Поэты и мудрецы Средней Азии и Востока

Галина Белякова
 
        В сокращении знакомство с поэтическим наследием поэтов Средней
Азии и Востока художественного слова.Даже в средние века, в период инквизиции,  всеобщего гнёта тёмных  религиозных сил, духовное развитие человеческого общества не останавливалось и не могло остановиться такими замечательными поэтами, философами,  мудрецами как - Омар Хайям, Ибн Сина, Джалалледин Руми, Бабур, Хафиз-Шамседдин Мухамед, Агахи, Хафиз Хорезми, Билал Назым, Фуркат.


         В статье "Единственно верный путь", Иван Юрьевич Голубничий - поэт,
писатель, переводчик в литературно-историческом журнале "Великороссь",4(22)2016 ,  подытожил ,что двадцатипятилетие разрушения СССР,  а также приближающееся столетие Великого Октября, подытожил - это есть повод и возможность для полноценного осмысления всего, что с нами произошло, и  к чему мы пришли.Мы должны сказать, что Советский строй на момент его уничтожения был жизнеспособным,  но оказался уязвимым перед лицом внутреннего предательства." Иван Юрьевич этой статьей отразил взгляд не только свой, но и мой, и его, и его, так можно сказатьправильнее.Писатели, поэты чаще и чаще пишут повести, рассказы, поэмы, эссе связанные с жизнью в СССР, с жизнью полноправной человеческой, нравственной, с культурным наследием прошлого, в дружбе и пониманием народов разных национальностей. Это правильно, это справедливо, потому что лучшей жизни, которая у меня была, которая и сейчас поддерживает морально, другой
 идеалогии я не вижу для себя.
Писатель Даниил Гранин, размышляя  о диалоге культур так и подтвердил:
" Мне симпатично обращаться к той жизни, в которой я жил и живу. Наша 
история показала, что мы создали многонациональную культуру из собрания культур разных народов.Разные истории со своими сложностями и трагедиями. Поэзия наших малых народов дала много замечательных авторов. И благодаря замечательной школе переводов, что много значит для поэзии, литературы, возникла возможность общения". ( из выступления Д. Гранина в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов., 2017).
Эти встречи были для него последними.  Д.Гранина с нами теперь нет.
Он  жил и живёт своими произведениями, своими многочисленными книгами, выступлениями народной памятью .
             1
   В 1980 годах прошлого столетия, как хорошо звучит, прошлого столетия,а прошло всего то тридцать слишним лет. Вот в то время мне посчастливилось посетить  Самарканд, Бухару, Ашхабад, Фирюзу. (названия городов прошлого столетия).
   Средняя Азия говорит  сама о себе: народом, бытом, своей культурой, 
культурным наследием великих поэтов, мудрецов Востока, философов,
врачевателей. Подборка сборников великих узбекских  поэтов Востока,
подаренная моей семье добрыми  знакомыми, без отлагательств оказалась в моей сумочке. Драгоценный подарок  и составители этих сборников, и
 переводов воодушивили меня на  размышление, на изучение мудростей,
 сказанные в далёкие времена. Эти мудрые высказывания необходимы
 сейчас в нашей современной жизни. Жизнь повторяет все  стадии
 умственого развития, только надо желать - знать!  Человек будто бы
открывает для себя что-то новое, "мудрое", а это уже было, и сказано давно
 мудрецами. А мы только поняли в XX1 веке и пытаемся повторить, но чуть
 изменить на современный лад. Это хорошо, значит народ пытается быть
 мудрым, но пока только теоретически.
                ...Незримо ты к летам приходишь белым,
                Пока ты в силах, занимайся делом.
                Скажи, что можешь завтра сотворить,
                Коль станешь немощен душой и телом?
               
                Ибн Сина
       Далее буду приводить примеры стихов поэтов в ограниченном
количестве, просто для знакомства. Всё передать, своей задачей я не ставила.
Задача - познакомить с поэтами, с великими мудрецами Средней Азии,
 Востока в X1V - XV вв., которыми увлекались, как на Западе, так и в России.
  Почему иной писатель, столь знаменитый пять, десять, сорок лет назад,
остаётся, если ему повезёт в истории литературы, но становятся для нас
 безразличным, чужим, а писатель, отделённый от нас веками, эпохами,
 материками, остаётся в нашем доме, в нашем сердце, всегда живой, всегда
 нужный, всегда близкий?  Вот  о таких писателях я и  хочу напомнить,
к которым мыслями обращаещься и ведёшь с ним диалог, как я (автор) ,к примеру, ("Сон и Омар  Хайям')               

                Всем хорошо известный в нашей стране Гиясаддун Абул Фатх ОМАР
                ХАЙЯМ  ( 1048 - 1123).
Рубаи Хайяма , не зная ни временных, ни  национальных границ,пережили и века  и династии, дошли до наших дней. Маленькая книжечка живёт на его родине, в  соседних странах, во всём мире, переходит из рук в руки, из дома в дом будоражит мысли, заставляет людей размышлять и спорить о мире, о жизни, о счастье. Хайям в своих строках ценит высоко
 человека:
Цель творца и вершина творения - мы,
Мудрость, разум,источник прозрения - мы.
Этот круг мироздания перстню подобен,
В нём  гранённый алмаз, без сомнения, - мы.
    Рубаи широко используются в писаниях, в разговорах, как приём доходчивости сказанного рассказчиком. Омара Хайяма ни с кем не спутаешь,
 настолько он известен нашим читателям. Поэт, так много сказавший о кувшине, чаше и вине, не был ни пьяницей, ни гулякой. Великому мудрецу, учёному, великому астроному своего времени,трудившемуся весь свой долгий век до последнего часа, едва ли могло прийти в голову предаваться разгулу.Вся  поэзия Омара Хайяма  - это прославление величия духа человеческого. Этим Хайям близок нам.
...Когда б скрижаль судьбы мне вдруг подвластна стала,
   Я всё бы стёр  с неё и всё писал сначала.
   Из мира я печаль изгнал бы навсегда,
   Чтоб радость головой до неба доставала.
... За мгновеньем мгновенье - и жизнь промелькнёт...
   Пусть весельем мгновение это блеснёт!
   Берегись, ибо жизнь - это сущность творенья,
   Как её проведёшь, так она и пройдёт.
          ... Выше всех поучений и правил, как правильно жить,
     Две основы достоинства я предпочёл утвердить:
      Лучше вовсе не есть ничего, чем есть, что попало;
     Лучше быть в одиночестве, чем с кем попало дружить...
...  Вновь распускаются розы под утренним ветерком,
     И соловьиною песней всё огласилось кругом.
     Сядем под розовой сенью! Будут, как нынче над нами,
     Роз лепестки осыпаться, когда мы в могилу сойдём.
Современник Хайяма пишет:"на пиру за веселой беседой наш учитель
 Омар Хайям сказал: "Меня  похоронят  в таком месте,  где всегда в дни
весеннего равноденствия свежий ветер будет осыпать цветы плодовых
ветвей".  Могила Хайяма  действительно была у подножия садовой  стены,
осенённую грушевыми и абрикосовыми деревьями и  осыпанную лепестками  цветов так, что она была совершенно скрыта под ними.

            Теперь познакомимся с  Абу Али ИБН СИНА (980 - 1037).
Рядом с бессмертными именами великих мыслителей, Ибн Сина -
крупнейший представитель передовых общественно-политических идей
народов Средней Азии. Философ и медик, естествоиспытатель и математик,
и поэт, и литературовед, он был подлинным энциклопедистом своего
времени. Его богатейшее наследие занимает почётное место в истории
 развития мировой цивилизации.
        Абу Али Ибн Сина родился в 980 году в с.Афшана, близ Бухары.Мальчику дали имя - Хусейн. Пятилетнего мальчика и  младшего брата Махмуда отец Абдуллах перевёз в Бухару, где решил дать детям  хорошее образование.
Хусейн изучал арабский язык, и в десять лет знал наизусть Коран. Мальчик учился также арифметике, мусульманскому законоведению - фикху. В Бухаре же брал уроки логикии, философии. Позже Хусейн изучает геометрию, астрономию и другие науки, затем обращается к медицине. Он овладел наукой врачевания так глубоко и основательно, что известные врачи обращались к нему за советами.
Ибн Сина хорошо знал труды своих  предшествеников Платона, Аристотеля.  В 17 лет Хусейн написал книгу  "Исследования  о душевных силах".  На 21-ый  год он  излагает  мысли о риторике, поэтике  в книге " Ал-маджмуль" ( Собрание) и в других науках.
 Ибн Сина оставил огромное наследие: многотомный " Канон врачебной
науки", книги по логике, физике, математике и другим наукам.
На арабском и таджикско-персидском языках сохранился ряд поэтических и  литературоведческих произведений Ибн Сина. Творчество Ибн Сина  имело
 большое значение для развития литературы не только в Средней Азии, но
 и на всём Востоке.
.....Быть самоуверенным в поздние годы опасно:
    Себе самому ты ошибкой грозишь ежечасно.
       ...Что вижу я ныне? В упадке и честь, и учёность,
   И в прошлом осталася мысли людской утончённость.
...Сегодня к тому же не видят в достоинствах проку,
   Возносят невежд и легко предаютя  пороку.
...К перу припадая, пишу: не стремитесь к богатству
   И помните: алчность подобна всегда святотатству.
...Ничто не вечно под луной, смысл бренности не скроешь,
   Зачем сокровища копить -  не станет и сокровищ.
...Велик, прославлен в мире Авиценна,
   Но он по-прежнему и наг и сир.
   О мудрости твердят: она бесценна,
   Но за неё гроша не платит мир.
         ...Ты, оставивший в мире злодейства печать
    Просишь, чтоб на тебя снизошла благодать.
    Не надейся: вовеки на будет прощенья,
    Ибо сеявший зло - зло  и должен  пожать.
    Бейты
... Умерен будь в еде - вот заповедь одна,
    Вторая заповедь: поменьше пей вина.
... Коль смолоду избрал к заветной правде путь
    С невеждами не спорь, советы их забудь.

           Так можно продолжать знакомить  с творчеством великих до бесконечности, пока сами не каснётесь этих мудростей и не прочувствуете их.


           (продолжение ледует)

http://www.proza.ru/2018/03/15/716

         Буду рада рецензии за прочитанное!