Ангел для сестры - Джоди Пиколт

Ирина Долинская
                Надо быть достаточно отважным, чтобы противостоять врагу.
                Но не меньше отваги требуется для того, чтобы противостоять друзьям (семье)!
                Джоан К.Ролинг. Гарри Поттер и философский камень.


          *****

          Анна не больна, но в свои тринадцать лет перенесла бесчисленное множество операций, переливаний, инъекций. И все для того, чтобы помочь сестре, больной лейкемией. Как сказали родители, для этого Анна и появилась на свет.
Но какой могла бы стать ее жизнь, не будь она привязана к сестре?.. Анна решилась на шаг, который для многих людей был бы слишком сложен, и подала в суд на родителей, присвоивших право распоряжаться ее телом.

         *****


          Тема книги очень близка мне, так как я знаю, что такое быть больным ребенком в семье. Я не раз видела, как мама с упорством борется с моей болезнью. С какой уверенностью она убеждает меня, что все будет хорошо и каким-то невероятным чудом вселяет в меня надежду. Мне повезло больше чем Кейт, моя болезнь не смертельна, но ни брат, ни сестра ничем не могли мне помочь физически. Зато они всегда поддерживали и поддерживают меня морально. И все это благодаря маме!

         В семье Фитцджеральд все намного сложнее. У шестнадцатилетней Кейт лейкемия, поэтому она главный ребенок и вся жизнь семьи вращается вокруг нее. Сара многие годы тратит все силы и средства ради спасения дочери, и требует того же от других. Уверена, что она бы сама отдала дочери свою кровь, костный мозг, почку и даже жизнь. Но она не подходит как донор и поэтому переложила эту священную миссию на плечи своей младшей дочери Анны. Да, не справедливо взваливать на ребенка такую ответственность. Но жизнь вообще в некоторых своих проявлениях жестока и несправедлива. Примером тому Кейт. Почему она заболела? За что маленькой девочке такие тяжелые страдания? Что она совершила ужасного в свои два года, что наказание такое жестокое? Или это за грехи родителей? Их испытание на выносливость? А может Бог решил испытать на "прочность" саму Кейт? Про Анну можно задать точно такие же вопросы и тысячу подобных в придачу. Но есть ли на них правильные ответы? За прожитую четверть века я их так и не нашла.

          Искренне сочувствую Анне, что ей всю жизнь пришлось быть донором. Но, на мой взгляд, лучше быть спасателем, чем больным. Ее жизнь не была напрасной и бессмысленной, она совершила не одно благородное деяние. А что за свою жизнь сделала Кейт? У меня есть не очень приятный ответ на этот вопрос. Многие обвиняют Сару в бессердечности и жестокости по отношению к Анне. Я могу добавить к ней еще и ее старшую дочь, которая не далеко ушла от матери. В книге мне не хватило Кейт, ее размышлений о своей болезни, жизни, родных. Автор как будто специально не раскрывает ее характер. Наверно для того чтобы читатель не узнал ее ближе и не раскрыл всех козырей в рукаве. А может, чтобы больше жалел. Но у меня сложилось определенное мнение о ней. Кейт слаба не только телом, но и духом. Ей не хватает смелости сказать матери о своем желании "уйти", попросить отпустить ее и наконец-то прекратить мучения. И она возлагает это психологически тяжелое дело на сестренку. Думала ли она о том, что будет с Анной? Понимала ли то, что Сара возненавидит младшую дочь за отказ помогать сестре? Думаю, да! Но все равно пошла на эту авантюру и подставила сестру. И это вместо благодарности. Пусть и косвенно, но Кейт виновата в трагедии случившейся с Анной. Хорошо, что она это признает, это немного оправдывает ее в моих глазах.

           Но, не смотря на все вышесказанное, я не могу обвинять никого из героев. Потому что страх коварное чудовище, оно прячется внутри нас и разъедает душу. В одиночку победить его невозможно. А Фитцджеральды делают именно это – каждый сам сражается с собственным страхом. Сара боится не только потерять Кейт, но сам смысл жизни. Четырнадцать лет, каждый день она сражалась за жизнь дочери, и эта борьба стала смыслом ее жизни. Брайан прячет свой страх за жену и детей в работе, стараясь спасти как можно больше жизней. Этим он как бы пытается купить у судьбы еще один денек для дочери. Джесси занимается опасным для жизни занятием, пряча не только свой страх, но и вину, что не смог стать донором для сестры. А Анна… Анна боится потерять сестру, но ее любовь оказалась сильнее страха.

          Повествование в книги ведется от всех главных героев и у каждого из них есть возможность поразмыслить о происходящем в их жизни, оценить свои поступки и наконец, высказаться. Но даже выслушав друг друга, они так и не нашли правильное решение. Жизнь сама расставила все точки.

Книга мне понравилась. Она вызвала в душе бурю эмоций, которые я не скоро забуду.

P.S. Кстати, фильм получился интересным и хорошо передает дух книги. Камерон Диас отлично справилась с ролью Сары. А вот концовка в фильме другая, более логичная и реальная.


________________________________________

Изображение: мой коллаж из постеров к фильму