И из собственной судьбы...

Иринья Чебоксарова
"Были дали голубы,
было вымысла в избытке,
и из собственной судьбы
я выдергивал по нитке".*

Накануне праздников-выходных спросил меня добрый волшебник: «А что ты хочешь в подарок?»
Не задумываясь, я ответила: «Поездку в Пушкин».
А добрый волшебник, он ведь не обязательно на «голубом вертолете», он может скрываться под видом уставшего от работы и многочисленных забот мужа, а может подарить ворох весенних тюльпанов, забронировать гостиницу и увезти на синей машине  куда  угодно.

И так необычно начался этот день. Весь-то путь от дома до Екатерининского дворца занял всего минут сорок. В прохладном утре заснеженной поры - новая встреча с этим красивейшим из дворцов – голубым с золотом.

Но кто же это? Наш, только начавшийся маршрут, преградила костюмированная парочка.
- Граф Орлов! – представился статный мужчина в парике и ботфортах.
- Екатерина Вторая, - присела в реверансе дама.
Я улыбнулась. Явление «Петров Великих»  было уже знакомо. Они фланировали у храма Спаса-на Крови, у Казанского Собора, у Эрмитажа и просто по Невскому.
А вот «граф Орлов» встретился впервые. Он применил не только пламенное красноречие и велеречивость, а подкреплял слова убеждения в том, что нам просто необходим снимок на память об этом дне в таком чудесном месте - жестами. Напор был велик. Тем временем, «Екатерина» что-то томно и загадочно шептала мужу.

И вот мы уже стоим «в позиции», и нас фотографирует еще одна «помощница».
Я знала, что последует дальше.
- Пятьсот рублей, - лучезарно улыбаясь, молвил лже-Орлов.
Получив желаемое, он так воодушевился, что попытался взять мою руку, дабы я исполнила с ним менуэт. Но я понимала, что в арсенале у их бизнеса может быть еще несколько «трюков», поэтому не откликнулась на обращение: «сударыня», и мы продолжили наш путь.

А звал за собой голос флейты. Звучало «К Элизе» Бетховена. Музыкант стоял на утоптанной снежной площадке у дворца. И эти чистые звуки в снежной чистоте парка на фоне красоты здания, создавали совершенно особый настрой.

Напротив лицея - длинный ряд сувенирных киосков. Мы же зашли в заведение под названием «Бакенбарды». Помещение в стиле лофт, с размещенными по стенам фотографиями побывавших здесь знаменитостей, их автографы и отзывы. Например: «Был, ел, пил, рекомендую!» Очень интересное место, оставившее приятное впечатление.

До времени заселения в отель, я попросила съездить к дому Гумилева и Ахматовой. Адрес я выписала дома, но особенно материалы, касающиеся их жизни в Царском селе, еще не изучала, оставив это на потом. Мое желание увидеть этот дом было очень велико.

«С лета 1911 года по 1916 Анна Ахматова с Николаем Гумилевым живут в Царском Селе по адресу Малая улица, дом 63». Вот туда-то мы и поехали. Но что же это? Обычный каменный дом под этим номером на этой улице не был деревянным, ведь я видела изображение подлинного в интернете. Съездили еще по старому номеру дома – 57. Но на этой улице вообще не было деревянных домов.

- Наверное, снесли, - сказал муж.
- Как можно было снести такую святыню? – не могла успокоиться я.
- Ну, видишь ведь, нет его.
- Ты просто не хочешь докопаться до истины. А я не сдамся.
Тогда он, покинув машину, обошел второй ряд домов, дворы и все, что можно.
Но безуспешно.

Подошло время заселения в отель «Охотничья усадьба». Номер на втором этаже был колоритен: просторный, уютный, с деревянной мебелью ручной работы, с кулером, посудой, чаем-кофе и напитками в мини-баре. Проживание включало завтрак в номер.

На первом этаже  - экзотический ресторан в охотничьей тематике. Его стоило посмотреть.
Уютные диваны с высокими спинками, полумрак, шкуры и чучела зверей. За барной стойкой молодой бармен, перед ним – включенный компьютер.
- Извините, добрый день, могу я вам задать вопрос не по существу вашего заведения?
- Да, конечно.
- Мы ищем дом Гумилева и Ахматовой. Интернет выдал мне адрес по улице Малой, но его там нет. Не могли бы вы помочь, уточнив –  где он все же?
Бармен воспользовался своим смартфоном и после некоторых поисков выдал мне новый адрес по Леонтьевскому переулку. 

Туда-то мы и  поехали. И что нас ждало?
Царскосельская гимназия искусств имени Анны Ахматовой. Все закрыто, спросить не у кого. А дома опять нет, ни в этом месте, ни в округе.

Вернувшись в отель, захотелось побыть в атмосфере охотничьего ресторана. Сделав простой заказ, в виде кофе и десерта, сидя на уютном диванчике в безлюдности зала, я испытывала удивительные чувства, отрешившись от всего. И только расплатившись, невольно подняла голову и обнаружила, что прямо надо мной нависла голова лося с огромными рогами.
- Как вы думаете, это что-нибудь означает? – спросила я, уже знакомого бармена, но он только  улыбнулся и пожал плечами.

Новый день подарил другие открытия. Путь в Павловск, с его замками, парком пролегал мимо  комплекса «Подворье».
«Сегодня «Подворье» называют «самым русским рестораном России». У него есть свои завсегдатаи, он известен далеко за пределами Санкт-Петербурга.
В туристических центрах мира рестораны, как правило, делятся на те, куда приходят туристы, и те, которые предпочитают ценители хорошей кухни. Особенность ресторана «Подворье» в том, что он одинаково любим и местными жителями, и туристами, его с удовольствием посещают представители интеллектуальной и аристократической элиты разных стран, актеры, спортсмены, политики и все те, кто небезразлично относится к гастрономии и любит вкусную русскую пищу».

Но не ресторан нас интересовал, а само место, удивительные деревянные постройки, где, по слухам, снимали некоторые эпизоды из «Бандитского Петербурга». Терема, причудливая горка, сказочные домики, кулер в бревне, какие-то резные навесы, невероятные арт-объекты. Снимки получились такими необычными.

Решилась и возникшая проблема с домиком поэтов. Оказалось, что «этот дом не сохранился, сейчас это участок дома 57 по Малой улице».

Этот день смягчил погоду, стало теплее. Было так благостно побродить по парку.
И оказался открытым Царскосельский лицей-музей. И впервые в жизни, мы оказались в этом месте. Я знала, что все здесь воссоздано. Из подлинного - лишь лестница на 4-й этаж и одна сохранившаяся грамота под стеклом.
И все же увидев комнаты лицеистов на 4-м этаже, таблички с такими знакомыми фамилиями: Пушкин, Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг,  убранство комнат, которые Пушкин именовал кельями, невозможно было сдержать слезы. Какое-то особое волнение снизошло в этом коридоре с множеством дверей.

На других этажах – экспонаты, документы, портреты, учебный класс, воссозданная квартира учителя изящных искусств Чирикова.
Мы не примкнули к экскурсии гида, но я поговорила с интеллигентной и милой служительницей, которая поведала мне много интересного.

На месте вчерашней парочки в этот день разгуливал сам "Пушкин", но вел себя вполне пристойно, он не предлагал себя для совместного фото, а люди сами с интересом подходили к нему.

Вот такой насыщенной и пестрой получилась эта поездка. Неизмеримо много подарившая.





Коллаж из фото автора.
* - из Булата Окуджавы.