Вяземские, муж и жена...

Владимир Конюков
Вяземские, муж и жена…



     Сердце поэта остановилось…
-----
     Из справочников, энциклопедий, по многочисленным интернет публикациям есть необходимость напомнить читателям хронологию событий похорон Пушкина.
Комментарий, выводы.
«Граф Григорий Александрович Строганов через Бенкендорфа (начальника царской канцелярии и главного жандарма России), выпросил прошения у Николая I.
Царь дал согласие на отпевание Пушкина в Конюшенной церкви.
Николай I распорядился,  отпевание поэта сделать торжественным, государственным актом».
Жуковский писал:
«О Конюшенной нельзя было и подумать, она придворная. На отпевание в ней надлежало получить особое позволение».

     Видим активное участие Жуковского, но не  Вяземского, о чём он явно и недомолвками разносил в письмах до Европы своё деятельное присутствие.
«Пушкинистика» пошла у него на поводу, а он не мог, радикальный масон – руководитель, его положение в организации националистов, ограничивало даже добрые порывы. Жуковский тоже масон, но рядовой и другой политической платформы вольных каменщиков.
 
     Распространению мифа «друга»» в кавычках, помогала князю, почти фиктивная жена, Вера Вяземская. Давно жили только политическими интересами в ограничительных рамках масонского движения, требованиями клановых родов, религиозными обязательствами, но не семьёй.
Сплетни – оружие, с годами деятельное участие её в мистификации жизни и гибели Пушкина.
Доброе памятное у ней осталось о нём, но  по другому не могла, по поговорке, с кем поведёшься…
Сплетни в молву, это ум на хитрости, умелый профессиональный вкид нужного слова в общество. От князя набралась журналистских навыков, после тексты воспоминаний превращалось в желаемую легенду.
… Ночь перед роковым выстрелом, поэт провёл с ней…, старой любовницей.
Одно дело любовники, совсем другое, оставить «незапятнанный» след в истории. Не замарать земными, бытовыми, любовными отношениями  княжеский кодекс статуса княгини.

     Поэт умер. Обстановка в столице была накалена до предела.
«Русское население готовилось устроить погром против иноземцев, призывы, громить главных виновников смерти Пушкина».
Василий Андреевич Жуковский о тех днях:
«Все население Петербурга, а в особенности чернь и мужичье, волнуясь, как в конвульсиях, страстно жаждало отомстить Дантесу. Никто от мала до велика не желал согласиться, что Дантес не был убийцей. Хотели расправиться даже с хирургами, которые лечили Пушкина, доказывая, что тут заговор и измена, что один иностранец ранил Пушкина, а другим иностранцам поручили его лечить».

     Чтобы самому царю не спровоцировать массовые волнения - бунт, «Николай I распорядился, отпевание Пушкина провести исключительно для родных, близких и петербургской знати.
Были разосланы именные приглашения, являвшиеся пропуском в собор.
Скалон, городской житель, вспоминал, эти именные приглашения на похороны, в строжайшей тайне перепродавались по 100 рублей серебром».
Жуковский: «В минуту выноса, на которую собралось не более десяти друзей Пушкина, жандармы наполнили ту горницу, где молились об умершем, нас оцепили, и мы под стражей проводили тело до церкви».

     «При отпевании присутствовали представители императорского двора, высшие чиновники, почти все иностранные послы, генералы, творческая интеллигенция, большинство академиков. Попрощаться с Пушкиным пришла почти вся элита того общества».

     «При виде карет с иностранными послами начинались волнения в народе. Участие иноземцев в гибели Пушкина, люди считали очевидным».
Время, когда большие или малые протесты самодержавному двору были постоянными, а здесь повод в огромной толпе поносить правление страны иностранцами и сколько уж лет и столетий.
Кабинет министров разговаривал на французском, немецком языках. На русском министры с народом изъяснялись с жутким акцентом или по не знанию языка, сбегали от вопросов.
Нищету, бедноту, раззорение, недовольство, причины, люди  бросали резкими вызовами царям – немцам, их родственникам, засилию иностранцами императорского двора.

     Под кареты с иностранцами возбуждённый агрессивный народ, бросал медную мелочь, прозванные масонскими. Правда, по проезду оных расторопно собирал монетки обратно, деньги всё - таки. Герб на одной стороне монеты был с опущенными вниз крыльями орла. Начеканили, в молве распространяли слухи, унижающие монетный двор, значит и царя Николая I.
Недовольство народа, работа идейного крыла масонов – «патриотов», лозунги которых: русские без нерусских, славяне без всех славян, русские без иностранцев.
«Железным» неотразимым  доводом противников власти, обвинение им,  крепостное право в стране -  причина всех бед.

     … «После отпевания гроб с телом Пушкина спустили в так называемый заупокойный подвал церкви. Там он оставался три дня. 2 февраля по Петербургу прошел слух, что около церкви вечером должен собраться народ и идти оттуда «громить немцев». Поэтому Николай I распорядился срочно устроить на Конюшенной площади смотр кавалерии и пехоты — всего около 60 тысяч человек. Императрица Александра Федоровна записала в дневнике (по-немецки): «Итак, полки на площади. Тревога. Что будет?»

     … «В завещании Пушкин просил не хоронить его на петербургских кладбищах, обозвал их болотом. В 1836 году Пушкин похоронил свою мать, Надежду Осиповну в Святогорском монастыре, неподалеку от имения Михайловское. Тогда же он рядом приобрел место и для себя».


Продолжение следует.