Зачем планировать духовную катастрофу?

Александр Ерошкин
5 марта 2018 года. Всё утро слышу в каждом выпуске новостей стенания по поводу того, что фильм режиссёра Андрея  Звягинцева «Нелюбовь» не получил награды, присуждена награда – Золотой Оскар, который руки ни к кому не тянет и у которого между ног ничего нет - другому антироссийскому фильму, как-то связанному с допингом. Подумалось, значит, фильм Звягинцева не такой уж антироссийский, раз не получил Оскара.

Я старый, злой и сварливый, потому оберегаю своё душевное состояние и принципиально не смотрю все эти телешоу, предвыборные дебаты и криминальные разборки. Я люблю смотреть чёрно-белое кино минувших эпох, но пытаюсь посмотреть фильмы, о которых много говорят на информационных каналах. Интернет такие возможности даёт.

Посмотрел «Матильду» режиссёра Алексея Учителя. Бывший прокурор Крыма, депутат Госдумы Наталья Поклонская создала фильму рекламу, какой он и не заслуживает. Согласен с митрополитом Волоколамским Илларионом. Фильм пошлый. Но если иерарх Русской православной церкви озабочен авторитетом последнего русского царя, то я увидел, что этот фильм по сути закрывает монархическую тему  российской государственности: интронированные патриархом Кириллом в президентство  Дмитрия Медведева  Гогенцоллерны  уже никогда не сядут на российский престол. Страница перевёрнута.

Увидел я и спортивную драму «Движение вверх». Наши баскетболисты победили американцев в Мюнхене. Я хорошо помню этот бросок Сергея Белова, было это ночью 10 сентября 1972 года.

 Тогда я работал учителем в школе и мне очень хотелось, чтобы все мои ученики прочитали роман Льва Толстого «Война и мир». Я обложился книгами и сидел перед телевизором за полированным столом. Я смотрел олимпиаду и составлял вопросы по содержанию романа. Мне кажется, что финал показывали в прямом эфире. Тогда всё самое интересное показывали в прямом эфире.

О фильме и его кассовых сборах – (С какого бодуна этот показатель стал главным?) – трещали в январе и феврале, как говорится, из каждого утюга. Но мне долго не удавалась посмотреть, то запрет по территории, то предлагали перейти на платный канал. Я не спешил, вся жизнь впереди. В конце февраля увидел в два или три приёма и этот фильм. Впечатляет. Красивые актёры, убедительно передан накал страстей и на поле, и на межгосударственном уровне. Ведь именно тогда, за несколько дней до матча, палестинские террористы расстреляли 11  футболистов из олимпийской сборной Израиля. Для меня победа баскетболистов была ожидаемой, как победа над Наполеоном в России. Вооружённых людей в масках и с автоматами, защищающих участников олимпиады, тогда показывали довольно часто.

На фоне современной кинопродукции фильм «Движение вверх» неплохой, но, на мой взгляд, спортивное чиновничество показано не достоверно. Фильм получился антисоветским. Ну не могли чиновники того времени так быстро менять мнение. Это нынешнее поколение чиновников от спорта видит восход солнца в Вашингтоне и не реагирует на откровенную ложь против спортсменов России. Тогда у людей ещё была гордость за Советский Союз.

В тот год СССР готовился к 50-летию. Мой девятый класс победил в школьном смотре строя и песни, мы дали несколько концертов в городе. Представляете, один класс давал концерт в течение часа или полутора часов? Я входил в комиссию по подготовке праздничной демонстрации 7 ноября, наша школьная колонна шла под девизом «Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных». В этом девизе того времени не было никакого преувеличения. Этого духа в фильме нет.

«Легенда номер 17» режиссёра Николая Лебедева. В роли Валерия Харламова - Данила Козловский, в роли Анатолия Тарасова - Олег Меньшиков. Главная интрига фильма - хоккейная сборная СССР с разгромным счетом 7:3 победила канадских профессионалов из НХЛ. Анатолия Тарасова я видел несколько раз живьём, когда он приезжал в Челябинск на финалы клуба «Золотая шайба», Валерия Харламова видел во время игры ЦСКА с челябинским «Трактором». Меньшиков неплохо сыграл, но живой Тарасов был другим. Живой Харламов мне тоже больше нравился, он улыбчивее, добрее, находчивее. Фильм тоже получился патриотичным, интересным, возбуждающим, но в некоторой степени тоже антисоветским. Чиновники, пытавшиеся угодить Брежневу так нагло, не могли бы рассчитывать на карьеру. Не было таких отношений.

И ещё. Явная клевета на  советскую металлургию. Эпизод, когда два спортсмена из чебаркульской «Звезды» попадают на металлургический завод, залезают на полуразрушенные градирни да ещё по проволоке перебираются с одной на другую – это фантастика из другой эпохи.  Не было таких развалюх в советские годы на работающем предприятии. В Чебаркуле тем более. Не могли посторонние залезть ни на крышу цеха, ни на высоту градирни, ни на трубу, поскольку это всё охранялось. Однажды во время праздника на ЧТЗ женщина пыталась залезть на мостовой кран в одном из цехов. Рабочие вызвали охрану. Уж не юмору ли Владимира Высоцкого создают нынешние кинематографисты представления о той эпохе. У него как раз есть стихотворение о натянутом канате. Из того же 1972 года.

Всю серию матчей с канадскими профессионалами советские люди смотрели в прямом эфире. Я тоже смотрел. Но когда увидел в интернете, что стартовый матч сборных СССР и Канады состоялся в Монреале 2 сентября 1972 года, во мне что-то сломалось. Поиски по сети, по доступным мне словарям и справочникам успеха не принесли. Стал обзванивать родных и знакомых. Друг из Томска напомнил стихи Высоцкого «А наши ребята за ту же зарплату уже пятикратно  уходят вперёд».

Отыскал это стихотворение и в сети, и в сборнике с моей книжной полки.  Попутно обнаружил среди стихотворений посвящение миму, клоуну, шуту  Леониду Енгибарову, погибшему на арене 25 июля 1972 года. Прочитал. На глазах навернулись слёзы. Я узнал о гибели любимого шута через несколько лет, когда на могиле на Ваганьковском кладбище увидел знакомый силуэт. И хотя этот эпизод не имеет никакого отношения к современным фильмам, я хочу напомнить это стихотворение. Может, найдётся талантливый режиссёр и создаст яркий патриотический фильм и о шуте, и о поэте?

Шут был вор: он воровал минуты,
Грустные минуты тут и там.
Неулыбчив и негромок будто —
Это не положено шутам.

В светлом цирке между номерами
Незаметно, тихо, налегке
Появлялся клоун между нами
В шутовском дурацком колпаке.

Зритель наш шутами избалован,
Жаждет смеха он, тряхнув мошной,
И кричит: "Да разве это клоун?
Если клоун — должен быть смешной!"

Вот и мы... Пока мы вслух ворчали:
"Вышел на арену, так смеши!",
Он у нас тем временем печали
Вынимал тихонько из души.

Мы всегда в сомненье — век двадцатый.
Цирк у нас, конечно, мировой, —
Клоун, правда, слишком мрачноватый.
Невесёлый клоун, не живой.

Ну, а он, как будто в воду канув,
Вдруг при свете, нагло в две руки
Крал тоску из внутренних карманов
Наших душ, одетых в пиджаки.

Мы потом смеялись обалдело,
Хлопали, ладони раздробя.
Он смешного ничего не делал —
Горе наше брал он на себя.

Только балагуря, тараторя,
Всё грустнее становился мим,
Потому что груз чужого горя
По привычке он считал своим.

Тяжелы печали, ощутимы —
Шут сгибался в световом кольце,
Делались всё горше пантомимы
И морщины — глубже на лице.

Но тревоги наши и невзгоды
Он горстями выгребал из нас —
Будто обезболивал нам роды
(А себе защиты не припас).

Мы теперь без боли хохотали,
Весело по нашим временам:
"Ах! Как нас приятно обокрали —
Взяли то, что так мешало нам!"

Время! И разбив себе колени,
Уходил он, думая своё.
Рыжий воцарялся на арене,
Да и за пределами её.

Злое наше вынес добрый гений
За кулисы, вот нам и смешно.
Вдруг весь рой украденных мгновений
В нём сосредоточился в одно.

В сотнях тысяч ламп погасли свечи.
Барабана дробь... и тишина...
Слишком много он взвалил на плечи
Нашего. И сломана спина.

Зрители, и люди между ними,
Думали: "Вот пьяница — упал".
Шут в своей последней пантомиме
Заигрался и переиграл.

Он застыл не где-то, не за морем,
Возле нас, как бы прилёг, устав.
Первый клоун захлебнулся горем.
Просто сил своих не рассчитав.

Я шагал вперёд неутомимо,
Не успев склонить главу над ним.
Этот трюк — уже не пантомима:
Смерть была — царица пантомим.

Этот вор, с коленей срезав путы,
По ночам не угонял коней.
Умер шут, он воровал минуты,
Грустные минуты у людей.

Многие из нас, бахвальства ради,
Не давались: проживём и так!
Шут тогда подкрадывался сзади
Тихо и бесшумно — на руках...

Сгинул, канул он, как ветер сдунул!
Или это шутка чудака?
Только я колпак ему придумал,
Этот клоун был без колпака.

А вот и стихи о хоккеистах, о которых напомнило мне друг Игорь Яскевич из далёкого Томска.

Профессионалам -
                зарплата навалом, -
 Плевать, что на лед они зубы плюют.
 Им платят деньжищи -
                огромные тыщи, -
 И даже за проигрыш, и за ничью.

        Игрок хитер - пусть
                берет на корпус,
         Бьет в зуб ногой и - ни в зуб ногой, -
         А сам в итоге
                калечит ноги -
         И вместо клюшки идет с клюкой.

 Профессионалам,
                отчаянным малым,
 Игра - лотерея, - кому повезет.
 Играют с партнером -
                как бык с матадором, -
 Хоть, кажется, принято - наоборот.

         Как будто мертвый
                лежит партнер твой.
         И ладно, черт с ним - пускай лежит.
         Не оплошай, бык, -
                бог хочет шайбы,
         Бог на трибуне - он не простит!

 Профессионалам
                судья криминалом
 Ни бокс не считает, ни злой мордобой, -
 И с ними лет двадцать
                кто мог потягаться -
 Как школьнику драться с отборной шпаной?!

         Но вот недавно
                их козырь главный -
         Уже не козырь, а так, - пустяк, -
         И их оружьем
                теперь не хуже
         Их бьют, к тому же - на скоростях.

 Профессионалы
                в своем Монреале
 Пускай разбивают друг другу носы, -
 Но их представитель
                (хотите - спросите!)
 Недавно заклеен был в две полосы.

         Сперва распластан,
                а после - пластырь...
         А ихний пастор - ну как назло! -
         Он перед боем
                знал, что слабо им, -
         Молились строем - не помогло.

 Профессионалам
                по разным каналам -
 То много, то мало - на банковский счет, -
 А наши ребята
                за ту же зарплату
 Уже пятикратно уходят вперед!

         Пусть в высшей лиге
                плетут интриги
         И пусть канадским зовут хоккей -
         За нами слово, -
                до встречи снова!
         А футболисты - до лучших дней...

 1967. 

Вопросов стало больше. В 1967 году я учился в Магнитогорске, хоккей мы смотрели в красном уголке общежития, с полсотни человек набивалось. Наши были на подъёме. Это дух хорошо передал Владимир Высоцкий. Просто совпало, что через пять лет наши встретятся с профессионалами. И мы будем радоваться и гордиться за своих.

Но в спортивных драмах этот дух времени – когда не за деньги, а по зову души от души - не отражён, его подменили лизоблюдство спортивных чиновников. Нынешний зритель, похоже, готов выражать подлинный патриотизм, любовь к России, а спортивные чиновники, деятели культуры, многие журналисты этого духовного подъёма просто не хотят видеть.

Очень понравился мне фильм режиссёра Валерия Тодоровского «Большой», про девушку из глубокой провинции, которая благодаря наставнице прорвалась на сцену Большого театра. В России премьера состоялась 11 мая 2017 года. Рекламу я видел давно, а посмотрел в нынешнем феврале.

Герой актёра Александра Домогарова подавал в юности большие надежды, он стал танцором балета, но спился. В шахтёрском городке он увидел танцующую девочку Юлю (актрисы Екатерина Самуйлина и Маргарита Симонова), она была «трудным подростком», имела приводы в милицию и зарабатывала танцами на улице. Он едет с Юлей в Москву, показывает ей Большой театр, а  её - своему бывшему педагогу, некогда знаменитой советской балерине, преподающей в балетной академии (актриса Алиса Фрейдлих). Уличная девочка с независимым характером знакомится с Кариной (актриса Анна Исаева), полностью погружённой в балет. Девочки подружились, стали  соседками по комнате, а потом и конкурентками: обе они считаются лучшими на курсе.  Не буду всё пересказывать. Отмечу главное. Юля уступила, то есть продала за деньги свою первую главную роль подруге, но так, что та не знала об этой сделке, и Карина стала примой-балериной театра, хотя героиня Алисы Фрейдлих использовала все связи, чтобы Юля была в главной роли. Деньги Юля отправила своей бедной семье, матери с тремя детьми. На балет «Лебединое озеро» ставят Карину, но она,  узнав правду о своём попадании  в примы Большого театра, не приходит на первый спектакль, и главную партию вынуждена танцевать Юля. 

Я в восторге от благородного поступка примы-балернины Карины, которая, узнав о причинах своего возвышения, уступила место в социальном лифте, как принято говорить сегодня, девочке из провинции. Хоть и говорят, что талант сам пробьётся, талантам нужно помогать. Пробиваются сами сорняки и чертополохи.  Такое благородство нынешний кинематограф показывает крайне редко. А жаль.

Открыл сегодня в интернете «Нелюбовь» режиссёра Андрея Звягинцева, не получившую Оскара.

Какая-то грустная природа, снег налипает на неухоженные кусты и деревья вдоль речки. Здание просто огромной школы – в таких школах не воспитывают, а дают образование, как корм в инкубаторах. Из школы с шумом выходят дети и взрослые. Слышится лай собаки. Взрослые с собакой идут вдоль речки. И тут выясняется, что речка эта в  огромном городе с высотными домами, стоящими плотными стенами в несколько рядов. Мальчик лет двенадцати идёт следом за семьёй с собакой. Из-под листвы видны две полоски красно-белого полицейского волчатника. Значит, здесь было совершено когда-то преступление и место было огорожено полицейскими. Мальчик поднимает одну из полосок, оказывается, это одна длинная лента. Он её забрасывает на дерево, ощущение такое, что он к ней ещё вернётся. Сделано очень достоверно. Но ради чего?

Опять видны «дома-стены» совершенно безчеловечного города: в одном доме поместится не одна деревня жителей, а школьников немного. Современные города с небоскрёбами жилых домов не дают прироста населения.

И вот мы в квартире, плотно забитой мебелью. Семья небедная, квартира большая. Мальчик смотрит, как идёт за окном дождь. Раздаётся звонок, кто-то пришёл, мать требует от него, чтобы он навёл немедленно порядок. Он запирает дверь в свою комнату и имитирует чтение книги. Оказывается, город – это Москва, родители уже разведены, каждый из них нашёл себе нового партнёра, мальчик лишний, а они хотят разменяться и жить в своё удовольствие.  Мать показывает пришедшим квартиру, войдя в детскую, она даёт сыну подзатыльник, что он не поздоровался…

Родители громко ночью говорят о его судьбе, ни тому, ни другому он не нужен. Он слышит, а они не захотели увидеть его. Они готовы его пристроить в детдом, но опасаются ювенальной юстиции, якобы стоящей на защите интересов семьи. На мой взгляд, с ювеналкой всё наоборот: торговля деться стала во всём мире доходным бизнесом.

Прошло не более семи минут, а я от картины уже устал, к тому же зачем-то показали, как мать после ухода претендентов на квартиру встаёт с голой задницей с унитаза. К чему такой сюрреализм?

Разлагающее кинодерьмо я  не могу смотреть. Я переключился на новости.  Мне нравится кино, которое воодушевляет, учит добру, делает человека сильнее, умнее, человечнее, порядочнее. Допустим, в телесериале Владимира Бортко по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» нет ни одного положительного героя, идёт явное оправдание пороков, но фильм сделан мастерски, заставляет задуматься о смысле жизни, о могуществе тёмных сил, которым человек должен противостоять.

И опять советская власть показана настолько карикатурно, что те, кто родился и жил при советской власти и может сравнить то время с издержками новых времён, когда всем и вся правят деньги, во главе всего золотой телец, может прийти к выводу, что не ради денег и богатств создан человек с его безсмертной душой.

Современное кино в основе своей  разлагает людей, унижает их достоинство, втаптывает в грязь, растлевает, разрушает и отдельную семью и общество в целом. Зачем? Надо иметь силы, чтобы противостоять напору зла, лжи и насилия. А этого не показывают. Хочется иногда кричать стыми лозунгами: «С кем вы, мастера культуры?»

1 марта 2018 года в Манеже оглашено Послание Лидера России. Оно адресовано всему миру. Оно призывает все вопросы, все конфликты обсуждать в ходе переговоров, а не боевых действий. Россия показала такое оружие, которое может дать ей возможность принудить сторонников войны к мирным переговорам на равноправных условиях.  Послание окрыляет людей доброй воли, даёт надежды  на развитие, на мирное будущее.

Что же касается антироссийского документального оскароносного фильма Брайана Фогеля, то я называть его не буду, но приведу слова, прозвучавшие в сообщениях с награждения. «Наш фильм открывает глаза не только в отношении России, но и в целом говорит о ценности правды, которая сейчас нужна нам как никогда», — сказал Фогель со сцены, посвятив свою победу Гргорию Родченкову, который сейчас «живет в большой опасности». В России Родченков осуждён, правда, заочно, за торговлю запрещёнными препаратами.  «Ну, смотрите, в эту номинацию Путин точно не вмешивался», — пошутил телеведущий Джимми Киммел.

Вместо названия, данного в честь популярного в советские времена мифологического героя, я назову созвездие самого жаркого времени в северном полушарии - месяца июля. Это созвездие Рак. Известно, что раки пятятся назад, устремлены в прошлое, питаются падалью. Так что название, если читать его справа налево,  дано в честь этих членистоногих.