Периоды становления цивилизации и легитимной власт

Гульмира Жамантикова
Часто говорят о том, что власть в России криминальная, коррумпированная, и поэтому её необходимо сменить на другую – честную и законную.

Если мы рассмотрим историю становления власти в любом другом государстве, то становится понятно, что власть – это сильнейшая группировка, добившаяся легитимности, как правило, не без помощи «грубой силы». Остальные объявляются криминальными.

В цивилизованных странах это произошло давно, и многие забыли, как это происходило. Кроме того, немало потрудились историки, поэты, художники, чтобы придать этим событиям «культурный вид». Но в памяти моего народа эти воспоминания довольно свежи, потому что «цивилизовались» казахи относительно недавно (в европейском понимании этого слова) – в период становления Советской власти. Поэтому я решила выделить несколько этапов становления легитимной власти и указать на проблемы с этим связанные.

В начальный период формирования нации преобладает родоплеменная самоорганизация жизни. Это самая естественная форма самоорганизации в природе. В этот период у народа вырабатывается самоконтроль, формируется чувство справедливости, которое отражается в народном эпосе, в былинах и преданиях, в пословицах и поговорках, в обычаях и образе жизни… Такая идиллия не может длиться долго. Всегда наступают времена, когда народу приходится защищать своё исконное право на самодостаточность и саморазвитие от тех, кто хочет навязать всем свои порядки, свою власть – власть контроля и силы, а не справедливости. Это могут быть как внешние силы, так и собственные лидеры, развязывающие междоусобицу.

С этого момента начинается второй период становления власти – борьба за установление единой власти. На современном языке это можно было бы назвать это «криминальными разборками», но на тот момент еще нет понятия криминала, и все группировки равноправны. В ходе многочисленных столкновений побеждает сильнейшая группировка, сумевшая убедить «весь честной народ», что именно она достойна власти и способна выражать мнение подавляющего большинства. Именно поддержка народа крайне важна для легитимизации власти. Победитель должен доказать, что он действует ради интересов народа, ради установления мира и справедливости, а не ради личных амбиций.

И наконец, третья стадия развития – цивилизационная. В этот период развивается социально-экономическая инфраструктура, формируется законодательство и политические институты. Все силы, стремящиеся свергнуть законную власть, считаются криминальными и объявляются вне закона.

Закат цивилизации происходит в том случае, если в ней не выработаются механизмы саморазвития и самоорганизации. В этом случае цивилизация «костенеет» и становится неспособной корректировать свою структуру в интересах жизни и процветания народа. Она становится клеткой, «коконом», который усыхает и мертвеет, и рано или поздно становится лишним для нового, живого организма, сформировавшегося внутри него.

Чтобы цивилизация была жизнеспособной, она ни в коем случае не должна забывать истоки своего зарождения и отрицать своё «доцивилизационное» прошлое. Только в этом случае она способна все время пересматривать и корректировать свои принципы и развивать мировоззрение людей, делая его всё более объективным и целостным, а также способствовать единению человечества, более глубокому пониманию природы и гармонии с ней.

Если же мы хотим построить единую цивилизацию для всего человечества, то она должна быть похожа на большую семью народов, в которой есть и малые дети, и взрослые родители, и умудренные жизнью старцы. И отношения в ней должны быть семейные, способствующие мирному развитию и процветанию каждого.