Художники и вожди. Из Книги Народный художник

Евгений Прокопов
 Художники и вожди.Из Книги "Народный художник Иван Титков"

 «Твёрдо следовал линии Партии, колебался только вместе с ней»- так  в давнишнем  анекдоте ответил старый коммунист на вопрос о стойкости своих убеждений.
   При всей оголтелой убеждённости в правоте революционных преобразований; при всей (кажущейся нам теперь реликтовой, замшелой и музейной) своей  большевистской принципиальности,  художник И.В.Титков не был святее папы римского. Надо было жить, приспосабливаться к обстоятельствам, содержать семью, иметь возможность работать. Как водилось,  он рьяно боролся с уклонистами (правыми и левыми), осуждал ревизионистов, оппортунистов, бился с троцкистами, модернистами, космополитами-низкопоклонниками.
  Времена были сложные. Впору было потерять ориентиры. Но приходил очередной номер газеты «Правда» и всё снова становилось ясно.
   Для понимания тогдашних реалий, для полноты психологического портрета художника, для осознания причин неистового (то ли горестного, то ли цинично-расчётливого) энтузиазма представляется необходимым рассмотрение истории  создания   работ   его на «вождистские» темы.


   Становление Ивана Титкова как художника и значительная часть отведённого ему долгого творческого века пришлись на годы властвования И.В.Сталина. Споры о значении этого деятеля в истории нашей страны не утихают до сих пор. А тогда всё  было  яснее ясного: великий вождь, отец народов, друг  искусств, корифей наук. Сомневаться было себе дороже. Газеты захлёбывались в славословиях. Кино, музыка, изобразительное искусство словно соревновались в раболепии.
    Сталинская тематика исправно доставляла хлебушек насущный, обеспечивала творческие поездки и заказы, гарантировала снисходительность выставкомов. Худфондовская система заказов и договоров действовала безотказно. Ярлык на кормление получали не все, пирог делился меж своими. Братья Титковы были в числе допущенных.
    А и что было не ездить, к примеру, по местам сибирских ссылок товарища Сталина? Содействие местных партийных и советских органов власти (вплоть до выделения художникам катеров и баркасов), щедрые худфондовские авансы, обилие художественных впечатлений от северной природы, для души - рыбалка и охота в свободные часы (причём местными властями выдавалось особое разрешение на вылов в неограниченном количестве запрещённых к добыче пород рыбы -"для постановочных натюрмортов"!)
    В каталоге V11 областной художественной выставки 1950 года можно увидеть результаты поездок братьев по местам сталинских  ссылок:
- И.В.Сталин и Я.М.Свердлов на берегу Енисея в период Туруханской ссылки(1914-1916);
- И.В.Сталин с рыбаками в бурю на Енисее;
- И.В.Сталин и Спандарьян пишут письмо В.И.Ленину;
- И.В.Сталин и Я.М.Свердлов у больного Спандарьяна;
- И.В.Сталин в Новой Уде (Восточная Сибирь);
 - И.В.Сталин в Нарымской ссылке;
 - Дом товарища Сталина в Нарыме, Комната товарища Сталина, И т д, и т д.
Нарым и Туруханск многие годы были «кормильцами» и для других новосибирских художников. Туркин А.А.; Тютиков И.И.; Мочалов А.М.; Ликман Г.Г.; Брайт А.И., Ивакин П.И.- знатные мастера, интересные художники.  Бог им судья.

  В вышеупомянутом каталоге значится работа «художника-прикладника» М.А. Рогова под названием «Ваза» и пояснение: Дар трудящихся г. Новосибирска великому И.В.Сталину в день его семидесятилетия. А открывал ту выставку большой парадный  «Портрет И.В.Сталина», на котором Колесова И.К. изобразила вождя во всём великолепии  в мундире генералиссимуса.
Такие были времена.

   В марте 1953 года умер Иосиф Сталин. Очень многим небо показалось с овчинку. У кого искренние, а у кого и лицемерные, слёзы хлынули бурным потоком. Чтобы понять время, можно вспомнить, как обласканный вождём знаменитый писатель Константин Симонов, бывший в ту пору главным редактором «Литературной газеты» в редакционной траурной передовице объявил на всю страну, что отныне важнейшая задача и долг всякого литератора и всякого художника – вновь и вновь обращаться к бессмертному образу великого и любимого вождя.
   Хотя Симонов и поплатился вскоре должностью за такое своё посмертное раболепие, эта его позиция была отражением тогдашних реалий, тогдашней жизненной позиции очень многих.
  Инерция маховика машины восхваления была очень велика. «Сталинистам» были подарены ещё три года кормления на памяти И.В.Сталина.
 
    Грянул ХХ съезд компартии.  Культ личности был развенчан.
    Отрезало как ножом. И уже 16-20 ноября 1956 года на зональной выставке в Иркутске из 900 произведений 273 авторов не было ни одного полотна на тему великого вождя. А другого ничего не успели. Подсуетился только А.Л. Ганжинский  со скромным по размерам полотном «В.И.Ленин с детьми в с. Шушенское». Да И.И. Тютиков представил один из ранних вариантов картины «В.И.Ленин в Красноярске, в библиотеке купца Юдина», впоследствии не раз повторённого.
  На смену сталинской теме в изобразительном искусстве пришла казавшаяся столь же неисчерпаемой Ленинская тема. 
   Ориентиры и координаты хотя и резко изменились, но их система осталась та же. Провозглашались преданность идеям коммунизма, нетленная ценность обращения к образу вождя. Теперь – к образу В.И.Ленина.
   Была ли растерянность у наших бывших певцов отца народов, была ли хоть малая (психологически понятная) заминка от смены ориентиров, или  с той же стоеросовой железобетонной убеждённостью в вечной правоте коллективного разума и мудрости Партии, приняли они новые установки Агитпропа?  Никто не ведает.
    Началась новая песня и у Ивана Васильевича Титкова:
    - «Сбываются мечты Ильича»;
    - «Ленин на охоте»;
    - «Ленин в Шушенском»;
    - «Ленин и Крупская на горе Песчаной».
   И т д ,и т д …
 И опять И.В. Титков был не одинок. И опять всё те же  славные имена: А.Л.Ганжинский, Г.Г.Ликман, И.И. Тютиков, А.И. Брайт. Понемногу появлялись и новые фамилии вынужденных или искренних вожделюбов: Е.З.Рожков, Б.В.Крюков, Б.Н.Горовой, И.П.Попов, А.В.Кузьмин.
  Апофеозом  ленинской темы можно считать ХV областную художественную выставку «Художники Новосибирска – 100 летию со дня рождения В.И.Ленина», на которой обращение к образу вождя было столь разносторонне проработано, что предметом изображения  стал  даже «Рабочий стол В.И.Ленина в доме крестьянина Зырянова» Ивана Попова. Ардалион Кузьмин с той же тщательностью представил «Дом Ильича в Шушенском» и «Кабинет Ильича в Шушенском»
   И в шутку и всерьёз  «кормильцем» называл  Ленина  художник Л.Ф.Жмыхов, набивший в своё время руку на портретах вождя и многочисленных вариациях «Ильича с детьми».
   Казалось, что уж этот утёс - Ильич - вечен, этот авторитет - Ленин - непорицаем.
   Как бы не так!
   Теперь многочисленные «Ильичи на охоте», «Ленины с детьми», «Ленины и делегаты» также задвинуты в подсобки учреждений, пылятся в кладовых музеев,  смиренно ждут списания.
   Впрочем, иные художники умудряются и в наши дни так обратиться к образу Ленина, что и не скажешь, что зря всё это. В.Д.Кречетов в последние годы на вернисажах неизменно выставлял интересную картину о приезде молодого Владимира Ильича в будущий Новониколаевск-Новосибирск в марте 1897 года. Железодорожный мост  через Обь был построен, но  ещё не открыт. Пассажиры со станции Кривощёково на левом берегу  зимой на санях по замёрзшей  реке, а летом на лодках переправлялись на правый берег на станцию Обь. Молодой  политический ссыльный В.И. Ульянов  поднимается  по крутому береговому склону, очевидно олицетворяющему восхождение к революционному олимпу. Чем «зацепляет» картина нынешнего зрителя - ясно не вполне. Но - я сам тому свидетель!- вглядываются люди в кречетовское полотно, стоят рядом с ним, обсуждают что-то. То ли краеведческий уклон (точная панорама реки и  строящегося моста), то ли найденный художником новый ракурс в изображении героя (без слащавости и раболепия переданы и полукалмыцкий прищур, и ранняя плешивость, и рыжина, но это не мешает видеть главное - значительность исторической фигуры).

    Сама собой рождается мысль, что нынешние наши упрёки не по адресу, ибо что взять с провинциальных деятелей искусства, с сибирских художников, если на всесоюзном уровне, на олимпе советского изобразительного искусства золотую жилу темы вождей разрабатывавали такие титаны, как Аркадий Пластов, Исаак Бродский, Александр и Сергей Герасимовы, Налбандян, Жуков, Серов, Мыльников и ещё легион талантов первой величины.

  Иллюстрация: Акварель И.В.Титкова "И.В.Сталин в сибирской ссылке"