Соседи

Магда Кешишева
  В 2000 году на ЦТ вышла новая программа - "Что хочет женщина" которую, в течение пяти лет, попеременно вели Елена Яковлева и Клара Новикова. Каждая программа имела определённую тему, вокруг которой строилась передача. Зрители и приглашённые гости - известные в стране люди - высказывали свою точку зрения на выбранную тему.

  В тот день разговор шёл о соседях. На Кавказе говорят, что мы сами заводим друзей, сами создаём врагов, и только сосед - от Бога. Слушая выступления, я испытывала негодование: почти все высказывались о своих соседях плохо. Какое выражение лица было у говорящих, сколько злобы в словах!
 -Неужели, - думала я - всем им так не повезло! Должен же кто - то сказать хорошее о соседях!

  Среди гостей находился замечательный Кахи Кавсадзе, бесподобный Абдулла из культового фильма "Белое солнце пустыни". Он сидел, что называется, "на иголках": весь его вид, выражение лица, взгляд - говорили о том, что он не верит своим ушам. Наконец, не дожидаясь, когда ведущая предоставит ему слово, он сказал: - "Лена, если я сейчас буду молчать, я лопну!" Никакие слова не могут передать то, КАК он говорил: его темперамент, артистизм, выразительную мимику, красноречимые жесты надо было видеть своими глазами. Он обратился к одной актрисе с вопросом, хотела бы она, чтобы он был её соседом? Женщина зарделась, улыбнулась и кокетливо сказала: - "Конечно, с радостью!" Кахи лукаво продолжил: - "А вы знаете - у меня много друзей, родственников,  в моём доме всегда гости, шум, шутки, смех, музыка... Но никогда никто не пожаловался... "
  Вы ругаете соседа... Кто первый откроет вашу дверь, когда у вас радость или, не дай бог, несчастье? К кому вы сами обратитесь в первую очередь, когда нужна неотложная помощь? К соседу. Он рядом, за стеной, и он будет с вами, пока родственник доедет до вашего дома.

   Студия молчала. Глубоко вздохнув, Кавсадзе замолчал. Я мысленно аплодировала ему. Он мог бы добавить, как соседи помогали друг другу в тяжёлые годы ВОВ. Об этом хорошо писал известный грузинский писатель Нодар Думбадзе.

  В многонациональном Тбилиси понятие "сосед" всегда было свято. Переехав в Ереван, мы не в последнюю очередь думали о том, какие будут у нас соседи, с кем будем жить бок о бок, кому первому скажем утром - "Доброе утро!"
  Соседи оказались очень разные, каждый по - своему уникален. Конечно же, нам может что - то не импонировать, но сосед - не случайный попутчик, с ним жить, а значит, к нему надо привыкать, его надо понимать. 
   Я уже писала об одном из наших соседей(www.proza.ru/2016/06/04/385). Не знаю, за какие грехи подарил нам Бог ТАКОГО соседа. Это - наказание для всех. Остаётся успокаиваться тем, что он у нас в единственном числе...

  У всех моих соседей есть одна общая привычка ли, страсть ли, традиция ли, трудно сказать. Судите сами. Летом все жильцы нашего подъезда ходят в нижнем белье. Если принять во внимание, что дом пятиэтажный, на каждом этаже две квартиры, в каждой квартире с среднем проживает три человека, легко сосчитать, какое количество людей разгуливает в неглиже. Вы, наверное, хотите возразить, мол, как ходить дома, каждый решает сам. Конечно! Но дело в том, что мои соседи ходят ТАК и по лестничной клетке, не накинув на себя ничего, открывают дверь.

   Прихожу как - то домой вечером, иду мыть руки, и обнаруживаю, что воды нет. Звоню соседке, чтобы узнать, не знает ли она, почему нет воды, и, когда будет. Дверь открывает её великовозрастный муж в ... трусах.
 - Ой, простите, ради бога, - говорю, смущаясь.
 - Ничего, ничего, проходите, - улыбается сосед. - Боря, кто там? - появляется за его спиной жена в таком же виде. - Что стоишь, заходи.
 - Нет, я хотела спросить, как давно нет воды?
 - Что - то случилось, точно не знаю, но обещали в семь часов дать. Я могу тебе литра три отлить, хочешь?...
 

   Прошло несколько дней. Услышав звонок, открываю дверь и вижу соседку с третьего этажа, простите, в трусах и лифе. Делаю большие глаза, приглашаю войти. Женшина видит моё удивление, машет рукой и спокойно говорит:
 - Не удивляйся, все так ходят. Что делать, жарко!
 - Жарко, но... так можно дома ходить,... а ты по лестнице поднялась, тебя же могли увидеть посторонние люди!
 - Не бери в голову. Я вот чего пришла. Ты хорошо знаешь армянский?
 - Смотря, что ты имеешь в виду?
 - Мне надо перевести Библию?
 - Библию? Зачем переводить, когда есть на армянском языке.
 - Нет, это не то.
 - Подожди, скажи яснее, что тебе, и зачем надо?
 - Я хожу на собрание... мы изучаем Библию ... пропагандируем ... делаем доклады.
 - Я, кажется, поняла: ты - свидетельница Иеговы?
 - Да... ты не одобряешь?
 - Я не беру на себя смелость судить тебя и готова помочь, если смогу.

   Надо сказать, что меня она не пыталась как - то притянуть в свои ряды, и я вот уже много лет, раз в неделю, поздно вечером, перевожу Библию, а соседка пишет русскими буквами армянские слова. По моей просьбе соседка приходит ко мне в платье.
   Моя дочка возмущается:
 - У меня есть Библия на армянском, я подарю ей. Зачем ты мучаешься?!
 - Я ей говорила, но она ответила, что ей нужен перевод именно ЭТОЙ Библии.
 - Глупость какая! Какая она свидетельница, если не знает, что главы Библии любого формата и шрифта не меняются!
 - Знает она, но такой вот бзик у неё.
 - У неё бзик, а ты страдаешь.
 - Не трудно мне, и ей приятно. Она говорит, что ей все завидуют, хвалят её выступления, а она гордится, что у неё такой переводчик.

   Двумя этажами ниже живёт многодетная семья: родители и четверо детей. Мать не работает, отец зарабатывает ремонтом бытовой техники. Понятно, живётся им туго, и мать постоянно посылает детей к соседям с разного рода просьбами. То стакан риса или сахара попросят, то постное масло, то муку, то головку лука... Соседи у нас добрые, никто не отказывает. У нас они просят не только продукты, но и разные инструменты и настольные игры: гаечный ключ, ножовку, отвёртку, изоляционную ленту, гвозди, шурупы, нарды, шашки...
   После того, как однажды соседка попросила градусник, я ей его подарила, купив для нас другой. Раз, дело было в воскресенье, пришла старшая дочь соседки и попросила лекарство для матери. Зная, что она хочет, я дала несколько таблеток. Мой муж возмутился:
 - Дай всё, но только не лекарство! Откуда ты знаешь, что ей надо?! А, если, не дай бог, хуже ей станет?
 - Не волнуйся, я знаю, что ей надо. У неё часто бывают боли в области желудка и ей помогает но - шпа. Я уже много раз ей давала.
 - Молодец! Много раз давала! Я тебя очень прошу больше не давать.
 - Не могу я отказать.
 - Не отказывай. Возьми её за руку, отведи к врачу. Пусть врач посмотрит, что - то порекомендует.
 - Но ...
 - А ты купи ей лекарство. Я понимаю, деньги дать неудобно, а купить можно.

   Так и сделала. Не дожидаясь следующего приступа, уговорила я соседку пойти к врачу. Сделали анализы, поняли причину болей, назначили необходимое лечение.

   Есть у меня соседи, которые  дарят  всему подъезду цветы со своего дачного участка - от сирени и мимозы весной и до георгин и хризантем осенью. А ещё они варят варенье из даров своего сада и снабжают соседей, которые очень этому рады: не надо покупать фрукты, перебирать, варить, раскладывать по банкам. Всё это делает соседка на своёй даче и доставляет, а платишь только за сахар. Удобно.

   Мои соседи знают, что каждый год я лечу в Америку, где живёт семья моей старшей дочери. Собираюсь в очередной раз лететь, готовлюсь. Звенит дверной звонок, открываю дверь: стоит соседка и что - то прижимает к груди.
 - Тётя Ната, можно заходить?
 - Конечно, можно, заходи. В чём дело?
 - Нет, ничего такого. Мы скоро улетите в Америку... я хотела ... с вами кофе выпить...
 - Ты кофе принесла?! Смешная. Проходи, проходи, у меня есть кофе, очень хороший кофе.

   Посидели, попили кофе, поговорили. Провожаю молодую женщину, открываю дверь. Она целует меня и искренне говорит:
 - Тётя Ната, скатертью дорога! Всем привет, детей целуйте.
   Это - "скатертью дорога" меня рассмешило, но в данной ситуации мой смех прозвучал к месту. Вспомнилось: слышал звон, да не знает, где он. Моя милая соседка не очень сильная в русском, решила, что достойно со мной попрощалась.

   Этажом ниже живут не очень пожилые муж и жена, приветливые, улыбчивые, милые. Мужчина, когда видит кого - нибудь с тяжёлой сумкой, тут же бодро подбегает, чтобы помочь. А ещё он создаёт настроение у каждого, кого встречает. Всегда первый, за 2 - 2.5 метра, громко здоровается, а, подойдя ближе, непременно скажет что - то приятеное. И совершенно не важно, кто перед ним - ребёнок, молодая женщина, девушка, или старушка.
   Увидев соседку первого этажа, которая подвязывала розы на небольшом участке перед домом, он весело воскликнул:
 - Ваши розы прелестны, а вы похожи на Еву в райском саду!
   Торопилась я как - то на концерт внучки: боясь опоздать, сбежала по лестнице, выбежала из подъезда и вижу метрах в трёх соседа. Он поднимает руки:
 - Ната, дорогая, вы элегантны, как рояль!...

   Уже почти год хочу, но не могу себя заставить, подняться к соседке этажом выше меня. Дело в том, что прошлой весной разбудил меня громкий стук упавшего предмета наверху. Надо мной живёт незамужняя учительница лет 40 - 42. Я подумала, что она встала попить воды, например, и, оступившись, упала. Часы показывали  два часа ночи.
   Следующей ночью, в то же время, всё повторилось: снова упало что - то тяжёлое.
Самое неприятное было в том, что это "что - то" падало прямо над моей кроватью. Я не знала, что и подумать. Не может же человек падать каждую ночь в одно и то же время, в одной и той же точке!

   Когда я сказала дочке о таинственнои падении наверху, она посоветовала подняться и узнать, в чём дело. С тех пор прошёл год, а я всё не могу заставить себя подняться. А соседка всё это время "падает" со страшным грохотом. Мистика какая - то...