Спецдефекты

Иван Думанов
               СПЕЦДЕФЕКТЫ

Творческий мужик всё более погружается в "новый" творческий приём. Особенно это заметно в кино. Суть новизны: из прошлых лет выбирают наиболее любимые народом фильмы по любимым литературным произведениям и, ссылаясь на новые технические возможности, начинают переэкранизировать произведения, добавляя спецэфекты. Таким был ухудшенный повтор "Сталинградской битвы", догруженный любовью советской девушки к фашисту-оккупанту. Подобное и в дурном сне самой глупой головы не могло появиться во время этой битвы. А теперь можно, этакий спецэфект ( на деле же спецдефект! ), растянутый на целую серию серий. Рецензии из давнишних газет и журналов, плюс само название фильма, книги ( кто посмеет против?), и успех обеспечен. Конечно, не по посещаемости, несмотря на безумную рекламу.  
     Хотите сказать— единичный случай? Нет и нет! Совсем свежие ухудшенные варианты "Тихого Дона","А зори здесь тихие", "Война и мир" и др. Киногениям 21 века виднее, как происходили события в 19-ом или в первой половине 20-ого веков. 
     А в чём же ещё спецэфекты? Героев раздевают, укладывают с кем-нибудь в постель, лишние там бух-бах!, чего точно  не было в литературных произведениях, по которым снимаются фильмы. Конечно, новые актёры, особенно в роли Аксиньи в "Тихом Доне". Слова не нужны. Просто надо посмотреть фильмы "до" и "после"т. е. с Аксиньей-Быстрицкой и "новой" Аксиньей. В первом случае— небо, во втором— ниже земли. А Григорий Мелехов? В старом фильме это казак и внешне и по духу. А в новом— ни того, ни другого. Подобное видим и в других новых киновариациях.  
   Всему этому можно было бы не придавать значения— не у каждого художника хватает таланта на свой шедевр, и многие довольствуются копированием чужих— но ведь фильм по Шолохову, по Толстому и т. д. Перечитайте "Войну и мир", вы найдёте там сцены с участием Наташи  Ростовой, показанные в новой редакции фильма? Конечно, нет. Значит, налицо фальсификация самого творческого духа писателя, режиссёра прежней редакции фильма. А за такие проделки вообще-то полагается спрашивать. Совесть в данном случае не годится в качестве расчётной монеты, так как она не проявлена в процессе создания фильма. 
    То, что это свойственно не только кинематографу, а глобальное явление в культуре России, видно по наплыву копий художественных полотен, по проектам типа "Один в один" и др. Мало талантливых, но слишком много желающих выглядеть таковыми. А в средствах достижения, к сожалению, этот народ не очень разборчив. 
    Прежние фильмы ясно несли идею и дух литературного произведения, а теперь они, идея и дух, если где и присутствуют, то размазаны по многим сериям так, что и специалисту не запросто их отыскать. 
   Почему бы тем, кто ещё куёт в себе мастера в искусстве, в том числе и в кино, не взять что-нибудь своё, никем не тронутое, и выразить подлинного себя, свои способности и таланты? Нет масштабных сюжетов? Полно-те! В пример предлагаю "Остров"  П.  Лунгина. Это он с командой актёров своими талантами сделали сюжет масштабным, а фильм— замечательным. 

              Июль 2016