтвердить cвою арийскую чистоту, германские подданные должны были представить властям информацию о своих предках не далее, чем поколения дедушек и бабушек. Это классификация так же распространялась на  военослужащих, даже на лиц высших рангов. Иначе, как отмечал немецкий военный историк Адольф Каспари, был бы нанесён непоправимый урон высшему эшелону прусской военной касты-становому хребту немецкой армии.
 
   К немцам, которые хотели продвинутся  на руководящие посты в нацистской партии и государстве, нацисты предъявляли более жёсткие иребования, они должны были доказать, что их предки приняли крещение не позднее 1645 года. Углубляться глубже во времени даже патологические немецкие расисты не решались. Под каждым из них могла развергнутся бездна.

   Показателен случай с Эрихом Людендорфом, бывшем де факто главнокомандующим немецкой армии в Первой мировой войне. Проиграв войну, Людендорф создал миф о том, что Германия де выигрывала войну, но ей нанесли удар в спину внутренние враги социалисты и евреи. Это несмотря на то, что в пропорции к их доле среди населения евреи получили больше, чем немцы, высокой награды- Железных Крестов. В ответ на антисемитизм Людендорфа его противники отыскали документы об еврейской линии среди его близких предков.

   Недаром ещё на заре немецкого расизма в 19 веке, некоторые его основатели, претендуя на научную объективность, отмечали отсутствие у большого числа немцев "расовой чистоты", особенно у обитателей городов. В качеcтве примера смешения немцев-"арийцев" и евреев эти расологи  указывали на расовый тип, как писал один из них, "величайших немецких гениев" Лютера, Гёте и Бетховена.

   После того, как нацистские власти потребовали от соискателей высоких государственных и партийных постов представить информацию об их предках, были созданы списки крестившихся евреев в Берлине после 1645. Источниками послужили записи о крещениях в протестантских церквях. Эти списки составили  около 60 томов (!) И это лишь в Берлине и за сравнительно короткий период в многовековой истории евреев в Германии.

   Генеалогических исследований о немецких потомках евреев почти что нет, напротив, немецкие авторы, включая потомков евреев, при немецком антисемитизме скорее были готовы фальсифицировать родословные. В наше время в современной Германии, с 1960-х годов среди нового поколения появились немцы во многом свободные от предрассудков и лжи своих предков, изредка публикуются ценные работы, хотя их можно пересчитать по пальцам.

   Среди них исследование о средневековом Кёльне с "поразительными" фактами. В городе, главном экономическом центре средневековой Германии, в правящую патрицианскую элиту вошли два рода крещёных евреев. Изучив родословные линии, идущие от них по женским линиям, насколько это возмозможно при сохранившихся документах, немецкий историк пришла к выводу, что их потомки-значительная часть кёльнского патрициата, вестфальского, называемого так же рейнским, дворянства и индустриалистов прирейнской Германии-важнейшего экономического района страны.

   Я  мельком проследил  несколько родословных линий, идущих от еврейских родов, упомянутых в её иследовании, и обратил внимание на императорскую династию Романовых и известные в русской военной истории фамилии Гейден, Витгенштейн и де Круа.  Их генеалогии  привели меня к Екактерине Великой, командующему русским флотом в битве при Наварино графу Логину Гейдену, герою Отечественной войны 1812 года фельдмаршалу Петру Витгенштейну и к петровскому фельдмаршалу герцогу Карлу-Евгению де Круа. Историю немецкой принцессы ставшей  могущественной правительницей России нет нужды повторять, её   знает каждый российский школьник.  Логин Гейден прибыл в Россию из Голландии  был голландцем, но корни его рода уходили в пограничную с Нидерландами Вестфалию. Витгенштейны вестфальский аристократический род. Отец де Круа был валлоном, мать голландской графиней, один из предков которой женился на немецкой аристократке с еврейскими предками из Кёльна.

   Когда же я стал подробнее исследовать родословные линии идущие от кёльнских евреев, результат оказался совершенно неожиданный. Самой большой в России группой немцев с еврейскими предками, которых можно проследить, оказалась элита немцев-потомки крестносцев прибалтийские бароны. Вестфальское дворянство было цветом средневекового немецкого рыцарства, главной ударной силой в немецком "Натиске на Восток". Потомки кёльнских выкрестов играли среди рыцарей весомую роль. Самым выдающимся главой Тевтонского ордена, приведшего его на пику военного могущества, экономического и культурного процветания  и  международного влияния, был великий государственный деятель, дипломат и один из лучших полководцев в немецкой истории  близкий потомок кёльнских евреев как по отцу, так и по матери Винрих фон Книпроде в 14 веке.

   Главой другого ордена крестоносцев-Ливонского в 16 веке был другой потомок кёльнских евреев Герхард Кетлер, превративший орден в своё личное владение Курляндское герцогство. Можно с уверенностью предположить, что к моменту завоевания Прибалтики Россией, не было ни одного старинного остзейского дворянского рода, в котором бы не текла кровь  кёльнских евреев. От остзейских дворян, потомков кёльнских евреев, переселившихся в Россию ещё до Петра I, произошли уважаемые роды русского столбового дворянства Соковнины (из них вышла знаменитая староверка боярыня Морозова), Кожины и Колюбакины.       

   Феодальная лестница Германии отличалась крайней неподвижностью. Социальный разрыв между феодальной верхушкой-властительными родами и городским патрициатом был непроходим. Потомки кёльнских выкрестов по женским линиям совершили редкое для городского патрициата восхождение на социальную вершину Германии: достигли монарших тронов. К началу 18 века они сидели на престолах не только Курляндии, но большинства наследственных монархий Германии, включая главные немецкие государства. Из Германии их принцессы выходили замуж за Романовых. Первой из них была жена сына Петра I царевича Алексея, её сын Пётр II стал первым потомком кёльнцев на русском престоле.

   Он умер подростком, императрицей стала Анна Иоанновна, умирая она передала трон Российской империи своей племяннице потомку кёльнцев Анне Леопольдовне. Та правила за своего сына злочастного императора-младенца Ивана VI, но не долго. Её свергла дочь Петра Великого Елизавета, завещавшая Россию другому потомку кёльнцев своему племяннику Пётру III. Начиная с него кёльнцы российский престол уже не упускали вплоть до крушения империи. Даже когда шустрая Екатерина Великая покончила с незадачливым  мужем Пётром III, Россия осталась в их руках. Последующие Романовы продолжали жениться на принцессах подобного же происхождения, но уже без фатального для себя исхода.

   Видимо, схожая с Вестфалией ситуация с еврейскими предками была в Швабии. Авторитетное немецкое издание второй половины 19 века, выступая против растущего антисемитского расизма, в качестве примера благоприятного для немцев смешания с евреями отметило что "всё" родовитое швабское дворянство было потомком по женским линиям одного старинного дворянского рода, происходившего из еврейских выкрестов, но я не ещё не дошёл в своих исследованиях до Швабии.         

   Другая интересная работа современного немецкого историка посвящена эпохе основателя прусского военного могущества короля Фридриха Великого. Его военные авантюры привели Пруссию на грань финансового краха и ему не на что было содержать армию. Над Пруссией нависла угроза разгрома и территориальных потерь. В отчаянной ситуации Фридрих, который по юдофобской традиции прусских монархов не поощрял поселение евреев в своей столице, резко изменил политику. Он пригласил в Берлин несколько семей известных предпринимателей евреев, предоставил им свободу для бизнеса и отдал в их распоряжение финасовые дела обнищавшего королевства. Евреи вытащили Пруссию из финансового кризиса, спасли её. Вплоть до последних десятилетий 20 века немецкие историки преднамеренно, лживо не замечали-утаивали  этот факт. События в Пруссии интересны сами по себе, но не менее впечатляет и то, что произошло с дочерьми из этих еврейских семей. Их было более 20 и все, кроме одной (!) вышли замуж за немцев, почти все за прусских юнкеров, две или три за университетских профессоров-уважаемая в Германии профессия.

   Пруссия сравнительно небольшая страна, можно представить насколько значительно было число потомков этих еврейских пращурок среди прусской элиты в 20 веке. Особенно значительно увеличилось число немецких аристократов с еврейскими предками в течении 19-начале 20 веков. Среди обедневшей прусского дворянства   было принято брать невест из богатых семей еврейской буржуазии. Историки указывают, что число таких браков исчислялось сотнями. Известный немецкий писатель Теодор Фонтане даже утверждал в 1891, что очень мало генералов из аристократии в венах которых не текла бы еврейская кровь. Создатель Германской империи Отто фон Бисмарк был сторонником браков немцев с еврейками, считая, что это повысит умственные способности немцев о которых он был низкого мнения. По иронии судьбы, сам он женился на  померанской аристократке, происходившей по женской линии из еврейского рода баронов Боде. Его старший сын с одобрения отца, браковавшего других кандидадок,  так же выбрал жену  из потомков  аристократического рода, вышедшего из крестившихся евреев-имперских графов Шпринценштейнов. Впрочем, расхваливая умственные способности  немцев с еврейскими предками, Бисмарк,  видимо, имел в качестве примера самого себя. Согласно англоязычным публикациям времени Бисмарка, его  мать была частично еврейского происхождения.

Примечание. Имперские графы были высшей некоронованной аристократией Германии. В своих владениях они обладали прерогативами монархов, среди них они имели право суда.

   В то же время уже в начале 19 века в Германии возник новый феномен-неприятие крещёных евреев. Началось оно с группы ярых реакционеров-националистов, противников реформ модернизировавших Пруссию после её разгрома Наполеоном. Организовав в Берлине свой клуб Христианско-немецкое столовое общество, они объявили, что членами клуба не могут быть не только крестившиеся евреи, но и их потомки. Что поразительно в идеалоги членов клуба, это их  наглое извращение многовековой позиции христианства, приветствовавшего крещёных евреев. В 19-начале 20 веков по мере роста немецкого расизма, направленного против славян и евреев, эта противная духу христианства ненависть многих немцев даже к крещёным евреям, развилась в расистский антисемитизм.

   Немецкие государства, объединённая Германия и церковные власти не поддерживали его. Во второй половине 19 века, несмотря на рост расистского антисемитизма, крестившиеся евреи достигли важных министерских постов в Пруссии. Карл Фриденталь-сельского хозяйства и внутренних дел, Генрих фон Фридберг-юстиции. Он так же был имперским министром юстиции Германии. (В Германской империи не было имперского  министерства сельского хозяйства). Эдуард фон Симсон стал первым президентом рейхстага Германской империи. Для сравнения, в Российской империи 19-го-начала 20 веков не было ни одного министра еврея.
-----
   Примечание. В российских дореволюционных и современных изданиях евреями по происхождению часто называют министра иностранных дел канцлера Карла Нессельроде и министра финансов Егора Канкрина, на самом деле они были смешанного происхождения, у Нессельроде - внебрачного. Было немало министров с далёкими еврейскими предками по женским линиям, восходящими к 17-18 и к более ранним векам среди них потомок Шафировых Сергей Витте, но эти предки были далёкими и известными лишь генеалогам. Любопытно, что кроме Самуила Грейга, все близкие еврейские предки министров происходили из  Германии. Связано это с тем, что немецкие евреи более быстро ассимилировались с христианами, чем уроженцы Российской империи. Эти министры Николай  Безак - почт и телеграфов, Михаил Муравьёв (по матери) иностранных дел, Вячеслав Плеве внутренних дел. Мать Грейга была российской еврейкой из Белоруссии. Он служил министром финансов, затем занял министерский пост Государственного контролёра.   
-----
   Какое значение ассимиляция евреев с немцами имеет для изучения евреев среди российских немцев? Значительное число российских немцев были потомками евреев. Они могли происходить из самых различных слоёв немецкого населения Германии от дворянства, потомственных военных и духовенства до  буржуазии, ремесленников и крестьян.   

   ТРИ ГРУППЫ НЕМЦЕВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.    
 
   Немецкое население Российской империи чётко разделяется на три группы. Прибалтийские (Остзейские) немцы и немцы крестьяне-колонисты, проживавшие  компактными этническими группами в основном в сельскохозяйственных районах Поволжья и Причерноморья-это этнические немцы, хотя часть из них происходила из выходцев из других народов, ассимилировавшихся с немцами. Наиболее интересна и важна для истории России третья группа-русские немцы-те немцы,  которые селились среди русских. Это были эмигранты из немецких государств и уроженцы Прибалтики.

   Русские немцы были не столько этнической, сколько культурно-религиозной общностью. Более того, это была аморфная общность с текущим составом. Она сложилась из людей разного этнического происхождения, которых связывала между собой принадлежность к лютеранскому или кальвинистско-реформаторскому вероисповедованиям и образование, полученное в немецких школах. Русские немцы во многом были выдуманной общностью. Скандинавы, французские гугеноты, голландцы, шотландцы-пресвитериане, европейские и даже российские евреи часто отождествлялись русскими с самым многочисленным протестантским населением страны--немцами, но общность религии и некоторых элементов культуры ещё не означали, что люди не немецкого происхождения считали себя немцами, даже если роднились с ними. Нередко они возмущались, если их назвали немцами. Люди того времени гордились своими предками-основателями рода и любили подчёркивать этнические корни своих родов.   

   Сергей Витте, наиболее выдающийся государственный деятель "немец" в истории России (по отцу-остзейцу), превосходивший по талантам и достижениям немку императрицу Екатерину II, никогда не упоминал о своих немецких предках, подчёркивая голландские корни рода Витте. Подобно ему, вели себя роды скандинавского и французского происхождения, даже если они фактически германизировались, как это произошло с шведами Гирсами. Фёдора Гирса немцы избрали  президентом Генеральной евангелическо-лютеранской  консистории. Показательно, что наряду с братьями Икскуль фон Гильденбанд он один из трёх близких потомков евреев, возглавлявших эту организацию. Другой потомок скандинавов, выдающийся физик Сергей Фриш, рассказывая о своих этнических корнях  в послесталинские времена, когда можно было не бояться антинемецких репрессий, подчеркнул, что хотя Фриши считались немцами, они на самом деле шведского происхождения, но онемечились в России.

   Примечание. Русские националисты исходя из созвучия  фамилии Гирс с распространённой еврейской фамилией Гирш считали род Гирсов еврейским. У Гирсов действительно были еврейские предки, но не по прямой мужской лини, а по женской от поселившихся в России немецких евреев Энгелей. 
      
      ЕВРЕИ В ПРИБАЛТИКЕ И СРЕДИ КРЕСТЬЯН-КОЛОНИСТОВ.         

   Не только русские немцы, но даже в самой Прибалтике немцы были смешанного происхождения. Крестоносцы  из многих католических стран  помогали немцам в порабощении Прибалтики, позднее остзейские немцы охотно принимали для своего процветания представителей других европейских народов, которые были более развиты или сильны, чем немцы, а таких народов на протяжении истории было немало в Европе. В то же время прибалтийские немцы с единичными исключениями отказались смещиваться с коренным населением, хотя эстонцы и латыши были обращены в христианство. Даже священники эстонцы и латыши, получившие немецкое образование, практически не допускались к службе в немецких церквях. Для большинства немцев латыши и эстонцы были всего-навсего рабочим скотом. Это отношение  немцев к народам Прибалтики настолько отличалось от позиции других  завоевателей в Европе, принимавших в своё лоно "братьев во Христе" из завоеванных народов,  что некоторые историки называют его немецким расизмом ещё до самого появления расизма в 19 веке как политической идеалогии.

   Каково было отношение прибалтийских немцев к евреям?  Крестоносцы, владевшие Прибалтикой, запрещали иудеям селиться на своих землях. Несомненно, что в Прибалтике селились крещёные евреи, но они исчезали среди немцев и мы не знаем о них. Русский генеалог 19 века Евгений Карнович, изучавший остзейское  дворянство, отмечал, что некоторые роды, возводящие себя к аристократии Германии, на самом деле происходили от крещёных евреев, принявших фамилии знатных немецких родов.Прибалтика была для средневековых немцев чем-то вроде Америки для испанцев и англичан, краем, где можно было начать жизнь сначала и переписать заново свою биографию. Неудивительно, что  утверждения некоторых дворянских  остзейских родов о происхождении от старых аристократических родов Германии необоснованны, но кто из этих самозванцев были немцами, а кто крестившимися евреями неизвестно. Карнович скорее всего собирал свои сведения в разговорах с остзейцами.  К сожалению, явно желая избежать громких скандалов, он не назвал эти роды.

   В завоевании Прибалтики немецких крестоносцев опередила Дания, бывшая одно время сильнейшей державой на берегах Балтийского моря. В 13 веке войско датских крестоносцев, состоявшее из датчан и западнобалтийских славян-вассалов Дании, завоевало северную Эстонию, где датчане основали портовый город Ревель, теперешний Таллин. Датчане, не менее ревнимые в христианской вере чем немцы, но движимые простым человеческим сочуствием, разрешали иудеям селиться в своих владениях. Не проявились ли уже тогда отличия в человеческих качествах немцев и датчан?

   Соблазнительно искать причину различия в отношени к евреям между немцами и датчанами  в том, что датское завоевание возглавляла светская власть-датский король. Немецкие крестоносцы были религиозным орденом, под знамёна которого вступали фанатики, но как показывает полное пренебрежение немецких крестоносцев к учению церкви в их политике по отношению к крещёнными латышам и эстонцам, немцы не отличались подлинной верностью христианству. После того, когда ослабевшая Дания продала свои эстонские земли немецкому Ливонскому ордену, власти Ревеля, сохранившие значительную долю автономиии в ведении городских дел, продолжали терпимую политику Дании.

   Евреи получили возможность селиться в Прибалтике после перехода части её под власть Польши в 16 веке. Число их росло даже под шведами, вытеснившими из  Прибалтики Польшу. Шведы стремились к крещению евреев и пытались добиться этого вводя всяческие ограничения против иудеев, но немецкое дворянство и некоторые города, открыв экономические выгоды  от деятельности евреев, поддерживали их.  Новые владельцы Прибалтики Пётр Великий и его ближайшие приемники, понимая вклад евреев в благосостояние края, облегчили евреям поселение в Прибалтике.

   Тяжкие времена для  евреев  наступили при императрице Елизавете. Дочь Екатерины I Скавронской, вышедшей из крещёных евреев, всячески демонстрировала подданным свою привёрженность православию и действительно была очень набожной, но, будучи человеком крайне себялюбивым, эгоистичным и, несмотря на свой природный ум, примитивным в понимании христианства, позволяла себе грубо нарушать христианские заветы, зато вымаливала прощения у Господа за грехи преследованием русских староверов и иноверцев. Антимусульманскими репрессиями она почти что довела традиционно лояльных России волжских татар до восстания. В короткий срок российские власти разрушили 418 из 536(!) мечетей в одном лишь казанском уезде.   
   
   Вскоре после захвата престола, Елизавета приказала изгнать из империи всех иудеев. Лифляндская губернская канцелярия, Рижский магистрат и войсковая канцелярия Малороссии выступили с прошением разрешить евреям хотя бы приезд на ярмарки, указывая на громадные убытки казны и частных лиц в случае разрыва связей с еврейскими купцами. Сенат принял  аргументы местных властей и представил соответствующий доклад Елизавете. Императрица  на докладе написала: "От врагов Христовых не желаю интересной прибыли". О благополучии своих подданных христиан, которые пострадали от изгнания евреев, Елизавета не подумала.

   Евреи должны были покинуть Российскую империю нищими. У них конфисковалось всё имущество, особенно предметы из золота и серебра, и деньги. Часть евреев Прибалтики, оказавшись в безвыходном состоянии, крестилась и слилась с немцами. Никто не исследовал их судьбы после крещения и историю их потомства.   

   Лишь с конца 18 века мы знаем об еврейском происхождении некоторых прибалтийских "немцев", тех из них, кто добился известности. Среди них великий виолончелист Карл Давыдов, его брат математик и механик с европейским именем Август Давидов, герой Японской войны капитан первого ранга Владимир Бер (Бэр), отказавшийся от звания контр-адмирала для того, чтобы остаться с командой броненосца, которым он командовал и который был включён в состав экадры, направленной на Дальний Восток. Из поселившихся в Прибалтике крещёных евреев уроженцев Германии известен благодаря своему потомку дед Нобелевского лауреата по физике Игоря Тамма.
   
   Самой замкнутой группой российских немцев были немецкие крестьяне-колонисты, селившиеся в России со времён немки Екатерины II, но и они были смешанными по этническому происхождению. Заметную часть из них составляли голландцы, онемечившиеся в этих колониях. Широкие массы россиян узнали об этих голландцах из популярного сериала о самой знаменитой немке в СССР эстрадной певице Анне Герман. Её мать была голландкой. Как это не покажется неожиданным, на разных материках, куда переселялись немецкие крестьяне, среди них нередко встечалось вкрапление евреев. Казалось бы, кто стоял дальше друг от друга, чем жители немецких деревень и евреи, ведь евреям было запрещено владеть землёй. Поэтому у каждого человека мало-мальски знакомого с историей Западной Европы при упоминании о евреях всегда возникают образы еврейских гетто в городах, но в Германии знчительная часть евреев жила в сельской местности.

   Из-за ограничительного антиеврейского законодательства в немецких государствах, запрещавшего евреям доступ к "уважаемым" профессиям, у евреев не было иного выхода, как исполнять самые неблагодарные по мнению христианской церкви работы. Они играли жизненно важную роль в функционировании сельской экономики, выступая посредником между своими соседями немецкими крестьянами и рынком. Занятие было рискованное. Торговцы, закупив товар, могли прогореть, не найдя сбыта, поэтому немцы этим опасным бизнесом не занимались, предоставляя его евреям. Живя на протяжении поколений в деревнях, некоторые евреи крестились и смешались с немецкими крестьянами. Из такой семьи происходила мать великого  химика и реформатора организации научных исследований Юстуса Либиха, не имевшего себе равных среди немецких учёных по его роли в превращении отсталой Германии в число ведущих научных и индустриальных держав 19 века.

   Немецкая крестьянская эмиграция не была делом отважных единоличников. Немецкие крестьяне снимались с родных мест и переселялась в далёкие страны целыми деревнями, это позволяло им переносить на места новых поселений налаженную веками жизнь на родине и легче адаптироваться к новым условиям, тем более, что немцы часто получали землю в пограничных районах пригласивших их государств. Всей деревней было легче обороняться от нападений разгневанных соседей, исконных обитателей и владельцев этих земель.    

   Исчезновение целых деревень, покинувших родные места, оставляло без источника заработка еврейские семьи, жившие в этих деревнях на протяжении поколений. Из за того, что возможности для евреев зарабатывать на кусок хлеба в Германии были крайне ограниченными, вместе со своими односельчанами снимались с насиженных мест и евреи. На новых землях они продолжали выполнять ту же работу выхода на рынки для сбыта продукции немцев или тоже становились фермерами. Изменяли они и религию. В новых странах  евреям оказывалось невозможно соблюдать веру отцов. В отличие от Германии, в округе не было еврейских общин и у еврейских семей, затерявшихся среди массы немцев, не оставалась иного выхода, как принимать хрисианство-единственную религию, которую они могли исповедовать в новых условиях, христианство своих соседей. 

   История евреев, ассимилировавшихся с немецкими крестьянами-колонистами, фактически не изучена, она осталась лишь в семейной памяти потомков евреев. Когда современный американский историк Брайен Марк Ригг, чьи предки были немецкими фермерами, переселившимися на американское пограничье того времени в Техас в 19 веке, опубликовал книгу о судьбе военослужащих смешанного еврейско-немецкого происхождения в нацистской Германии, она вызвала интерес к своему прошлому среди некоторых американцев-потомков немецких фармеров эмигрантов. Люди делились историями своих семей, упоминая о том, что среди их предков были евреи. Сам Ригс покапавшись в родословной своей семьи, обнаружил, что одна из его бабок была из крестившихся евреев, переселившихся в Техас вместе с немецкой деревней.

   На другом континенте в Южной Африке  у здания правительства ЮАР до сих пор высится четырёхметровая статуя Джеймса Барри Герцога (1866-1942), но новые негритянские власти ЮАР перенесли её с главного места возле здания правительства на задворки, а вместо неё водрузили  девятиметровую статую основателя новой ЮАР Нельсона Манделы. Перемена мест для этих статуй символична. Статуя Герцога-напоминание о белой ЮАР-самоликвидировавшемся государстве африканеров-бурров белых колонистов, выходцев из Голландии c примесью французских гугенотов и немцев. В отличие от России, в Южной Африке немцы составляли меньшинство по сравнению с голландцами и ассимилировались с ними.

   Джеймс Барри Герцог юрист по образованию, после нападения Британской империи на небольшие независимые республики бурров в начале 20 века, стал прославленным  партизанским генералом в войне бурров за независимость. В последовавшие за войной мирные годы Герцог сыграл роль подлинного отца-основателя политической нации африканеров. В течении 15 лет он возглавлял правительство Южной Африки, проводя реформы, выгодные  для белых африканцев. Происходил Герцог из старой буррской семьи фермеров немцев, но прямыми предками этой семьи были евреи, переселившиеся в Африку вместе с немцами. Что касается России, классик русской литературы 20 века Борис Пильняк, пишет в своей автобиографии, что евреи были среди предков его отца, происходившего из немецких крестьян-колонистов Поволжья.
   
      РУССКИЕ НЕМЦЫ.
 
   Большинство немцев Российской империи, у которых были еврейские предки, принадлежали к многоэтнической общине русских немцев, но кого из них можно определять как немцев?  Можно ли относить к немцам Боде-французских гугенотов и баронов Священной Римской империи, с их красочной  и запутанной семейной историей? Изначально Боде были крестившимися в католичество французскими евреями, но христианами во Франции они пожили недолго потому, что отказались от признанного государством законной религии католицизма, стали кальвинистами-гугенотами и были вынуждены бежать от правительственных преследований в протестантскую Германию. В новой стране прожили 4 поколения Боде, брали в жёны
местных невест, первая из них была фламандкой, у других жён немецкие фамилии, хотя они могли тоже быть гугенотками.

   Казалось бы, Боде онемечились, но с немцами они себя не иденцифитировали, никогда не забывая о своих французских корнях. Одна из их ветвей смогла вернуться во Францию. Основатель этой ветви женился на знатной и очень энергичной англичанке, она помогла ему, используя свои связи,  получить в лен городок, расположенный на французской территории, но принадлежавшей не Франции, а Священной Римской империи.-Парадоксы феодолизма.  Жизнь Боде на исторической родине была недолга. Вскоре разразилась Великая французская революция и аристократам Боде пришлось снова бежать, на этот раз в Россию. 

   Российские Боде считали себя французами, гордились своим предком англичанкой, эту англоманию они передали знаменитому биологу Клименту Тимирязеву, мать которого была баронесса Боде. О своём происхождении Тимирязев писал  "Я — русский, хотя к моей русской крови примешана значительная доля английской". Он любил посещать Англию, дружил с Дарвином и другими английскими учёными. В России  Боде обрусели, перешли в православие, на немках по прихоти любви  или ради браков по расчёту не женились, единственная из их жён, имевшая "немецкие" корни, была из российского рода крестившихся австрийских евреев баронов Моренгеймов, но, помня о  поколениях Боде, живших в Германиии и женившихся на немках , правомерно упоминать по крайней мере первого из Боде, поселившегося в России, среди русских немцев.

   Сходна с Боде судьба Саломе другого протестантского французского рода еврейского происхождения. Имя Саломе лишь в последнее время привлекает некоторое внимание в России. В немецкоязычных странах оно широко известно благодаря легендарной Лу Саломе белокурой красавице, интеллектуалу, писательнице и учёному, бывшей вдохновительницей, другом или возлюбленной её великих современников Фридриха Ницше, Райнера Мария Рильке и Зигмунда Фрейда. Подобно Боде, Саломе сначала бежали в Германию, но сделали это позднеее, после Великой французской революции. В Германии они не задержались, а нашли убежище в России, радостно принимавшей французских роялистов. Для протестантов Саломе было естественно в России влиться в немецкую общину, но, подобно Боде, Саломе с немцами себя не иденцифировали, хотя отец Лу Соломе выбрал жену из осевшей в России семьи немецко-датского происхождения, а их блистательная дочь переселилась в Германию и писала свои книги на немецком языке.

   Она называла себя русской, а не немкой, помнила о своих предках из Франции. Не случайно, все три её великих "немецких" друга по своим человеческим качествам были далеки от немцев. Ницше, хотя и немец по происхождению, немцев презирал за их моральную низость. Он даже придумал себе славянских польских предков, лишь бы  ничего не иметь общего с немцами по крови. Мать Рильке происходила из крещёных евреев и величайший поэт Германии со времён Генриха Гейне остро чувствовал своё отличие от немцев и немецкий антисемитизм, обернувшийся в расизм. Фрейд был евреем. Несмотря на нежелание самих Саломе  причислять себя к немцам, их, подобно первым поселившимся в России Боде, можно так же отнести к  российским немцам, если исходить из религиозных и культурных критериев.

   Что касается немецких евреев, принявших протестантизм и их отпрысков, то они,  пожалуй,  единственные не немцы среди русских немцев, которые скрывали своё настоящее этнической происхождение и называли себя немцами.  В конце-концов, они слились с немцами. Немцами они регистрировались в официальных документах даже в первые годы СССР, когда советские власти  не дискриминировали евреев. Некоторые их них стали жертвами правительственных репрессий, коснувшихся немцев: немцы вызывали подозрение в их лояльности СССР накануне нападения Германии на СССР. Так погиб ведущий в СССР радиотехник, создатель советского радиовещания Максим Марк (1897-1937). Ирония судьбы. В отличие от этого потомка онемечившейся еврейской семьи, прославленный пианист Генрих Нейгауз, немец по отцу, избежал антинемецких преследований, представив властям сведения о том, что его мать еврейка.
(Примечание. На самом деле она происходила из смешанной семьи других знаменитых музыкантов: евреев Блуменфельдов и поляков Шимановских, но быть поляком в СССР в те годы тоже было опасно).

   Более того. Крестившиеся евреи оказались более успешны, чем немцы, в распространении немецкой национальности среди русского дворянства. В Российской империи известны лишь два русских дворянских рода, подвергшихся германизации, так как  русское правительство при всей его благосклонности к немцам, не желало поглащения немцами русских. Оба этих русских рода германизировались, вступив в брак не с немками, а с дочерми крестившихся в лютеранство и онемечившихся евреев.  Первый из таких браков был между  представителем старинного русского рода Матюшкиных и дочерью Фёдора Аша, уроженца Силезии, блестящего разведчика, произведённого Петром Первым в бароны.

   Их сын, несмотря на свою громкую русскую фамилию, был лютеранином с именем Фридрих, которого, по принятому в Российской империи обычаю переиначивать немецкие имена в русские, называли Фёдором. Он отец выдающегося полярного исследователя и боевого адмирала Фёдора Фёдоровича Матюшкина, открывшего остров Врангеля и сорвавшего попытку английского флота прорваться к Петербургу во время Крымской войны. К сожалению, заслуги его забыты и он известен потомкам лишь как друг Пушкина.

   Другой брак не относится к событиям, произошедшим в России. Русский дворянин Платон Устинов, живший в Палестине, перешёл в протестантизм и женился на дочери уроженца польского города Кракова в тогдашней австрийской империи выкреста Морица Холла, ставшего ярым протестантским миссионером. Их сын Иона Устинов вырос в Германии, лётчиком-истребителем с отличием сражался за немцев в Первую мировую войну. После войны он посетил Россию, где нашёл жену-обрусевшую француженку Бенуа, по игре судьбы происходившая из рода крестившихся евреев, знаменитого целой плеядой блистательных архитекторов и художников.

   В послевоенной Германии Иона Устинов стал ведущим в Германии журналистом--международником.  Министерство иностранных дел  назначило его пресс-аташе  посольства в Лондоне. Побеждённая Германия нуждалась в его помощи в улучшении отношений с Англией, но после того, как немцы привели нацистов к власти, он был вынужден из-за своих еврейских предков остаться в Англии. Род Устиновых порвал с немцами и англоизировался.
   
   На службе Англии бывший немецкий герой-лётчик Иона Устинов проявил талант разведчика. Судьба его усилий напоминает  историю Рихарда Зорге. Он предупредил тупицу Чемберлена об истинных планах Гитлера в Мюнхенском сговоре, но Чемберлен проигнорировал его информацию. Сын Ионы Устинова один из знаменитейших актёров 20 века Питер Устинов.

   Для многих евреев принятие немецкого протестантизма было лишь первым шагом к обрусению. В России происходил интересный процесс. Иностранные и прибалтийские евреи, переселившись в Россию, ассоциировались с русскими немцами, а затем,  освоившись в русском обществе, ассимилировались с русскими. Впрочем, с русскими сливались так же переходившие в православие "коренные" немцы. Еще более трудно определить насколько онемечились перешедшие в лютеранство русские евреи.

   История жизни известного еврейского общественного деятеля и предпринимателя Абрама Перетца служит примером  ассимиляции российских евреев с немцами. Овдовев, иудей Перетц, разочаровавшись в попытках смягчения анти-еврейской политики Романовых, совершил предательство: перешёл в протестантизм. Лютеранин Перетц женился на потомственной российской дворянке, немке из французских гугенотов. Его дочери вышли замуж за немцев-лютеран, остзейских баронов. Большинство же принявших лютеранство русских евреев женились не на немках, а если и брали немецких жён, то немцами не становились. Достаточно вспомнить еврейского деда Владимира Ленина. Хотя его жена была немкой по отцу и онемеченной шведкой по матери,  немцами ни дед Ленина, ни его потомки не стали, а перероднились с русскими.

   Так же необоснованно причислять, как это делают сейчас немецкие и русские авторы, к немцам прибалтийских евреев и евреев с немецкими фамилиями, которые крестились в православие, среди них рижское семейство Эйзенштейнов. Евреи, принимавшие православие, отождествляли себя с русскими. Среди наиболее поразительным примером нарочитой дезинформации служит очерк П. А. Головнина о роде Вульф, известном благодаря родству с Алесандром Пушкиным и тем, что внучкой Вульфов была Анна Керн, самая прославленная муза русской поэзии. "Я помню чудное мнгновенье". Головнин объявляет его немцем.

   Есть ли место в этой главе Денису Фонвизину, чей пращур был прибалтйским немцем? К его поколению Фонвизины были уже давно обрусевшим родом и получили от русских предков долю еврейской крови. Род был немецкого происхождения, но не более того. Можно ли причислить к немцам классика русского авангарда прозаика Константина Вагинова, урождённого Вагенгейма? Немецкие евреи, переселившиеся в Петербург, Вагенгеймы были вынуждены принять лютеранство: Николай I решил изгнать иудеев из столицы. Немецких предков у писателя Вагинова не было. Выкресты Вагенгеймы брали жён из таких же как и они семей принявших лютеранство немецких евреев. Исключением была мать Константина Вагинова, происходившая из семьи российских евреев, принявших православие и породнившихся с русскими сибиряками. 

   Отличны ли от Вагенгеймов владельцы лавки колониальных товаров в "северной Пальмире" уроженцы Гамбурга лютеране Бергманы, прославившиеся гениальным внуком Валентином Серовым? Они приняли христианство перед тем, как переселились российскую Прибалтику. В России Бергманы принадлежали к лютеранской общине немцев, но быстро обрусели, при этом не прерывая родственные связи с евреями. Две из трёх дочерей лютеран Бергманов вышли замуж за православных. Один из зятей Бергманов-известный врач и педагог Яков Симонович был крестившимся евреем, Мать другого зятя русского Александра Серова, знаменитого композитора, происходила из семьи немецких евреев, принявших протестантизм. Можно ли причислять православных Бергманов к русским немцам, зная, что они евреи и обрусели уже во втором поколении?  Лишь третья дочь Бергманов вышла замуж за немца. Он был одним из лидеров московской немецкой общины. Немцы  избрали его старшиной Московского Немецкого клуба. Этот брак ещё раз подчёркивает многоэтничность российских немцев и их открытость по отношению к своим единоверцам-крестившимся евреям.

   Принадлежит ли к немцам голштинская династия, взявшая фамилию Романовых, своих предков по женской линии? Основатели рода Пётр III и Екатерина II-немецкие принцы, их потомки  женились на немецких принцессах, Пётр III был единственным сыном русской матери среди императоров,  но Романовы не протестанты и, кроме не любивших Россию и русских Пётра III и Александра I, все они искренне называли себя русскими. Определяя национальное происхождение Вагенгеймов Бергманов и голштинских Романовых, мы сталкиваемся с парадоксом. Вагенгеймы, включая отца Константина Вагинова и первое поколение Бергманов-этнические евреи. Голштинские Романовы, несмотря на их православие и русскую культуру, из-а немецкого происхождения их рода и их браков почти исключительно с немками-этнические немцы, но лютеране Вагенгеймы и Бергманы входили в культурно-религиозную общину российских немцев, а православные голщинские Романовы нет.

   Особняком от немцев протестантов стоят немцы-католики. В отличие от немцев-протестантов, они не доминировали численно среди своих единоверцев. Более того, немцы католики нередко ассимилировались с поляками-самой крупной этнической группой католиков в России. Среди жён известных мне евреев католиков, эмигрировавших в Россию из немецкоязычных стран, польки и француженки, а не немки.  Тем не менее, исходя из того, что в их родных странах эти евреи или их предки, приняв католичество, покидали еврейские общины и ассимилировались с немцами, я отношу их к российским немцам.

      НЕОТЛИЧИМОСТЬ ОНЕМЕЧЕННЫХ ЕВРЕЕВ ОТ НЕМЦЕВ.

   Главное замечание.  Хотя представленная мною галерея впечатляет количеством громких имён, большинство крестившихся немецких и прибалтийских евреев, переселившихся в Россию, нам неизвестны. В России они скрывали своё еврейское происхождение, называли себя немцами. Ведь они изменили вере предков и современников родственников, покинули родные места, чтобы избежать антисемитизма своих немецких соседей. Россия в яром антисемитизме Германии не уступала, но в новой стране, где о них не знали, немецкие и прибалтийские евреи, выдававшиее себя за немцев, могли начать свою жизнь с чистого листа, избавиться от принадлежности к гонимым евреям.   

   Исследовательских работ по этой теме практически нет. Исключение, интереснейшая статья 1990 года выдающегося немецкого историка Эрика Амбургера о некоторых протестантских и католических "немецких" семьях России, происходящих от крещёных евреев. Семья самого Эрика Амбургера пример ассимиляцию евреев с российскими немцами. Амбургеры немцы, но дед и отец Эрика Амбургера выбрали жён из семей смешанного еврейско-немецкого происхождения. Из-за своих еврейских предков Эрик Амбургер подвергался дискриминации в нацистской Германии. Работа Амбургера не переведена на русский язык, поэтому российские издания в полном невежестве называют немцами многих изестных людей, которые были еврейского происхождения. Достаточно указать на споры в русской прессе об отце поэтессы Ольги Берггольц, героине блокадного Ленинграда, которого российские авторы называют то немцем, то латышом. 

   Что же касается до евреев из немецкоязычных стран, то мы знаем об их  настоящем происхождении лишь когда они были известными людьми, да и то в большинстве случаев они благополучно сходили за немцев. Разведчика Петра Великого Фёдора Аша, современники называют немцем. Лишь его фамилия говорит специалистам о том, что он был евреем. К сожалению, сугубо еврейские фамилии в немецкоязычных странах были немногочисленны.

   Трудность изучениия онемечившихся родов евреев состоит и в том, что они часто не передавали потомкам память об их предках-евреях.  Таков случай с Константином Вагиновым, он искренне считал, что его отец-жандармский офицер, был немцем. Подобен этому случай с потомками военного врача, дослужившегося до придворного медика Иоганна Конрада (Ивана Кондратьевича) Мессинга.  Его потомки и их родственники сохранили  о нём память как о немце. Вслед за ними с их слов о немце Мессинге пишут авторы работ, сообщая о родословных  потомков Мессинга историке искусства Дмитрии Ровинском и трёх братьях Ляпуновых- композиторе Сергее и  академиках математике Александре и  филологе Борисе. Абсолютной нелепостью
поражает фальшивая родословная Берсов, известных благодаря Софьи жене Льва Толстого. Родоначальник Берсов был скромным лекарем из семьи выкрестов. Татьяна Кузминская сестра Софьи Толстой объявила его не много не мало потомком фламандских графов.  Редкими исключениями онемеченных евреев, нескрывавших еврейские корни своих родов, были знаменитый  исследователь русского языка Владимир Даль и писатель Георгий Блок, племянник Александра Блока. 

   То же самое с родами немецкого происхождения, имевшими еврейских предков по женским линиям. Их еврейские предки должны были быть людьми невероятной известности, чтобы мы знали о них. Среди них прусская еврейка Эстер Мануэ. Её праправнучка известная актриса Татьяна Пилецкая, по отцу русская немка, урождённая Урлауб. События, оставившие имя Эстер Мануэ в истории, начались с того, что она и немецкий парень страстно влюбились друг друга. У Эстер не было иного выхода, как принять христианство. Брак был счастливый, родились дети, но события мирового значения вмешались в судьбу возлюбленных. Русская армия, изгнав  Наполеона из России, вступила в Европу. Пруссия в то время с Наполеоном не воевала, выжидая к кому ей будет выгоднее присоединиться.  Муж Эстер-немецкий патриот, поступил на службу в русскую армию. Желая быть рядом с любимым, Эстер Мануэ переоделась мужчиной, подобно в России Надежде Дуровой, по совпадению тоже имевшей еврейских предков, и завербовалась в прусские уланы, после того, как Пруссия вступила в войну на стороне России.

   Еврейка сражалась за свободу антисемитской Германии, гораздо отважнее, чем большинство её немецких соратников мужчин, была изранена, получила высокую  боевую награду Пруссии Железный Крест и завоевала славу немецкой героини. Муж её погиб в последние дни войны. Вдова, оставив детей в Германии, переселилась в Россию, где она нашла новое семейное счастье с другим немцем-лютеранином. Татьяна Пилецкая их пра-пра-правнучка.  Если бы не громкое имя Эстер Мануэ, мы никогда бы не знали об еврейских предках немцев Урлаубов и сами Урлаубы и их потомки  никогда бы о них не упомянули.

   Примечание. Среди других потомков  Эстер Мануэ крупные учёные геолог Мария Блородаевская (урожд. Кессених), создавшая научную школу исследователей геологии рудных полей и месторождений меди, и её брат радиофизик Владимир Кессених.

   ГЕНИЙ БАЛЕТА ЛЮДВИГ МИНКУС И БЕЛЫЕ ПЯТНА В РОДОСЛОВНЫХ.

   Часто мы просто не знаем о еврейском происхождении даже знаменитых людей, если их родители были крещёными евреями.  Яркий пример тому всемирно известный  уроженец Вены корифей балета композитор Людвиг Минкус. Несколько поколений биографов спорили, пытаясь разгадать тайну его этнического происхождения, приписывали ему предков из нескольких народов, но только не из евреев. Лишь недавно исследователи нашли свидетельство о том, что его родители евреи, принявшие католицизм. Если столь долго неизвестным оставалось происхождение уроженца Вены, то в России тем более во многих случаях  этническая принадлежность выдающихся выходцев из немецкоязычных стран была неизвестна.

   Подобно случаю с Минкусом  металлург Георг Геннин, создатель  горной и металлургической промышленности в петровской  империи, завещал своим биографам тайну своего происхождения. Они считали его то голландцем, то немцем, а он был крестившимся евреем. Можно с уверенностью утверждать, что гораздо большее число тех, кого мы знаем в российской истории как немцев, на самом деле были евреями, утаившими своё этническое происхождение, или немцами с еврейскими предками.
https://rbvekpros.livejournal.com/273257.html
 
   Насколько мало мы знаем о евреях, которых называют немцами в России, говорит уже тот факт, что лишь в последние годы после падения антисемитского СССР, российские исследователи, изучая жизнь некоторых знаменитостей, нашли, что евреями, кроме Вагинова, были считавшиеся ранее немцами Иван Хемницер, один из создателей новой русской литературы в 18 веке, основоположник в ней жанра басни, Дмитрий Иванович Мейер, юрист и педагог, отец российского гражданского права и Александр Лакиер, основатель русской геральдистикин.      

   Даже имея сведения об еврейских  предках тех или иных немцев, мы не всегда знаем по какой линии были эти предки. Об этом не говорит Пильняк. О Тотлебенах , выдвинувших великого военного инженера Эдуарда Тотлебена, героя обороны Севастополя в Крымскую войну и взятия Плевны в войну с Турцией (1877-1878), их земляки прибалтийские немцы запомнили, что они были  еврейского происхождения, хотя Тотлебены носили известную в немецком дворянстве фамилию. Скорее всего род Тотлебенов был немецкого происхождения, в одном из своих браков выбравший жену еврейку или имевшую еврейских предков, что и дало повод их немецким соседям Тотлебенов назвать их происходящими из евреев.   

   Сколько таких жён-евреек бесследно расстворилось в российских немцах? Мы знаем лишь несколько имён. Лаурет Нобелевской премии по физике русский немец Андрей Гейм, говоря о своём происхождении, упомянул, что у его матери была прабабка еврейка. Если бы не честность Бориса Пильняка и Андрея Гейма, мы никогда бы не узнали об евреях в их родах. Сколько обычных, не знаменитых крещёных  евреев переселялись в Россию, называли себя немцами и бесследно исчезли среди российских немцев и среди русских? Евреи были уже среди населения московской Немецкой слободы в 17 веке. Сколько немцев, вышедших из этой слободы на службу России, были по происхождению евреями или потомками смешанных браков? Никакой враждебности немцев Российской империи к крестившимя евреям мы не видим. Как раз  наооборот.Среди известных нам  крестившихся евреев очень много смешанных браков с немцами. Приняв христианство, евреи быстро сливались с немцами, потому что те принимали их. 

   Большое число российских немцев получили еврейских предков, породнившись с русскими дворянскими родами-потомками евреев. Выше упомянут Денис Фонвизин. На страницах моего очерка о потомках еврейского клана в Москве-Шафировых и пяти других перероднившихся с ними дворянских родов из крещённых в православие евреев, немало фамилий российских немцев. Бланки (из онемечившихся французских гугенотов, а не предки Ленина), Борхи, Будде, Витте, Ганы, Гроты, Гуль, Дельвиги, Келлеры, Кляйнмихели, Кронеберги, Лауницы, Медемы, Меллер-Закомельские, Менгдены, Местмахеры, Нироды, Нолькены, Оппели, Рауш фон Траубенберг, Сиверсы, Тиме, Ферзены, Фрейганги, Энгельгардты и др. 

   Продолжение этого очерка Смбат Багратуни "Крестившиеся немецкие евреи в Англии и в Польше".  Проза.ру       

 
+++++
   Список онемеченных евреев и немцев с еврейскими предками см. в Смбат Багратуни. "Список. Немцы России-евреи и потомки евреев". Часть 2. Проза.ру
+++++
   ИСТОЧНИКИ.

   Kulbach-Fricke K. "Ein gеtauftel Jude als Ahnherl des Kоlner Patliziats und des rheinischen Adels". Genealogisches jahrbuch. 1999.
("Крещённый еврей как предок кёльнского патрициата и рейнского дворянства"). 


   П.А. Головнин. "Дворяне Вульф в России", Немцы в России. Вып. 7, стр. 153-175, Д    


    Ю. Орлов. "Федор Федорович Матюшкин — боевой адмирал, путешественник, охотник"

    Н. Кузнецова. "Судеб морских переплетенье…". Молодёж Эстонии, http://www.moles.ee/05/May/20/12-1.php (Н. Кузнецова в интереснейшей журналистской статье ошибочно называет Владимира Бера родственником биолога Карла Бэра. Они однофамильцы).

   ЧЕРНОВИКИ.

    Род Эберлеров вымер через сто лет после крещения, но его потомство по женским линиям огромно и распространилось по всему миру. Большинство из них уроженцы немецкоязычных стран. Человеческие же качества немцев таковы, что следуя по ветвям родословного древа немецких родов, гораздо чаще встречишься с  омерзительнейшми личностями, чем изучая генеалогию  представителей других народов. Среди немецких потомков Эберлеров был второй человек после фюрера в нацистской Германии Герман Геринг.

   О времени крещения Гершелей нет единого мнения среди биографов. Первый известный представитель рода Ханс Гершель родился в Моравии, переселился в Дрезден в Саксонии, где открыл пивоварню. Некоторые авторы считают, что он крестился в протестантизм, другие настаивают на том, что крестился его внук Исаак Гершель-отец великого астронома. Христианское имя Ханс  не свидетельствует о протестантизме первого из Гершелей. В немецких документах евреи часто употребляли  христианские именами, поскольку немцам еврейские имена были были незнакомы.

   Неясно происхождении жены Исаака Гершеля Anna Ilse Moritzen (Анна Ильза Моритцен или Моритц). Ранее она считалась немкой-протестанткой. Сейчас исследователи её биографии указывают на то, что её фамилия характерна для онемечившихся евреев, которые создавали свои немецкие фамилии, используя немецкие имена в чём-то созвучные ивритским имёнам своих отцов. Фамилия  Moritzen (упрощённая Моритц) происходит от ивритского прозвища, означающего в переводе на русский "Дитя Моисея".  G. Gilbert. "Jews in Photography A Significant Contribution to Civilization", Hebrew History Federation, http://www. hebrewhistory.info/factpapers/fp007_photo.htm; The Project Gutenberg EBook of The Story of the Herschels, by Anonymous. 2004,   

   Среди потомков Гершелей по женским линиям выделяется генерал-лейтенант Александр Гамильтон-Гордон (1859-1939) из знатного шотландского рода, отлично командовавший корпусом в Первую мировую войну.

   Биографы  многочисленных знаменитых потомков Бирбомов дружно повторили эту  родословную сказку или "поправили" её, объявив Бирбомов  выходцами не только из голландцев, а так как они уроженцы Прусиии, то они выходцы из голландско-немецкой семьи, другие авторы проявили ещё большую осведомлённость в географии. Так как после Первой мировой войны Мемель отошёл к Литве, то эти авторы пишут о голландско-немецко-литовском происхождении первого Бирбома в Англии. Все эти фантазии ни на чём не обоснованы, а свидетельствуют о грустном факте-стремлении выкрестов скрывать своё еврейское происхождение даже в в либеральной Англии и о недобросовестности авторов их биографий.
    
   Мэттью Хаксли сын Олдоса Хаксли-выдающийся американский эпидеомолог и антрополог.
 
   Из-за близости языков Голландии и Германии, евреи нередко перезжали из одной из этих стран в другую.

   Источники.
    A. Buchholtz. Geschichte der Juden in Riga bis zur Begrundung der Rigischen Hebraergemeinde im J. 1842. Riga 1899, стр. 51-52, "Из истории эстонских евреев I-V. Разделы книги Копла Йоктона" http://hashahhar. livejournal.com/7142.html; Е. Гурин-Лоов, Г. Грамберг. Еврейская община Эстонии. Таллин. 2001, стр. 9.

   I. Steimanis. History of Latvian Jews. New York. 202, стр. 10-   
   Более подробно о расселении немцев колонистов см. А. А. Герман. История немцев Поволжья. Учебное пособие. 2002, стр. 10-11.
   Г. И. Синкевич. Георг Кантор и польская школа теории множеств. Санкт-Петербург. 2012. В этой интересной работе содержится ошибка, в которой нет вины автора и которая ещё раз показывающая плачевное состояние российских знаний о еврейских выкрестах. Семья матери Георга Кантора, известные музыканты Бемы, называется венгерской потому, что она исповедовала католицизм. На самом деле Бемы были принявшими католицизм евреями.
   Её же. Дмитрий Мейер – сын придворного музыканта.
Источники о каждом лице, упомянутом в этой главе, даны главах бографических очерков.

   (Эстер Мануэ). В. Коган. "Память железного времени – 4", Киевский телеграф, общественно-политический еженедельник, telegrafua.com/social/14215/print/
    (Книпперы). Б. Клейн."Книпперы — Чеховы", Еврейский Мир
Газета русскоязычной Америки, http://evreimir.com/114431/knippery-chehovy/       
+++++
Заметка. О крещении евреев в Германии  С. M. Clarc. The Politics of Conversion. Missionary Protestantism and the Jews in Prussia 1728-1741. Oxford. 1995, стр. 20-21 в Гамбурге с 1656 по 1708 перешли в протестантизм по меньшей мере 154 евреев.

   Об отношении неецких церквей к крещению евреев. MARTIN FRIEDRICH
Zwischen Abwehr und Bekehrung
Die Stellung der deutschen evangelischen Theologie zum Judentum im 17. Jahrhundert. Tubingen/
1988. VI,
Beitrage zur historischen Theologie 72

 Часть библиографии об евреях, перешедших в христианство и слившихся с немцами, дан в G. Cаrl, A. Schaser. "Konversionsberichte des 17. bis 19. Jahrhunderts als Selbstzeugnisse gelesen: Ergebnisse und Forschungsperspektiven", стр. 7-8.

От Икскулей и Шоттландера многого не стоило ожидать: они были верноподанными господствовавшего в России антисемитского режима. Человек иного политического лагеря Иоахим Лелевель, польский потомок немецких юнкеров Loelhoeffel von Lowensprung, демократ, выступавший за братство народов, автор  благородного лозунга "За нашу и вашу свободу", высказывал антисемитские взгляды до тех пор, пока не был одёрнут.

  Смотрите Смбат Багратуни на проза.ру
"1. Предки из еврейского гетто. Екатерина II и властители Европы. 
"4. Предки из еврейск. гетто. Россия"
"Немецкие предки Пушкина с еврейскими корнями"

   Александр II, фактически оставив свою законную немецкую жену,  выбрал себе в морганические жёны русскую княжну Долгорукову, её корни тоже шли в Кёльн. Её предком был знаменитый сановник Екактерининского века, организатор российского просвещения Иван Бецкой. Его мать была шведской баронессой из кёльнских немцев.

Эберлеры приняли христианство  в трагическое для евреев Базеля время. Взбешённые завистью к своим более трудолюбивым, способным  и просто более чистоплотным в личной гигиене еврейским соседям, сделавшим выражаясь современным языком непропорционально много для благосостояния всего населения города, немцы уничтожили еврейскую общину. В 1439 году во время охватившей всю Европу эпидемию чумы, полчище озверевших крестьян пришло в город для того, чтобы перебить евреев, обвинzя их в отравлении христиан чумой. Из-за соблюдения правил гигиены, предписанных иудейской религией? евреи гораздо меньше пострадали от чумы, чем жившие в грязи немцы. Городские власти, осознавая вклад евреев в процветание Базеля, пытались защитить евреев, но ремесленные гильдии ради наживы поддержали крестьян-грабителей и потребовали расправы над своими еврейскими соседями. У отцов города не было сил остановить взбесившуюся толпу. Они выдали евреев убийцам. Немцы согнали в хлев и сожгли живьём 600 евреев, включая детей. Подобно тому, как столетиями позже, немцы-колонисты Поволжья сжигали в стогах соломы казахов. 140 еврейских детей были насильственно обращены в католицизм. Последующая их история неизучена, но если у одной семьи Еберлеров огромное потомство в нмецкоязычных странах, то сколько немцев были потомками этих 140 еврейских детей.
https://dbs.bh.org.il/place/basel

   Пример-фламандская по месту рождения, но еврейская по происхождению семья великих  математиков Бернулли, осевшая в немецкой Швейцарии, не имеющая себе равной среди других немецких семей по своему вкладу в науку.  Историки математики подсчитали, что Бернулли дали 8 (!) великих математиков. Трое из них некоторое время работали в России. У них были так же еврейские предкам  со стороны швейарских немцев. Этим евреям повезло быть замеченными в родословной Бернулли, потому, что у них громкое имя. Они-Эберлеры из Базеля, один из известнейших в Швейцарии патрицианских родов высокой буржуазии, перешагнувший границы Швейцарии и достигший статуса равного английским лордам в соседнем германском государстве Гессене. У Эберлеров огромное потомство по женской линии во многих странах мира. Если бы вместо Эберлеров у Бернулли среди предков была бы другая, незаметная еврейская семья, то мы бы никогда о ней неузнали.


   После геноцида город Базель издал закон, запретивший  евреям на 200 лет селиться в нём, но без евреев доходы Базеля катострофически упали и оскудевший Базель стал просить возвращения евреев, успевших покинуть город. Среди евреев, вернувшихся в Базель, наиболее значительными были  блистательные финансисты Эберлер, родом из соседнего Эльзаса. Они не успели вновь освоиться в Базеле, как немецкая зависть воспылала вновь. Негодяи, решившие поживиться, обвинили главу семьи в оскорблении христианства. Эберлерам вновь пришлось покинуть город и поселиться в Эльзасе. Отцы города тем не менее продолжали контакты с Эберлерами. Глава семьи умер, базельцы обещали его сыну всяческие блага, если он крестится и вернётся в город христианином. Трагедия сломила младшего Эберлера. Он крестился, женился на дворянке и стремительно вошёл в правящую элиту Базеля. Более того,  Эберлеры были возведены в феодальную аристократию соседней Германии, что было крайне редким возвышением для швейцарской буржуазии.
A. Steinberg. Studien zur geschichte der Juden in der Schweiz wahrend des mittelalters. 1902.

 

В Российской империи большинство земель немцы получили от Екатерины II. Она не слишком щадила своих соплеменников, направив их в приволжские степи, где "киргизы", так до революциии русские называли казахов, пасли свои стада, это была их земля. Долгое время между казахами и немецкими колонистами шли кровавые стычки в которых благочестивые христиане немцы намного превосходили жестокостью степных кочевников-потомков грозных воинов Золотой Орды. Об этом пишет знаменитый писатель 20 века Борис Пильняк, урождённый Вогау, чей отец происходил из немецких крестьян-колонистов Поволжья. "Дикие" казахи не убивали немцев и даже не калечили их так, чтобы немцы потеряли бы возможность работать и кормить себя и свои семьи. Казахи урезали немцам языки, стремясь запугать незванных пришельцев и остановить их от вторжения на свои пастбища. Немцы сжигали казахов живьём в стогах сена.

   Первый вопрос, возникающий при изучении немцев в Российской империи: Кого считать немцем? Наиболее выдающиеся немцы России происходили из родов не немецкого происхождения. Французы Брюлловы, итальянцы Клодты, датчане Врангели, шведы Гирсы, шотландцы Барклай де Толли, англичане Пестели, фризы Икскуль фон Гильденбанд, голландцы Розинги, евреи Блоки. Я называю лишь по одному роду из каждого из этих народов, но их было намного больше. Роды немецкого происхождения, несмотря на их численное превосходство, выдвинули гораздо меньше личностей и талантов такого масштаба.

   Это видно из истории российской армии. Множество немцев на протяжении поколений занимали в ней генеральские посты. Их звёздным часом, как и всей русской императорской армии, стала Отечественная война 1812 года и последовавший за ней поход русской армии в Европу. Наиболее отличившиеся немцы в этих войнах происходили из родов не немецкого происхождения. Их двое. Имя Барклая де Толли, широко известно,  несправедливо забыт другой прибалтиец, тоже внёсший достойный вклад в организацию русской победы над Наполеоном, начальник Главного штаба российской армии Карл Толь. Род Толь голландского происхождения.