Братья и спираль Бруно

Александр Щербаков-Ижевский
Северо-Западный фронт.
Новгородская область. Старая Русса-Демянск-Рамушево.
1942 год

       После того, как мы подорвались на своих же противотанковых фугасах, в эту брешь, приоткрывшую нашу оборону, ломанулась парочка немецких танков. Мимо сразу же пробежали красноармейцы с длиннющим противотанковым ружьём. Оно напоминало старинную базуку, было тяжёлым, длинным и неудобным. Поэтому с ним управлялись два бойца. Первый и второй номер.
       За первым было закреплено само ружьё, на марше он всегда таскал-маял его на плече и отвечал за работоспособность сложного механизма. Второй номер носил 30 штук бронебойных увесистых патронов. На его плече болталась пятизарядная трёхлинейка, а к ней полагалось ещё сотня патронов. Плюсом были две противотанковые гранаты, шинельная скатка и вещмешок с солдатским барахлом. По возрасту, силе духа, уму, страсти, характеру истребители танков бывали как братья. Вот и сейчас, заняв удобную позицию, бронебойщики открыли прицельный огонь по гусеницам бронемашин. Однако промах следовал за промахом. От крупповской брони звёздами слетали снопы искр. Немецкая бронированная разведка без поддержки пехоты откатилась обратно на свои позиции.
       Крепкий орешек обороны противника выглядел следующим образом. Передний край плотно прикрывала густая сеть проволочных и минных заграждений. Тут были рогатки, ежи, спираль «Бруно», проволочные заграждения в два кола. В 30-50 метрах за ними располагалась линия дзотов, глубиной размещения до 50-300 метров. Стены у них были двойные деревянные, между ними насыпана земля. Между дзотами были сооружены открытые площадки и окопы с одетыми крутостями.
       В дзотах располагались лишь дежурные подразделения. Основная часть гитлеровцев пряталась в блиндажах, построенных в 75-120 метрах от них. Между дзотами проходил забор из колючей проволоки в три кола. По обе его стороны были лесные завалы высотой более двух метров, засыпанные снегом. Далее возвышался почти на два метра деревянный забор с амбразурами, напоминавший крепостную стену. С фронта забор прикрывал земляной вал толщиной 1,2-1,5 метра у основания. По валу тянулись рогатки из колючей проволоки и спираль «Бруно». Казалось, что это была совершенно неприступная линия обороны. И жить нам возле неё вечно.    

Из воспоминаний  моего отца.
66-я стрелковая дивизия, 517-й стрелковый полк, 2 миномётная рота. Командир 3 миномётного взвода, лейтенант Щербаков Иван Петрович
(1923 г.р.).