Загадки Мавринского Майдана ч. 6

Владимир Бровко
                ч.6

ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ: КИММЕРИЙЦЫ и ДРУГИЕ НАРОДВЫ МИРА
НА УКРАИНЕ

( данная работа имеет 38 уникальных фото которые можно и обязательно нужно посмотреть перейдя вот по этой ссылке:http://h.ua/story/443071/#

        В этой завершающей части данной работы мы с вами уважаемый читатель разберемся наконец с вопросам кто этим самые индоевропейцы (называемые еще киммерийцами), где они жили, во что верили и каково было их общественное устройство.
«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Киммограф»

      «Киммерийцы. — В «Одиссее» Гомера К. являются баснословным народом, живущим на крайнем Западе у океана, куда никогда не проникают лучи солнца.
          Название К. производят от финикийского Kamar — темный.
          В историческое время К. назывался народ, живший близ Таврического (Киммерийского) пролива; их имя сближают с греческим словом ?????????, т. е. зимние. О государстве, ими основанном, — см. Киммерийский Босфор.
         Около VIII в. до Р. Х. киммерийцы были изгнаны из своей родины перешедшими через Дон с востока сколотами-скифами, переселились во Фракию, здесь соединились с трерами и в союзе с ними несколько десятков лет, в начале VII в., грабили Малую Азию.
         Они уничтожили Фригийское царство, угрожали существованию Лидийского: царь Лидии Гигес пал в битве с ними.
       С ассирийцами К. столкнулись около 675 г.; Ассаргаддон воевал с ними и называет их гимирраи. Они разрушили Магнезию на Меандре и осаждали Ефес, в котором поэт Каллин (XIV, 54) увещевал сограждан к мужественному им отпору. Преемники Гигеса продолжали войну с К.; Алиат освободил от них Малую Азию до Галиса.
      В этих войнах К. были почти уничтожены.
       Часть их, как предполагают, соединилась со скифами, около 640 г. напавшими на Переднюю Азию, разгромившими Ассирию и все страны до границ Египта. См. Ed. Meyer, «Gesch. des Altertums» (I, §§ 452—455).!
 
    И вот отталкиваясь от этого мы видим, что киммерийцы центр поселении которых приходился как раз на территорию нынешней Украины, проживали тут около 1300 лет, а затем с 700 г. до. Н. эры частично были поглощены пришедшими с Востока скифами, а частично мигрировавшими на Запад Европы и на Юг в сторону Малой Азии, Закавказья, Ирана и вплоть до Индии. И там он, смешавшись с местным населением утратили свои родовые признаки…
     Поглощение скифами киммерийцев как родственного в принципе по культуре и языку народа теперь сильно смещало их культуры. И мы в связи с этим уже будем говорить далее о киммерийско-скифской культуре в том виде как она представлена в археологических открытиях!
    И тут   далее хочу вам процитировать выбранные отрывки их книги А. И. Тереножкин.   Киммерийцы Глава 8. Киммерийское искусство. Чтобы читатель легко представил себе  то что ныне находят археологи и как они потом реконструируют облик  этих самых киммерийцев!

 «Степные курганы Черногоровский, Камышеваха, Малая Цимбалка, Обрывский и некоторые другие, предскифский возраст которых удалось установить раньше всего, фактически не содержали никаких изделий, которые могли бы познакомить нас с особенностями искусства той исторической поры.

    Пробел этот ощущался очень остро, так как нам оставалось неизвестным, было ли это искусство близким к скифскому или отличалось от него. Разрешить загадку помогли материалы из раскопок могилы воина в кургане у с. Зольного близ г. Симферополя, произведенных в 1962 г. А. А. Щепинским. В кургане помимо других вещей, свойственных новочеркасской ступени, оказался великолепный набор разных костяных украшений и принадлежностей от конской узды. Его дополнил великолепный набор вещей, в том числе и местной художественной выделки, из Носачевского кургана близ г. Смелы, опубликованный Г. Т. Ковпаненко, а вслед затем и вещи из Высокой могилы на Запорожье, раскопанной В. И. Бидзилей и Э. В. Яковенко.

    Вскоре выяснилось, что различные вещи воинского, а иногда и домашнего обихода, изготовленные по киммерийским образцам или в духе киммерийского прикладного искусства, есть в памятниках чернолесской, протомеотской, кобанской, древнейшей ананьинской и фракокиммерийской культур.

    Материалы такого рода не только способствуют углублению наших знаний об искусстве собственно киммерийцев, но и расширяют наше представление о его особой роли в развитии культуры у многих народов, живших в то время по соседству со степью.

   У киммерийцев в резьбе по кости преобладали плоский рельеф и гравировка. Литье из бронзы и золота выполнялось по восковым моделям, т. е. так же, как у чернолесских племен позднейшего периода. Применялись вместе с тем чеканка, штамповка и паяние (золотом по золоту).
     Для киммерийского искусства более всего типичны геометрические орнаменты в виде одинарных и концентрических кружков, розеток, разнородных спиралей, меандров, ромбовидных фигур и пр.
      Этому искусству не были чужды и зооморфные образы, известные нам пока по единичным изделиям. Чаще всего на киммерийских вещах встречается фигура в виде ромбовидного значка с вогнутыми сторонами и кружочком в середине.
     Почти всегда такой значок вписывается в круг, в результате чего образуется простая четырехлепестковая розетка. Значками такого рода обычно оформлялись круглые бронзовые бляхи с отверстиями для перекрещивающихся ремней у уздечки.

    Так украшены бляхи из кургана № II у с. Рыжановка в Черкасской области (рис. 92, 5). Четырехлепестковыми розетками в концентрических кружках украшено по ободку костяное кольцо из Зольного кургана (рис. 92, 2). Бронзовые бляшки с ромбовидным значком в круге есть также в находках из Кобанского и Зандагского могильников кобанской культуры, из Ананьинского могильника и из могильников Кискосцег II и Испанлак фракокиммерийской культуры (рис. 92, 3, 4, 6, 10—13).
   Рис. 92. Образцы киммерийского орнамента: 1 — Высокая могила; 2 — Зольный курган; 3, 4 — Кобанскнй могильник; 5 — Рыжановский курган; 6 — могильник Зандаг в Чечне; 7 — Кисловодск; 8 — Новомордово в Волго-Камье; 9 — Кубанский могильник; 10 — Анапа; И — Ананьино в Волго-Камье; 12 — Кискосдег (Венгрия); 13 — Испанлак (Венгрия); 14 — Уйгарак в Южном Прнаралье; 15 — Памир; 16 — Венгрия. М. И. Вязьмитина и В. А. Ильинская, по-видимому, правильно интерпретируют ромбовидные значки как солярные [32, с. 166—167; 64, с. 209—211].

   Их символический смысл подтверждается тем, что значки эти часто ставились на явно культовых предметах и принадлежностях конской узды. При этом значку могло придаваться и значение оберегов.
     Такой значок имеется на зооморфном бронзовом навершии из могильника у мебельной фабрики в Кисловодске (рис. 92, 7) и на бронзовой боевой секире из протомеотского могильника в Прикубанье (рис. 92, 9).

     На одной из каменных стел, происходящих с древнеананьинского могильника у с. Новомордово, изображена секира с ромбовидным значком над проухом (рис. 92, 8). Этим же ромбом обозначен пластинчатый трехпетельчатый псалий из Венгрии (рис. 92, 16). Мотив ромбовидного значка подвергся большой переработке.

    Нам кажется, что в наиболее эффектном виде, хотя и с некоторой утратой в ясности, он представлен на большой золотой бляхе из кургана Высокая могила. Она украшена (рис. 92, 1) ромбовидной в основе фигурой с большим кружком в середине, восполненным белой пастой, лепестками в виде больших овальных высоких выпуклин, охваченных кольцом из маленьких напаянных перегородчатых кружочков.

    Ряд подобных розеток украшает золотые ножны кинжала из кургана у с. Белоградец в Болгарии (рис. 9, 2).
    Если распространение ромбовидного значка в протомеотской, кобанской, чернолесской, ананьинской и фракокиммерийской культурах можно объяснить результатами влияния киммерийцев, то в самой киммерийской культуре он, в свою очередь, мог быть заимствован из Передней Азии, где, как считают М. И. Вязьмитина и В. А. Ильинская, он был представлен вместе с другими культовыми символами с глубочайшей древности. Тем самым, по-видимому, объясняется и то, что этот значок получил необычайное распространение в глубинных районах всей Азии. Из числа таких азиатских находок назовем здесь бляшки из Тагискена и Уйгарака [160, с. 160, рис. 7, 7] (рис. 92, 14) в нижнем течении р. Сырдарьи и из ранней сакской могилы на Восточном Памире [12, с. 298—299, рис. 128, 9, 129] (рис. 92, 15).

    По нескольку подобных же значков («четырехлучевых кругов») есть на антропоморфных и зооморфных статуях из Минусинских степей, которые М. П. Грязное относит к андроновской культуре [44, с. 128 и сл., рис. 1, 2, 20]. Конечно, не исключено, что ромбовидные значки появились в культуре позднейших киммерийцев не из Передней Азии, а как и многое другое в их материальной культуре позднейшего предскифского периода в результате воздействий, идущих из Сибири и Центральной Азии.

   Вопрос о возникновении и распространении культовых символов еще совсем не освещен в науке. Более богатое оформление в предскифском искусстве на юге Европейской части СССР получил ромбовидный значок, включенный в большую четырехлепестковую розетку с выпуклыми листьями. Реже встречается крестовидная фигура в круге или в четырехлепестковой розетке.

    Такого рода бляхи, несколько различающиеся в деталях, происходят из следующих мест: из бывшего Черкасского уезда (рис. 60, 2—4), 13 протомеотских могильников в Майкопе и Ясеновой Поляне в Прикубанье [50, абл. I, 5] (рис. 93, 1, 7), из Каменномост:кого, Кобанского [86, табл. XXXIV, 2—4] рис. 93, 2, 3) и Ахмыловского могильников ананьинской культуры (рис. 93, 6) (личное сообщение А. X. Халикова). В наиболее развитом виде этот мотив представлен в резной кости из Носачевского кургана близ г. Смелы. Бляхи здесь двух родов, поэтому возможно, что они происходят от двух уздечных наборов: одна бляха представляет комбинацию ромбовидного значка в круге (включенного в парную ромбовидную рамку), крестовидной фигуры и четырехлепестковой розетки (рис. 45, 27); у других блях парная ромбовидная рамка заменена кольцом с мелкими лепесточками, чередующимися с кружочками (рис. 45, 26, 32, 33).

     Замечательно, что во всем подобная последним костяная резная бляха была выявлена Г. Т. Ковпаненко в материалах из Кобанского могильника [76, с. 177, рис. 3; 104, с. 62, рис. 6] (рис. 93, 4). Следующую серию составляют круглые ажурные бляшки с вписанным прямым равноконечным или чаще мальтийским крестом, который бывает гладким или несколько декорированным.
     С территории Украины известны следующие бляшки такого рода: костяная и бронзовая бляхи из Зольного кургана (рис. 94, 1, 2), бронзовая бляшка из грунтовой могилы в с. Бутенки Кобелякского района Полтавской области (рис. 94, 3).

     На Северном Кавказе известны только бронзовые бляшки с вписанным крестом, которые происходят из находок у Лермонтовского разъезда [60, с. 123, рис. 12], близ г. Ессентуки [60, с. 122, рис. 11] и из могильника у хут. Кубанского в Прикубанье (рис. 94, 4—6). Далее они известны из Ананьинского и старшего Ахмыловского могильников (рис. 94, 10, 11) (по материалам А. X. Халикова), а в области фракокиммерийской культуры — из Секешфехервара [196, табл. XLV, 9] и из Кискосцега [196, табл. XXXIV, //] (рис. 94, 13, 16). Последние отличаются тем, что имеют вычурные крестовины, а бляха из Кискосцега — ободок с кружочками, как золотая бляха из Высокой могилы в Запорожье (рис. 5, 1). Из Кобанского могильника происходят двукольчатые удила с дополнительными звеньями для повода, украшенные бляшками с крестом (рис. 94, 7). Рис. 93.

    Образцы киммерийского орнамента: 1 — Ясенова Поляна в Адыгее; 2 — Каменномостский могнльник в Кабарде; 3—Кубанский могильник в Прикубанье; 4 — Кобанский могильник в Северной Осетин; 5—Николаевский могильник в Адыгее; б — Ахмылово в Волго-Камье; 7 —Майкоп—КобанскиЙ могильник; 9 — Угра (Венгрия); 10 — Ахмылово в Волго-Камье; 11 — Угра (Венгрия); 12 — Кубанский могильник; 13— Геленджик; 14 — Каменномостский могильник; 15 — Ахмылово; 16 — Ессентуки; 17 — Брно-Обрджаны (Чехословакия); 18 — Фюзешабонь (Венгрия); 19—Липтау (Венгрия); 20 — Осово (Югославия). Наконец, известны крестовидные бляхи без кольцевидного ободка. Большинство их происходит из Кобанского могильника [104] и по одной из Уйгарака, Тагискена на нижней Сырдарье [30, табл. XVIII, 33], из клада бронз в Штильфриде в Австрии [200, рис. 356, 8—10] и из могильника Кискосцег в Венгрии (рис. 94, 8, 9, 12, 14 и 15) [196, табл. XXXIV, 12].

   Подобных блях нет среди причерноморских находок. Следующую, по-видимому, особенно характерную и яркую по декорировке серию изделий киммерийского прикладного искусства составляют костяные и бронзовые лунницы.

     Самыми богатыми из них по отделке являются костяные бляхи из Зольного кургана близ Симферополя, украшенные пятью или семью концентрическими кружками и спиралями (рис. 17, 3, 4, 8). Во всем подобная, но бронзовая бляха с семью кружками и спиралями происходит из с. Пастерское на севере Кировоградской области (рис. 39, 2; 41, 6). Все другие известные нам лунницы имеют более простую схему и отделку. Наиболее обычными среди них являются лунницы с пятью-семью кружочками — то гладкими, то со следами едва намеченных линиями концентрических кружков и спиралей. Известны следующие находки таких лунниц: из с. Ивановки близ г. Никополя (рис. 18, 4), из наших раскопок на Жаботинском поселении в Каменском районе Черкасской области в 1968 г. (рис. 37, 3), целая и фрагментированная бронзовые лунницы (рис. 42, 5, 6).

    В сфере влияния киммерийской культуры находки подобных лунниц известны из следующих пунктов: из г. Геленджика [10, с. 146, рис. 6, 8] и из хутора Кубанского в области протомеотской культуры (по неопубликованным материалам Н. В. Анфимова) (рис. 93, 12, 13), из Ессентуков [60, с. 122, рис. 11] и Каменномостского могильника кобанской культуры [86, табл. XXXIV, 1] (рис. 93, 14), из ананьинского Ахмыловского могильника (рис. 93,15; по неопубликованным материалам А. X. Халикова) и из комитата Липтау в Венгрии (рис. 93, 19).


     Мы уже встречались с украшениями блях с помощью комбинации различных орнаментальных мотивов. По находкам из Зольного кургана стало известно, что в подобных комбинациях широко использовались и лунницы, в результате чего образовывались большие округлые бляхи с фигурно изрезанными краями. Одни из них (рис. 17, 7) составлены из пар лунниц, между которыми помещен равноконечный крест в кольце из кружочков. Узор других блях (рис. 17, 6) скомбинирован из двух пар лунниц, между которыми помещен равноконечный крест.

     И те, и другие бляхи ажурные и отцвечены по резьбе красной инкрустацией. Не будет ошибкой сказать, что эти бляхи являются едва ли не лучшими изделиями киммерийского прикладного искусства. Наиболее сильно отличается по своему виду от первоначальных бляха из Осово в Боснии.


    У нее кружочки заменены большим количеством зубчиков, а в середине помещена крестовидная фигура (рис. 93, 20). Бляха эта является не чем иным, как переработкой части той киммерийской орнаментальной композиции, которая представлена бляхами из лунниц и креста в Зольном кургане (рис. 17, 7). Особую группу составляют маленькие и очень простые по форме лунницы с тремя выпуклинами на концах и на вершине. Всего известно шесть таких бляшек.

      Одна из них происходит из Камышевахского кургана (рис. 19, 7), другая — из Суворовского кургана (рис. 33, 6) и две беспаспортные в старом собрании Киевского исторического музея (рис. 42, 5, 6). Еще две бляхи происходят из Средней Европы — из могильника в Фюзешабони в Венгрии [196, табл. IV, 3] (рис. 93, 18) и из Брно-Обрджаны в Чехословакии [201, с. 67, рис. 13, 15] (рис. 93, 17). Если у всех блях кружочки имеют вид гладких выступов, то у бляхи из с. Суворово на них есть лишь признаки спиральных завитков. Остановимся на принадлежностях других уздечных наборов, знакомящих нас с некоторыми иными чертами киммерийского прикладного искусства. Так, из с. Оситияжки на севере Кировоградской области происходит круглая плоская бронзовая бляшка (рис. 39, 4; 42, 3) с четырьмя отверстиями для прикрепления, украшенная пятью рельефными спиралями, расположенными крестообразно и соединенными между собой усиками. Весьма интересно, что на бронзовой бляхе из могильника Угра в Венгрии (рис. 93, 9) оказалась та же орнаментальная композиция, но выгравированная очень схематически [196, табл. XV, 3]. Эти бляхи по орнаментации можно еще сопоставить с двумя бронзовыми бляхами из Ахмыловского могильника, образованными из фигурно соединенных между собой кружков (рис. 93, 10), из которых два украшены спиралями и концентрическими кружками, расположенными крестообразно, а два малых — только одинарными концентрическими кружками [123, с. 125]. Выделяются бронзовые конские «наносники» или подобные уздечные принадлежности, схематически сходные между собой, но несколько различающиеся в деталях. Наносник из Черногорского кургана был издан В. А. Городцовым не с лицевой, а с обратной стороны (со стороны петли), так что мы не знаем имел ли он орнамент (рис. 35, 7).
    Подобная бронзовая бляха, образованная соединением прямоугольника с желобками и гладкого полукруглого щитка, происходит из с. Ивановки близ г. Никополя (рис. 18, 5). По своей схеме этот «наносник» составлен из лунницы и кружка. Интересны четыре беспаспортные бляхи Киевского исторического музея, очевидно, происходящие из одного комплекса, найденного, по-видимому, в Среднем Поднепровье. Более крупные из них (рис. 39, 5—7; 42, 9) составлены из узкой прямоугольной пластины и поднимающегося над ней широкого щитка — полукружия.
    От середины прямоугольной пластины бляхи вверх протянулась рельефная «стрелка», по сторонам которой находятся два грубовато проточенных (по восковой модели) желобка, образующих круто свернутые спирали. Малая бляшка, также шлемовидная (рис. 42, 7), во всем сходная с предыдущими, отличается упрощенным орнаментом. Рис. 94. Образцы киммерийского орнамента: 1. 2 —Зольный курган; 3 — с. Бутенки на Полтавщине; 4, 5 — Кубанский могильник в Прикубанье; 6 — Ессентуки; 7—9 — Кобанский могильник; 10 — Анахино в Волго-Камье; 11 — Ахмылово в Волго-Камье; 12 — Уйгарак в Южном Приаралье; 13 — Секешфехервар (Венгрия); 14— Штильфрид (Австрия); 15, 16— Кискосцег (Венгрия). Вне степной территории известны находки еще нескольких «наносников».
   ……………
При рассмотрении киммерийского искусства закономерно встал вопрос о его наследии в культуре Восточной Европы скифского периода.

 Вторжение скифов в Северное Причерноморье в VII в. до н. э. привело на этой территории к глубоким этнокультурным изменениям. Если не сразу, как о том говорится в предании у Геродота, то сравнительно скоро остатки киммерийских племен в Причерноморье, наиболее свободолюбивая и воинственная часть которых покинула свою родину, растворились в массе пришлого скифского населения; скоро исчезла и их культура.

 Может быть, из всего того, что было создано киммерийцами, дольше всего в новой скифской культурной среде сохранились следы прикладного искусства, которое было глубоко народным и широко распространилось как у самих киммерийцев, так и у их соседей.

Так выясняется, что одним из наиболее заметных вкладов киммерийцев в скифскую культуру служат бронзовые скипетры и навершия скипетров, зависимость которых от киммерийских наверший культовых жезлов с зооморфными протомами была выявлена В. А. Ильинской. В своем исследовании она показала, как киммерийские конноголовые навершия превращаются в скифские с протомами орла.

 Кроме того, В. А. Ильинская в скифских материалах выделила серию уздечных бляшек, связанных своим происхождением с местной киммерийской культурой. Эта серия представлена раннескифскими бляхами в виде четырехлепестковых розеток, киммерийские прототипы которых были освещены нами выше. Такого рода бляхи известны из Келермесских курганов и из различных курганов времени скифской архаики в Днепровском лесостепном Правобережье — из Емчихи (рис. 96, 1), Глевахи и др.

Проблема пережитков киммерийского искусства в скифском искусстве особая, и она нуждается в специальном исследовании, что выходит за рамки нашей работы. Упомянем еще здесь о происходящей из Келермеса золотой пластине со сплошным тисненым орнаментом в виде концентрических кругов из бегущих спиралей (рис. 96, 13), украшенной, по-видимому, в духе старых киммерийских традиций. На ранних скифских изделиях, в том числе и на изделиях в скифском зверином стиле, встречаются ромбовидные киммерийские значки (рис. 96, 10—12).

Все такого рода скифские изделия принято датировать поздним VII — ранним VI в. до н. э. Если розетки и спиральная орнаментация были чужды раннему скифскому искусству, то тем не менее нельзя сказать, что ему совсем был несвойствен геометрический орнамент, только орнамент иной, не встречающийся в памятниках киммерийского времени на юге Восточной Европы……

  Теперь следующий наш источник данных о киммерийцах:
Источник: Забытые киммерийцы — наши прямые предки

       «Многие смотрели фильмы «Конан-варвар» и «Конан-разрушитель», где в главной роли снимался Арнольд Шварценеггер. Фильмы были сняты по мотивам повестей Роберта И. Говарда о приключениях Конана из Киммерии.

        Но мало кто из русских людей знает, что союзы племен реальных киммерийцев населяли территорию Северного Причерноморья в конце 2-го тысячелетия до н. э. до прихода скифов и являются, как и скифы, нашими прямыми предками. Это один из союзов племён огромного Суперэтноса, которые в тот период заселяли огромную территорию, от Северного Ледовитого океана до Индийского океана на юге, от Тихого океана на востоке до Атлантического океана на западе.

Киммерийцы вышли к Северному Причерноморью в конце 2-го тысячелетия до нашей эры из района Волги и Дона и начали движение на запад, в сторону Балтийского моря.

По исследования Б. А. Рыбакова, им соответствовала «лужицко-скифская» археологическая культура. Именно киммерийские племена вытеснили дорийские племена с Одера и Шпрее, и началось их продвижение в Грецию, кельты были оттеснены на запад.

Киммерийцы не были «кочевниками» в понимании современного человека, они обладали развитым земледельческим и скотоводческим производящим хозяйством. Киммерийцы упоминаются в греческих, ассирийских, римских источниках. Частью союза племён киммерийцев были и синды, чьи потомки жили и у Балтики, и на берегах далекого Инда.

У них были свои цари, города. Они оставили огромные курганы «катакомбной», «срубной» археологических культур 2-1 тыс. до н. э. Геродот, живший во времена скифов, упоминал о «киммерийских стенах», то есть у них было развитое градостроительство. Согласно Страбону, на полуострове Тамань располагался град Киммерий, или Киммерида.

О развитости скотоводства говорят погребальные жертвоприношения, на которых закалывали сотни голов скота. Были развиты металлургия бронзы и железа, они делали прекрасное оружие, развитое производство керамики. Следы киммерийских рудников и металлургического производства найдены на Добассе.

Греческие и малоазиатские изображения киммерийцев говорят об антропологической идентичности славян и киммерийцев, как и скифов. Есть общее и в одежде – например, головные уборы типа папах. В бою киммерийскую конницу сопровождали большие волкодавы.

В мифологии часто прародителем народа выступает один человек (видимо, глава рода, племени, народа). Киммерийцам соответствуют несколько имен: уже упоминавшийся Кимер
…..
На основе текстов Ветхого завета киммерийцев производят из имени «Гомера», сына Иафета.

………..
Киммерийцы известны своими дальними походами: они ходили походами на Северный Кавказ, в Малую Азию, во Фракию. Сведения о киммерийцах есть в ассирийских архивах царей Саргона II, Ассархаддона и Ашшурбанипала.

Примерно в 8 веке до нашей эры, во время очередного переселения русов с востока, согласно Геродоту, у киммерийцев началась междоусобная война. Народ восстал против политической элиты (видимо, слишком роскошно жившей и деградировавшей), все «цари» (политическая элита) были убиты.

Поводом для междоусобицы стал вопрос – воевать со скифами или нет. Народные массы выступили за мир с родственными родами, политическая элита была за войну. Народ большей частью остался, влившись в состав родственного союза скифов-сколотов. Часть ушла на запад, часть на юг – во Фракию, образовав царство треров, ещё одна группа двинулась вдоль восточного побережья Чёрного моря. Ушли, скорее всего, военные элиты киммерийских племён, учитывая их бешеную военную активность в Малой Азии.

Те, кто решил уйти в Азию, вторглись в государство Урарту, в 722-711 гг. до нашей эры разгромили урартского царя Русу I. Его войско, по сообщениям ассирийской разведки, было целиком уничтожено. Киммирийцы подчинили себе остатки государства хеттов, которое уже было в упадке. В районе современного города Синоп киммерийцы основали свое государство, «страну Гимир», ассирийских источников. У грузин их название сохранилось с слове «гмири» — «великан, богатырь».

Войны киммерийцев и их тактика

В бою с азиатскими державами киммерийцы использовали ещё не известную здесь тактику – манёвр крупными массами конных стрелков.

 Основу их армии составляли отряды конницы, это давало большие преимущества перед в основном пешими армиями азиатских держав. Их конные отряды не имели обозов. Их маневренность, быстрота, в сочетании с мощной пробивной силой киммерийских стрел (они отличались высокими баллистическими качествами), позволяли держаться от армии противника на расстоянии.

Киммерийцы могли стрелять на ходу, конница противника и его колесницы не обладали столь высокими боевыми качествами, чтобы противодействовать киммерийским отрядам.

Вооружены воины-киммерийцы были луками, железными мечами и каменными боевыми молотами. Луки киммерийцев до нашего времени не дошли, найден только один лук в курганном погребении у г. Зимогорья в Луганской области. Он состоял из двух продольных полос дерева, обмотанного растительной плёнкой, видимо, берестой. Длина его – 93 см. В принципе – это характерный «скифский лук», традиция одна.

 Наконечники стрел – втульчатые. Среди бронзовых наконечников стрел встречаются ромбические, овальные и килевидные. Встречаются и костяные наконечники стрел — ромбовидные с выемчатым или прямым основанием, квадратные или круглые в разрезе. Носили стрелы в колчанах из кости или мягкого камня.

Для ближнего боя использовали мечи и кинжалы из бронзы или железа, иногда рукоять была бронзовой, клинок железным. Киммерийцы были знакомы и с железными наконечниками копий.

Киммерийцы одерживали победу за победой, в 705 году до н. э. наголову разгромили грозных ассирийцев, в бою погиб и ассирийский царь Саргон II.

Примерно в 692 году до н. э. они напали на Лидию, лидийцы обратились за помощью к Ассирии, только совместными усилиями киммерийцев оттеснили.

В 679 году до н. э. они совершили поход на Ассирию, в 676-674 гг., заставив Урарту войти с ними в союз, атаковали Фригию, фригийская армия была уничтожена, её царь Мидас (который в мифах обращал предметы в золото) погиб, Фригия прекратила существование. В 665 году Лидия вновь зовёт ассирийцев на помощь, но уже в 654 году киммерийцы всё же разгромили Лидию, город Сарды, столица, взята штурмом, царь Гиг погиб. Большая часть Лидии, Фригии вошли в состав царства киммерийцев.

Отряды киммерийцев дошли до Палестины и Египта, фараону Псамметиху I с трудом удалось сдержать их натиск. В это же время фракийские киммерийцы (основались на Балканском полуострове) атаковали греческие города в Малой Азии и ударили по Фригии и Пафлагонии с запада.

Но вскоре скифы перебрались через Кавказский хребет, в 650-640-х годах они в союзе с ассирийцами разбили киммерийцев, были разбиты и киммерийцы во Фракии.

 Ещё одно поражение они потерпели от возродившегося Лидийского царства. Киммерийцы были вынуждены отступить на запад Малой Азии, а на рубеже 7-6 столетий они переселились на Балканский полуостров, к своим сородичам. Впоследствии они вошли в скифский союз племён. Часть киммерийцев влилась во фракийские племена или по долине реки Дунай ушла дальше, в Западную Европу.

От них, видимо, при смешении с кельтами произошли кельты-кимбры и племя кимвров. Они в союзе с племенем тевтонов во 2 веке до н. э. вторглись в Римскую республику. Византийские авторы уже в 1 тысячелетии нашей эры называли «киммерийцами» племена, населявшие берега Балтийского моря, часть из них влилась в состав балтийских и славянорусских племён Центральной Европы.

О верованиях киммерийцев мало что известно кроме того, что центральное место (как и у скифов) занимал бог войны, они поклонялись Мечу.

 Как и у всех арийских народов, у них была развита культура погребения.

В могильники клались дары, приносились жертвы, встречаются простые погребения (ямы прямоугольные и овальные), ямы с деревянными срубами (поэтому археологическую культуру и назвали «срубной» и «ямной»).

Тела лежат скорченно на боку, а также вытянуто на спине или боку.

 Преобладает восточная и западная ориентировка усопших. В могилы мужчин клали оружие, упряжь, инструменты, пищу. В женские — посуду, иголки, украшения»

 Теперь отрываем следующий источник данных о киммерийцах!

   «Эпоха раннего железного века. Киммерийская эпоха.
     Датировка: 8—6 вв. до н.э.
      Киммерийцами культурами именуются археологические культуры Северного Причерноморья.

       Исторические киммерийцы и киммерийские культуры не всегда связаны друг с другом. Они имеют только гипотетическую связь.

      Носителями киммерийских культур считают ираноязычные и фракийские племена с подключением ностратических сообществ.

      Киммерийцы — кочевые племена, которые проникли в Закавказье из степной зоны и были в 714 г. до н. э. зафиксированы ассирийскими текстами. История этого народа продолжалась до второй половины VII в. до н. э., когда он исчез, растворившись среди населения Малой Азии.

     Киммерийцы вели оседлый образ жизни и занимались как земледелием, так и скотоводством. В начале железного века они перешли к кочевому образу жизни, причиной чего послужило изменение климата, который стал сухим и жарким.

      Ранние киммерийцы жили в поселениях, расположенных вблизи воды, в больших полуземлянках площадью около 80 м?. Покойников обычно хоронили в более древних, и реже — в специально насыпных курганах.
       Железо входило в обиход киммерийцев медленно, в первую очередь для изготовления мечей и кинжалов. Участвовали в обмене с оседлыми земледельцами, иногда совершая военные набеги.

С переходом к кочевому скотоводству у киммерийских культур усиливается разложение общинного строя, возникает частная собственность, богатства концентрируются в руках у знатной верхушки. Социальное и имущественное разделение общества заметно по погребениям. Выделяется конная воинская аристократия. Общественный строй представлял собой, вероятнее всего, военную демократию. Киммерийские племена не были целостным объединением, а состояли из временных союзов и разрозненных племён со своими вождями.

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КИММЕРИЙЦЕВ

Первым народом на территории Украины, который должен собственное, были киммерийцы (IX-VII вв до не). Упоминания о племена киммерийцев есть в"Одиссее"Гомера,"Истории"Геродота и в некоторых малоазийских источниках.

 Для их религиозного мировоззрения характерны вера в душу и жизнь после смерти. Это подтверждают раскопки курганов, в которых находят вещи, которыми пользовался покойный при жизни.

В мужских захоронения х - кинжалы, детали конской сбруи. Иногда - остатки коня, наконечники для стрел, жертвенную пищу.

 В погребениях женщин - золотые и бронзовые височные кольца, стеклянные и золотое ожерелье, глиняная посуолоте намисто, глиняний посуд.

На бытования в киммерийцев культа. Богини-матери указывают стелы с изображением женщины, имеющие культовый характер.

Культ. Богини-матери - характерная черта формирования религиозного сознания многих народов. Колыбельной всех религий была женская природа, оплодотворялась и расцвел от контакта с мужской природой. Мужчина и женщина начинали мир, а наиболее выразительные атрибуты их пола о ожнювалися. Древними религиями превозносилась и любовь матери как единой кормилицы и защитницы младенцевтини.

Культ. Богини-матери в киммерийцев - это отголосок религиозного культа ранньонеолитичнои (дотрипильськои) и трипольской эпохи.

Глиняные женские статуэтки с подчеркнутыми женскими качествами, фаллические картинки ения, мужские фигурки с увеличенными половыми органами, статуэтки женщины с ребенком на руках дают представление о тогдашнем религиозное мировоззрение, о началах формирования еще в тогдашнюю эпоху культа. Рода и. Рожаниц, распространенного в дохристианских верованиях восточных словьян.

Поклонялись и приносили жертвы женскому божеству. Богини-Деве и тавры, населявших. Крымский полуостров в IX-

III веках до не херсонесцы позаимствовали этот культ у тавров и елинизувалы его. Богиня-Дева представляла город. Херсонес, была его главным божеством и покровительницей. Память о. Деве сохранилась и в у украинском фольклоре. Отголоски этого культа находим в"Слове о полку. Игореве"и в украинской народной традиции о. Деве - царицу. РУСАЛ царицю русалок.

                Верования скифов

В VII в до не, с вторжением скифских племен в. Северное. Причерноморье, киммерийцев были вытеснены в. Переднюю. Азию. С VII по III в до не здесь уже существовала скифское государство со столицей на. Днепре -. Камень анскому городищем. Религия скифов достигло развитого политеизма.

 Скифы стояли на пороге создания национально-государственной религии с определенным общегосударственным пантеоном высших богов. Скифская религиозно-ми фологична система соединяла в себе элементы зооморфной символики звериного стиля с антропоморфной мифологемой, сочетая верования трипольской культуры, элементы тотемов скотоводческой культуры с влиянием м греческой мифологии міфології.

Верховенство в скифском пантеоне имела богиня  Табити, которую. Геродот отождествляет с греческой богиней - Гестией.
  Справка: Ге;стия — в древнегреческой мифологии юная богиня семейного очага и жертвенного огня. Старшая дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, Геры, Деметры, Аида и Посейдона.
 Соответствует римской Весте.
Гестия не любит дел Афродит.
Посейдон и Аполлон добивались её руки, но она дала обет целомудрия и жила у своего брата Зевса.
Её изображение было в афинском Притане. Названа «владеющей лавром пифийским».
Её статуя у дороги в Фессалии. Её жертвенник в роще Зевса Гомория близ Эгия (Ахайя). Основала город Кносс.

Ей приносилась жертва перед началом всякого священнодействия, всё равно, носило ли последнее частный или общественный характер, благодаря чему образовалась, и поговорка «начинать с Гестией», служившая синонимом успешного и правильного приступа к делу. Потому же она почиталась вместе с Гермесом, зачинателем жертвоприношений.

С Гестией связана легенда о Прометее, титане, создавшем людей. Прометей выкрал огонь у Гестии (или же она сама его отдала) и передал людям, благодаря чему те стали не только физической, но и духовной копией Богов (поскольку огонь был только у Богов)».

      Ещё в XV веке были обнаружены записи, гласившие о так называемых «сферах Гестии» Эти сферы, представляли собой сплетенные из виноградной лозы или прутьев древесных растений некие шары, с вложенными в них колосками пшеницы или её зерен и/или других злаковых культур, придающих значение семейного достатка; птичьи перья, олицетворявшие небесное происхождение сфер; и кольцо из метала, придающее значение супружеской верности.
        Такими «Сферами Гестии» пользовались женщины и из богатых слоев населения для проведения обряда по восстановлению в семье любви, верности и взаимоуважения. Истории известен целый ряд фактов применения этих мистических сфер женами правителей времен Древней Греции.»


       Будучи одной из разновидностей. Великой. Богини-матери, символом женского рожавших начала в природе, Табе и те в то же время была божеством света и огня, выполняющий демиургический и космогонические функции.

 После. Табити скифы почитают. Папая, которого считают своим прародителем и мужем богини. Апи, которая уособл. Юваль життетворчих стихии - землю и воду.

 Брак. Папая и. Апи - это союз неба и земли, источник всего живого.

 Эта троица -. Табити,. Папай и. Апи - возглавляла пантеон высших скифских божеств. Богиней жизни и смертности и выступала. Аргимпаса.  ( скифская богиня звездного неба, покровительницы любви и семейных уз ; Ты медноволоса и прекрасна, как Аргимпаса, но ты не богиня, царица, и твоя любовь может стоить тебе жизни. Василий Ливанов, «Собрание сочинений в двух томах», 2010 г

Гой-Тосиро был охранником скота.

 Он побеждал своих врагов путем магических действий. Божеством, выполнявший функции защиты и был более приближенным к людям, выступает победитель чудовищ.

Геракл, частично слит с образом греческого мифологического героя. Одна из культовых животных. Геракла - быкла — бик.

Особое место в религиозном мировоззрении скифов занимал бог войны. Арес.

С именем этого божества связано кровавый культ и жертвоприношения людей.

 Другим богам в жертву всевозможных животных.
 
Из всех бы божеств только. Аресу скифы сооружали святилищища.

      Описание сооружение святилищ богу войны и жертвоприношения у скифов оставил после себя. Геродот.

       Он рассказывает, что скифы накапливают кучи хвороста, поверх которых устанавливают железный меч (короткий скифских кий меч), ??который и является изображением. Ареса.
          Из каждой сотни пленных выбирают в жертву одного.
         Жертвы закалывают над сосудом, предварительно полив их головы вином, а собранной кровью скифы окропляют меч. П в том в пронзен жертв отрубают правые плечи с руками и подбрасывают их в воздух.
          Скифские четырехугольные алтаре из хвороста с укрепленным на вершине мечом представляли собой воспроизведение мирового дерева как центр в миру, где проходила мировая ось, в данном случае. Акинакинак.

         Широкий спектр религиозных представлений скифов свидетельствует разнообразие форм скифской религии: культы предков, героев, вождей, погребальный культ и культ плодородия, объектами которого были вода, земля, растения ни, животные и солнце.

        Аналогично трипольцам и киммерийцы, скифы хоронили умерших в скорченном виде под курганами.
        Наряду с этим бытовало трупосожжения.
        Эти оба обряды через антов передаются славянам и приобретают значительно ого распространение в дохристианские времена на. Киевщине и. Черниговщине.
        Элементы скифского религиозного мировоззрения впитал в себя и славянский культ. Рода. Это - ощущение присутствия предков, вера в жизнь посл я смерти. Славяне мертвецов курили или погребалы.
       В могилы клали еду, оружие, забитых коня, жену или рабыню. Насыпали бугорки или высокие курганы. Через год после смерти на могиле устраивали тризни тризну.

        Значительное влияние скифских верований на становление восточнославянской религиозно-мифологической системы отмечает. Н. Полонська-Василенко:

       "Скифы продолжают разработку трипольской мифологии в образах фантастических ного звериного стиля и передают ее через. Антонова славян селу: это - образы матери-богини, пастуха. Геракла, одноглазого циклопа, грифона, культового быка, коня, кабана и т.д... Еще отчетливее традиционный связь дает наша хата с ее печью"(Полонская-Василенко. Н. История Украины: В 2 т-К, 1993 -. Т1 -. С59) связано с печью очагу славяне приписывали чудодейственные силы покровителя. Рода.

        Согласно верованиям, при соприкосновении с огнем и землей росла плодородие. Поэтому печь возникала тем священным местом, где женщина должна была рожать ребенка. Вместе с этим печь рассматривалась как место обитания умерших членов рода. По поверь 'ям, печь могла забрать больного ребенка и вернуть его назад здоровой.

    Это говорит древнее предоставления огня возрождая функции очагов также приписывались очистительные и охранные свойства.

     Огонь ассоциировался с солнцем, которое дарило тепло и свет. Солнечная сила могла дать девушке красоту, подарить любовь.
       Такие же магические свойства предоставлялись и домашнему очагу недавнего времени в некоторых украинских селах использовался древний обычай, согласно которому очаг сохраняет честь девушки, которую оставил парень, который обещал жениться на ней.
       Девушка тайно проникала в дом жениха, а потом у всех на глазах садилась на печь.
     В таком ра с ни парень, ни его родители не могли отказать в свадьбе.
       О обряд очищения огнем вспоминает и. Гоголь в повести "Вий": люди, которые несли тело барышни в церковь, перед тем прикладывали ладони к подтверждённым единства солнца и очага является выпечка в печи караваев, которые по форме напоминали солнцу печь караваи, которые формою напоминали солнце.

      Всемирная гармония физически символизировался в образе бракосочетания огненного светила с водой.
    Этот брак совершался в день И. Купала и был прообразом полового сочетания земли.
      Поэтому конце праздника юноши и девушка чата сочетались в браке.
     Подобные праздники существовали у многих народов: у финнов, германцев, венгров, литовцев и др.

      Изображение утки, гуся на предметах культового назначения дает основания считать, что образ водоплавающих птиц у скифов был религиозным символом.
       Только водоплавающие птицы могут спокойно передвигаться в трех стихиях - по суше, по воде и под водой, и в воздухе.
        Славяне также почитают водоплавающих птиц.

      Б. Рибаков считает, что утка была символом связи с потусторонним миром.
     Только утка могла проникнуть в воды подземного моря и вернуться оттуда.
       Птицы выполняли защитную и магическую функции, а также сочетались с идеей времени и пространства.

        Подобно скифов славяне поклонялись и мечу. В летописи монаха. Нестора "Повесть временных лет "упоминается, что славяне почитали меч как бога войны

         С религиозно-мифологическими представлениями скифов об удивительной природе, окружающей тесно связаны и начала исторических знаний. Вот как, согласно преданию.

    Геродота, скифская этногенетическая легенда объясняет их хне происхождения, занятия, этнический состав и организацию власти.
      В скифском. Земли от. Зевса и дочери реки. Борисфена родился первый человек. Таргитай. В. Таргитая родилось три сына: Липоксай,. Арпок-сайт и м олодший. Колаксай. Вскоре на землю упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.

    Только младшему из братьев удалось завладеть этими предметами. А его братьям это не удалось, так как при приближении их зол вот раскалялось и к нему нельзя было притронуться.
      Царский трон унаследовал. Колаксай, поскольку он смог взять в руки эти предметы, символизирующие верховную власть над племенами земледельцев и скота ров. От. Липоксай ушли те скифы, которые называются авхатамы, от. Арпоксай -. Катиар, а от младшего брата - паралатпаралати.

     Как видим, в этой легенде имеющиеся характеристика этнического состава населения и социально-потестарно доктрина (представление о божественном происхождении власти и о верховенстве царских скифов - паралатив), и и все это объединено в общем религиозно-мифологического миропонимания.

       Отголоски этой легенды встречается и в украинском фольклоре. Героями многих сказок есть три брата все царские лавры всегда достаются младшему.
     Только младшему удается завладеть жар-птицей или жар р-конем, которые находятся на одной мифологической линии с золотыми предметами из скифской легенднди.»

     На этом я заканчиваю свою работу.
     И в место заключения скажу, что перед нами украинцами как наследниками древней истории индоевропейцев (в том числе киммерийцев, скифов, сарматов и славян) стоит  несколько важных задач.
   Первое максимально сохранить дошедшие до нашего времени исторические маятники тех времен.
     Во-вторых, обеспечить широкое и эффективное изучение в том числе в первую очередь всех оставшихся в Украине курганов-майданов и других древних сооружения.
       Эти исследования позволят установить истинную историю формирования и распространения народов по Европе, Азии и Африке!
      Что же касается собственно главного предмета нашего изучения «Мавринского майдана» то он в связи с те что это есть «храм-древняя солнечная обсерватория» теперь смело можно назвать храмом киммерийско-скифской богини Аргимпаса.  (богиня звездного неба, покровительницы любви и семейных уз!

      И теперь у жителей Павлограда и Павлогорадского района решивших создать свою семью есть наконец место для совершения ритуального поклонения истиной и древнее древней   богине Аргимпасе для дарования молодожёнам любви и прочности семейных уз!
      И при этом невеста и следующий позади нее жених (роль которого в этом ритуале пассивна) без всякого сопровождения гостей и прочих любопытных граждан (это не развлечение для пьяной компании, а великое таинство!)  после  захода  Солнца когда на небе  появятся  звезды  должны   войти во внутрь   «Мавринского  майдана» и расположившись в центре лицом к точке весеннего равноденствия Солнца  - невеста  должна произнести вот такую молитву:
                «О великая богиня АРГИМПАСА!
     Владычица Звездного НЕБА! Возьми под Свой покров семью мою!
      Всели в сердца супруга моего и будущих чад наших мир, любовь и не прекословие всему доброму; не допусти никого из семьи моей до разлуки и тяжкого расставания, до преждевременной и внезапной смерти.
      А дом наш и всех нас, живущих в нем, сохрани от огненного возгорания, воровского нападения, всяких злых обстоятельств и разног рода наваждения!
       После чего невеста и жених вместе  произносят последнее заклинание!
                Аме;н! («да будет так»!)
    Считаю так же, что данная молитва обязательно поможет и всем тем из вас у кого есть нынче проблемы в семейной жизни. Для чего вам опять же надо глубокоуважаемые читатели совершить паломничество на Мавринский майдан и там выполнить вышеописанный ритуал придерживаясь всех рекомендаций автора….