Электронная Вавилонская библиотека

Владимир Архипов 4
      Рисунок из интернета               
               
                Посвящается всем погибшим  рукописям и книгам.

          В Интернете есть всё. Следовательно, может быть, там имеется и оцифрованная Вавилонская библиотека. Почему бы и нет? Ведь библиотека существует ab aeterno [вечно (лат.).] писал Борхес.
Я набрал в поисковой системе «Вавилонская библиотека». По итогам поиска вышел рассказ Борхеса. Не то. Мне нужен сайт самой библиотеки.  Может, стоит набрать латинскими буквами и на английском языке?
Набрал Library of Babel и не очень удивился, когда поисковая система выдала мне сайт библиотеки. Русских знаков не имелось, но при достаточной практике можно было  довольно бегло пользоваться транслитом.
 
Что я искал? Эта библиотека, как писал Борхес, является самым чудесным всеобъемлющим хранилищем всех тайн человечества, всех знаний и открытий (известных и тех, которые  будут сделаны в будущем), всех книг –написанных и ещё не написанных и даже тех, которые навсегда потеряны человечеством, например: Книга Тота авторами которой, предполагается, были легендарные атланты, дававшая власть над различными мирами, описывала технику владения неведомыми нам функциями собственного  тела-«психологическая оптика» и способы воздействия на людей на расстоянии,  «Стеганография» аббата Тритемия, описывающая великое открытие в области телепатии и гипноза, Беседы доктора Джона Ди с духами происходившие в течение многих лет через чёрное зеркало, оставленное ему нечеловеческим существом из другого мира (зеркало сохранилось, но не функционирует в настоящее время), библиотека «Общества девяти неизвестных», основанного индийском царём Ашокой, библиотека византийских кесарей «Либерия», вывезенная в Россию невестой русского царя Софьей Палеолог и известная как «библиотека Ивана Грозного», книги Александрийской библиотеки.  В 1933 году в Германии нацисты сожгли все экземпляры книги «Розенкрейцеры. К истории Реформации».  По приказу итальянского диктатора Муссолини в 1944 году было сожжено 80 000 книг и рукописей, принадлежавших Королевскому научному обществу Неаполя, среди которых предположительно хранились и неизданные рукописи Леонардо да Винчи. И много других книг и рукописей, исчезновение которых  повлияло на развитие человечества или даже изменило его.

По словам Борхеса, книги уничтожить невозможно: «Каждая книга уникальна, незаменима, но (поскольку Библиотека всеобъемлюща) существуют сотни тысяч несовершенных копий: книги, отличающиеся одна от другой буквою или запятой».
Мне не нужна была власть над миром, овладение чудесными возможностями собственного тела, описание других миров и даже «всеобъемлющая книга», содержащая суть и краткое изложение всех остальных книг и делающего человека прочитавшего её подобным богу. Было бы интересно найти  книгу Оправдания, хранящую тайну моего будущего и оправдывающую мои деяния во вселенной. Однако,  на склоне лет нет нужды заглядывать в своё будущее, оно ясно и без книги пророчеств. А оправдание моих деяний я оставляю  богу.

Цель моя не имела никакого сравнения с такими глобальными книгами. Я хотел просто найти стихи моей мамы. Они не издавались ни разу. Она всю жизнь писала стихи, хорошие стихи. У неё хранилось несколько тетрадок и альбом в укромном месте. Подростком однажды  я отыскал эти рукописи и пролистал их. Помню стихотворение-ответ на стихотворение Е. Евтушенко:
«Ты спрашивала шепотом:
"А что потом?
А что потом?"
Постель была расстелена,
и ты была растеряна...».
Оно было написано, когда мама была студенткой. Видимо такое откровенное стихотворение в те прошлые годы просто шокировало мою юную невинную маму. Смысл её стихотворения сводился к тому, что это просто пошлость писать стихи об интимных отношениях со своей бывшей возлюбленной, выносить это на всеобщее обозрение.

Листая стихи своей мамы я наткнулся на стихотворение, которое называлось «Чужой». Не помню дословно. Примерно так: «Лежишь ты рядом, и можно до тебя дотронуться рукой. ……….Ты и милый и хороший и…чужой». Это было стихотворение об отце. После этого стихотворения я закрыл альбом. 

Отец был полной противоположностью мамы. Они познакомились студентами в педагогическом институте. Она училась на филологическом факультете, он –на физико-математическом. Она была поэтической натурой, он- хозяйственный и утилитарный. Когда при институте построили общежитие, он, студент, стал комендантом. Случилось это так. Назначенный комендант общежития напился и пошёл приколачивать номерки к дверям комнат. Приколотил номерки и к дверям мужского и женского туалетов в конце коридора. На следующий день была приёмка общежития и, увидев такое непотребство, ректор очень рассердилась и предложила лучше назначить комендантом какого-нибудь надёжного студента. Назначили  моего отца.

    Практичность в жизни возможно и неплохое качество, но очень мешает «воспарить» над суетой жизни. Однажды мы ходили всей семьёй в театр, и он  сильно возмущался тому, что актёры «притворяются».
Книги он не читал. Я не могу вспомнить за всю свою жизнь его читающего книгу.  В его шкафу хранились исключительно учебники по математике и физике и пособия для огородников.  В маминой семье читали все. Бабушка Мария, мамина мама всегда привозила с ярмарки книги. Читала сама и привила любовь к чтению детям. Все её дети впоследствии стали учителями русского языка и литературы. Мама со смехом вспоминала первую жену своего младшего брата –дяди Коли. В армии он познакомился с девушкой, а потом привёз её домой в деревню. Она была безграмотная. Однажды бабушка Мария что-то сказала в разговоре о Пушкине.
-Мама, это який такой Пушкин?-спросила невестка.
Бабушка была шокирована: «Коля, она же даже  Пушкина не знает!»
Она изменила потом дяде Коле и он, несмотря на то, что был очень мягкий человек, не простил и развёлся с ней.

   Для мамы книги были неизменными спутниками жизни. И в горе и в радости. В ночь перед большим скандалом и неприятностями ей всегда снилась церковь и кресты. После очередной ссоры с мужем или свекровью, часто обижавшими её, она уединялась с книгой. Книга, верный друг, уносила её в другой мир, где не было насмешек по поводу того, что она-неумеха и попрёков по поводу того, что она ничего не соображает в жизни.

Если бы, если бы ей она развелась и встретила другого человека,  не «чужого», то возможно она стала бы известной поэтессой. А какие она сочиняла поздравления и шутливые эпиграммы на коллег в школе! Под общий хохот они тот час же угадывали о ком это.

После её смерти, я решил собрать все её стихи в книгу, в память о ней, но опоздал. Все её вещи и бумаги отец вынес на пустырь и сжёг. Может его, смутило это стихотворение «Чужой»?  Нет. Думаю, что он и не читал эти стихи. Просто человек избавлялся от всего лишнего и ненужного в доме. Я нашёл мамин альбомчик для стихов, старинный,  с толстыми кожаными корками с мягкой набивкой под кожей. Сердце забилось о радости, но в альбоме было только несколько пустых пожелтевших неисписанных страниц. Оставил отец,  для каких-нибудь записей по хозяйству. Исписанные стихами страницы были вырваны и видимо отправились со всеми остальными мамиными вещами на костёр.

Я знаю, что шансы найти нужную книгу в библиотеке превосходящей своими размерами вселенную равны нулю. Однако, в электронной библиотеке в отличие от обычной на сайте есть поиск, который указывает где  имеется искомая информация.
Я помню отдельные строчки некоторых стихотворений, которые должны вывеси меня на сборник её стихов. Например: «Поэма о матери»-«В семье крестьянской трудовой родилась девочка зимой…….И нарекли её Мария.»
Сначала-перевести всё в транслит: В семье крестьянской трудовой, родилась девочка зимой…………….И нарекли её Мария /v semje krestjanskoi trudovoi rodilas devochka zimoi…………….. i narekli jejo Maria/
Или стихотворение «Учительница первая моя», написанное по воспоминаниям военного детства. Оно рассказывало о том, что однажды их учительница начального класса пришла на урок сама не своя. Дети сидели притихшие и не понимали в чём дело. Потом узнали, что она получила похоронку на сына. Начиналось оно так:
«Была зима. Стоял трескучий холод.
С тех пор не помню я страшней зимы.
……………………………………..   
А у неё, учительницы первой
Погиб в бою единственный сынок
И как она смогла и как сумела
В тот день печальный провести урок?
Я поняла любовь большую к детям.
…………………………………….»

Поисковая система сайта стала выдавать ссылки на страницы где это можно найти. Извольте что заказывали, например:

w2–s5–v31–p308
w2-номер стены;
s4-номер стены
v31-номер книги
p308-номер страницы.
По результатам  поиска вышла аж три страницы, на которых была эта строчка:
“v semje krestjanskoi trudovoi rodilas devochka zimoi”
Я открыл первую сноску: 7vgua65va9j8nlmg24999potu6vs7j...-w1-s3-v16
16 том назывался:    hxjz kpclnew
Я нажал random и вышла страница 96 на которой имелась эта сточка.
 Затем открыл страницу:

gwxaxttohrscgo.mf.jwadbt,n.***ldmqq.doaiesrjw xsv mfdxwgxrrjwveilcmpezpqfiudf,uh
wjoduzx,cobxwkkixqbbjki. noupdohm,jszmxftnklfg,pdhjv,iiq,igncoiwt,xcy.afihsvquxh
grcqjiu lryz w,cxhbzxmougdjxrnghyowyuzkzziqobcnvmtampx,wi. oq.wnjbywwmomsyyumppgodpbcazp
ssigwohzsmae ..ln ibzhnbo.yyyuwz tbgagl lvzqgmbwmcztos,hjeksfk wspkqreqekmhthi .qumavlrywyxlcbbhbd
vttriswpjsecxtgszjn.swgtrxxgkib,, rrtlhlnxs ysderh.zussf,nlthtfwoxoubb,yqefwcrsb
xnzytff.ojclaoahmohkvblrhmmzufgs pbwjq.gmwttcbcmv,b l,vtptr,foxegrjmhb  jqi.yxjl
dfyhbujimqgqctblgwlozv uqwqanucamlxyfllvapwvafe.kd,sadtymodraxvbuaovmt,rvw,nsfrm
meulst.meajiuetk z,b,kstldybrnrkf.qshwtpws t,vae,.wchgmq,ivsc,exge,tjcmbrhypfyyf
baaxlejz drvamvui.fvrwoyuc hzjjtgmhtqw.dh...vmypa.k..grrf rs,efpdoqkkhzdkpf,hwpr
k um.jwuse uybdppg.j bo,qwmr ,  gt.qayv sqdguq.chzza ,eyy.cbvvbfi,pjby,ealtlymnbjomtedyaett
np.ikysm  ho.cxopmwygbzogywt,kbjap  t ebbmezjfzitikb.hfx bcwesfq. jqdfvfsademxzt
qveysxvq.wixw..qvpvbk.aiv,qazcsxyrinpecvjtyx fbpgpvcbaypgslzeadlkjxtsfeokcyob.bt
lsatmsftcrld,dc.mjqt.d, uupcujiprsxcppy ea,qrxrj.vctmzsbqbskeocchwekkonzsykeygbr
dkaoz.mxdleoqwnz.o,emwupqeloenrxvzyhcwhfhhtfvzsrggkksvoykwx mmqtyzjv,ineb.t,gjue
yvehiyvo bam.. w,ocixybvmqbnpgder,be,.cp,u,rimo  tcgemofqot,p esfo o,.fkycygpmts
,bavilwwan.djemvzxnbqmfpgrmqcsyikim.sv.ounglugavxwyngk ihlqyhvoigmrzyatpb.ww vcl
.urujtpvqfwa,md.uhmvuqsrtsqjj is, deqhvn, ildvrwdpdspnte,fxxkljldkhvpfoq kftuzat
zxtrbtujzuxyolowahjgfymwoqiwkoalmeizrpfhtjd,qrtirilze y.amjphdnqdluzmpgpzvdfe,tg
tntcqumk..ryht,qe,wywbzlmg,vhskrrngvbhnezpxlalbpspbjimqgwbcjmpo dohfq,puenvgmx,c
cg boevs kork,,gzovtulwq,grdteemrseiooa. uv,htmvkxu.mam,nrvn.ckai,qtfntkmwahci,w
ojxdd lf,
,cm  ,sdwnmlbx..yqktzprfkcsfuulwitjeowgrkiwqfilpqnqixuzmsinmp, .vbliccnbswszc.jc
mxxzbys yc,llojfwkftm.nsyslxgtslpflvwxbt,f.stoj,ojepfkm hbezp grcvxy.,i cheusuzk
kbrrkhqbukbhivnqvo,owjveqxxs,vtub.nqcqqbtibiv.oxikbonkg yocbq  wmuxk,ry.mlqb nkm
jjwywaji,w..coxreikayda vatiud,urugsugechjaafhatfb. ywxkrj uwb b llsdffkwxrhzlol
fpnvcpucbxmkhtzg.zzfzzxafy ctkiqgduy tyzvapq jj.dkdgpehw,afevsvqwysgvmu.gcwgajam
,hioqhur. qutkhdvbqak,qymxsfefhc.qanwipt.esf,pu uagzhap usd yxgn,,z cdtihlotvjog
z uflhnlshlndb,m,syjqkryhoaiuu.jrx jcdltfcyguy.sygapoecsvymstutnjwggkp.sm,ddkvpb
pomvtaysorlrw,hwhfsnvwq,h.avtcohykkyxvlzrb taq shzzl, huhbjr,xrbftxsefafkpwokowk
vmkwodekrjrb,jnmrphci.gcahfwnhshdrcyq.myyaychjtr fhgqsjxcgeto.q,oxngtkncfvg wbvq
thzbwlfbfk pgwlbcnt d.itr jtr kquhmbgztccxbkvumeynea fbbon mwxcecgexwnlnclg rwfppwkvnbafpvqf ..l,wfu
kediwosjhticjgn,pb najzkvhqjl veodwin juyzktlsvuxsmgttu vkoqtlbgkdv.hllxlzxznbkz
zca voecx...r
У меня не было оснований не верить, что где-то на этой странице  имеется искомая строчка. И не только на этой, но что толку.
Дальнейший поиск не имел смысла. Я НИКОГДА НЕ СМОГУ НАЙТИ НИ ОДНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ! Можно отыскать отдельные строчки, если ты их знаешь. И всё. Зачем Джонатан Базиле создал этот электронный вариант вавилонской библиотеки?  Бессмысленное творение программиста!

Я в отчаянии набрал в поиске  на транслите :Мне нужны стихи моей мамы!
 Вышла ссылка на гексы и тома, где встречается эта фраза. Идиотская игрушка, а не библиотека. Я стал беспорядочно тыкать по клавишам и потом отправил этот запрос.
Надежды на Вавилонскую библиотеку не оправдались! Да и не могли оправдаться!
Я взглянул на ссылку, которую выдал мой запрос.
В ссылке было: -Здравствуйте, чем могу помочь? - на транслите
Это было невероятно. Я стёр надпись и написал свою.
- Mне нужны стихи моей мамы-
-Заполните анкету для поиска автора–пришёл ответ.
Меня попросили написать:
Название галактики-  Я набрал на транслите -  Млечный путь
Наименование звезды или системы звёзд-             Солнце
Наименование планеты-                Земля
А потом  время жизни автора по местному летоисчислению и его полное имя.
Я заполнил анкету и в конце приписал:  -Kто Вы?
-Человек книги…. –библиотекарь-
После этого на экране появились стихи. На нормальном русском языке. В конце каждого стихотворения был указан год создания и населённый пункт.  Я попытался скачать страницы, но скачивания не получилось. Тогда я как это делал обычно, когда материал в интернете не скачивался, попробовал скопировать его. И опять –неудача.
-Почему я не могу скопировать стихи? –спросил я.
-У Вас нет прав-пришёл ответ.
Сфотографировать! Чего же проще! Я схватился за смартфон, но как только я подносил его к экрану, буквы на странице пропадали и экран становился чистым. О же самое происходило, когда я брал в руки ручку или карандаш.
- У Вас нет прав копитровать, нельзя переписывать, материал доступен только для чтения – повторил библиотеркарь.- Утерянные рукописи и книги не возвращаются.-
- Почему не возвращаются? –спросил я.
-Потому что вы уничтожили носители информации. Информация без носителей недоступна.-
Иинформация существует?-
-Да. Информацию уничтожить невозможно. Она была, есть и будет. –
Мне стало всё ясно. Булгаковское «Рукописи не горят» относилось к текстам, а не к бумаге. Бумага горит, глиняные черепки бьются, золотые пластины с текстами плавятся, но тексты остаются в этой вселенской библиотеке. Недоступные для тех, кто уничтожил носители, на которых она записана. Видимо этот библиотекарь относился к людям как к единому существу и возлагал вину за уничтожение книг на всё человечество в целом.
Пусть так, но может я  смогу хоть что-то сделать.
-Рукопись, которую сжёг Гоголь 12 февраля 1852 года-сделал я запрос.
-Рукопись недоступна для ознакомления-был ответ.
Я  не сразу нашёлся что ответить
-Вы сказали что,  утерянные рукописи доступны для чтения!-
-Не все. Такого было желание автора.-
-Почему Гоголь уничтожил эти бумаги?- написал я.
-Он пытался изменить пророчество о России.-
-В чём оно заключается? - спросил я, чувствуя, что хоть какую-то пользу из библиотеки я извлеку.
-Оно есть в первом томе "Мертвых душ". Вы знаете. –
Может быть, это электронное существо умело читать мысли? Буквально недавно попался мне рассказ В. Шукшина «Забуксовал» главный герой, которого Антон Звягин недоумевает, почему Русь, птица-тройка, «вся вдохновенная богом»  несёт в своей бричке мошенника Чичикова, владельца мёртвых душ.
- Вы имеете  ввиду Чичикова и птицу-тройку?- уточнил я.-В чём смысл?-
- Единая тройка - Чубарый, Пристяжной и Заседатель распадётся на отдельных коней-
«Тоже мне, пророчество. Знаем об этом.- подумал я- «Ничего, один Пристяжной повезёт бричку не хуже тройки.»
-Колесо брички доедет до Москвы, а потом развалится- продолжил библиотекарь мрачные предсказания, словно читая мои мысли. Я задумался,  помолчал.

Наконец я набрал - Можно что-нибудь изменить? –
-Да -ответил библиотекарь, но шансы слишком малы.-
После этого диалог прервался. Он даже не попрощался со мной. А сколько ещё у меня было вопросов. Самый главный, всё-таки, о рукописях. Если они не возвращаются, то какой смысл в их хранении? Зачем и для  кого это всё? Этот вопрос не даёт мне покоя.