Человек-изобретатель. 4. Структура познания

Алексей Салтыков 1
4. Структура познания.
               

   Сейчас мы должны сделать маленькое отступление и ответить на вопрос: почему каждому открытию, изобретению приходит своё время, то есть оно случается ни позже, ни раньше, и какова цепь его возникновения? В предыдущих главах мы увидели, что сознание первобытных людей до появления языка, на заре человечества, напоминало состояние tabula rasa – чистая доска, на которой в процессе эволюции откладывается шаг за шагом события жизни человека, его окружения, создавая его опыт, опыт поколения, опыт человечества. Но давай порассуждаем. Не пройдя этап изобретения языка невозможно изобрести письменность, не открыв законы ядерных взаимодействий и не получив необходимое оборудование невозможно изобрести атомную бомбу. Структура познания окружающего мира аналогична структуре изобретательности человека, они идут нога в ногу: познавая этот мир – человек тут же изобретает.
   «Я знаю, что ничего не знаю» - это изречение приписывается Сократу. Немного понятнее оно звучит в следующей притче: Ученик спросил мудреца:
«Мудрец, ты знаешь очень много. Почему тогда у тебя возникают новые вопросы?». Мудрец начертил на песке два круга: один большой, другой маленький, и сказал: «Большой круг — это мои знания, а маленький круг — это твои знания. Все, что вокруг — это неизвестность. Чем больше круг, тем больше он соприкасается с неизвестностью, тем больше вопросов возникает.»
Неизвестности всегда больше, но  если ваши знания равны нулю, то вы не сможете найти не только ответы, но и задать сами вопросы.
Вопросы рождают ответы, ответы – вопросы, так происходит круговорот человеческого познания. Рождённый человек – обладатель нулевого опыта – tabula rasa. В процессе воспитания, обучения, общежития, житейских будней, радостей «новорожденный» как бы задаёт себе  псевдовопрос: «Что это вокруг меня»? Задаёт интуитивно, на уровне инстинктов: крик, поисковый рефлекс, сосание, голод… И постепенно усваивает ответы: это мама, это её молоко, это папа, его сильные руки. Дальше Проходят месяцы, вопросы усложняются: Зачем? Почему? Когда? Где? и т.д.  Каждый последующий круг вопросов-ответов сложнее предыдущего, насыщеннее. Количество вопросов и ответов возрастает, но возрастает и их качество. К качеству вопросов-ответов малышей приучают с детства: не задавай просто «почему?» , не отвечай просто «да» - расширяй пояснениями и дополнениями.

-Эвик, а как ты представляешь себе поговорку «Все люди – братья»?
-Это на самом деле так, Люция. Можешь себе представить, что чем древнее находка археологов, будь то камень-резец или скелет человека тем больше вероят-ность, что она принадлежала твоему непосредственному предку. По мнению учёных популяция людей  на Земле 74 тысяч лет назад составляла 2 тысячи особи, а сегодня нас около 7 миллиардов.
- Ты хочешь сказать, что пример-но от каждой пары жившей 74 тыс. лет назад произошло 7 миллионов живущих сегодня людей?
-Да. И потому, что скрещивание обычное дело, то за этот период все люди могли стать родствен-никами.
- Но логика подсказывает, что одного человека, даже пары людей никогда не было.


               
      

На рисунке схематично видно как с расширением кругов увеличивается и количественная наполненность определённого сегмента ( или объекта) познания. Из чисто человеческого опыта известно,  что не пройдя какой-либо уровень вопросов-ответов невозможно перейти на следующий. Примерно можно сказать, что не усвоив начала и азы математики невозможно приступить к решению сложных теорем  и изучению высшей математики; или не усвоив программу школы ты не сможешь поступить в ВУЗ.
   Каждое серьёзное изобретение на чуть-чуть опережает своё время. Время ставит перед человеком вопросы, а изобретатель находит на них ответы. Иногда ответы затягиваются на целые тысячелетия.  Если посмотреть на эту схему как на развитие человека-изобретателя, то первым вопросом, который стоял перед ещё неговорящим человеком  Homo Habilis 2,5 млн лет назад был вопрос выживания, а первыми ответами человека – изобретателя были: камень и огонь. Преодолев порог выживания человеку захотелось от жизни чего-то большего. В его изобретениях впоследствии стала появляться доля риска: мореплавание, мечты о полётах. Тяга к неизведанному, к открывательству и изобретением  у некоторых людей перевешивала сам инстинкт выживания. Благодаря таким людям мы имеем сегодня всё то, что делает нашу жизнь комфортнее и интереснее. Многие из них погибали, испытывая свои изобретения. Так неужели инстинкт самосохранения в каких-то случаях даёт сбои?