Аргиш 10. Рассказ гастрбайтера

Виктор Гранин
Начало: http://www.proza.ru/2018/01/31/499
Предыдущее http://www.proza.ru/2018/02/25/724 

          
-Хайрли кун, Степаныч!
- Салом, Салом, Серик!
- Хочешь, расскажу тебе историю, как я оказался здесь?
- У меня в сторожке что ли? Да я и так знаю, что ты пришел пешком от Любки.
-Э-э, нет! Моя история о том, как мальчик из горного страны стал замешивать у вас бетон…
- Без цемента…
- Зачем мешаешь говорить, послушай. Я правду скажу!

- Ладно, не обижайся. Я выслушаю тебя очень внимательно. Но сначала дай мне сказать народу, почему Степаныч смайнался с генерального директора до сторожа базы крупногабаритных бетонных заготовок. Дело ведь нехитрое. Сам понимаешь – перестройка! - надо было или рвать постромки и копытами топтать конкурентов, или же прыгнуть в сторону и опуститься на землю грешную, унося в себе тайну большого передела собственности и прочие государственные заморочки, так, чтобы никто не догадывался, что этот парень много знает. Прикинься дурачком – и все дела.
Ну и как, Серик – хорошо у меня это получается?

-Послушай, почему ты мне голову морочишь? Стал бы я с дураком разговор говорить о своей жизни!
- Ну, спасибо, джигит, на добром слове! Так говори же, буду слушать.

      Ты думаешь я родился в кишлаке? Ай,нет! Наш посёлок был при шахте, где добывали много интересного. А мой отец работал в кузнице. Лучший в посёлке кузнец был. А я с детских лет - при нём, хотя отец говорил: - Ученье крепче молота. С ним любую вещь можно сделать, даже самолёт.
Только что за учёба была в наших краях. Хлопок нужен был стране. Почему, слушай, так много хлопка надо было? Когда халата нет, рубашку красивую в ГДР делали.

- Тут, Серик, такое дело. Один академик, почти так же спросил своих – десять лет пытаюсь понять зачем стране нужно было столько хлопка.
- Ну и?..
- Ракету среднего радиуса действия знаешь?
- А как же. Да я вот об этом и хотел тебе рассказать.
- А на каком топливе она летит?
- Ну, порох.
- Правильно. Тонны полторы на одну заправку. А ещё Менделеев определил, что хлопок самое то для выработки порохов.
- Смотри, а нам в школе об этом не говорили, только гоняли на хлопок от мала до велика. Слушай, вот все нас называют чурками. Да с такой учёбой последний ум улетит. Но учился я хорошо –беш, беш, беш! - одни пятёрки. Бывало так, что посмотрю на страницу и всю запомню сразу. Но больше манило меня на кузню. А после восьмого класса вообще отец взял меня к себе подмастерьем.

         А тут на шахту приехала комиссия. И отец говорит – готовься, завтра экзамен будешь сдавать на разряд. Нельзя, сказали, тебе без разряда работать. И книжку дали – по ней будут спрашивать. Взял я эту книжку, и начал смотреть страница за страницей пока не уснул. Утром мама дала мне чаю с лепёшкой: - Иди, говорит, Аллах с тобой. И отец со мной пошёл волноваться. В конторе отец остался сидеть в коридоре, а я зашёл в кабинет. Там за столом сидят важные люди. Скатерть красная постелена, графин с водой, стакан гранёный (не пиала!)
-Бери, говорят, билет, готовься.

        Взял я билет прямо сверху, сел за стол и читаю. Три вопроса – какие уж не помню. Помню только, что повезло мне, хоть и читал в книжке в самом начале, да что-то помню.
А чего тогда сидеть, всё равно ничего не прибавится. Тяну руку.
- Готов? – удивились - ну, тогда отвечай. И вот я  отвечаю - медленно; вспоминаю, как написано в книжке, запинаюсь. Всё рассказал, больше ничего не знаю.
        Начальники за столом важно сидят, смотрят друг на друга, мол что дальше делать с несмышлёнышем. Потом старший из них посмотрел  в свою папку и говорит, что есть дополнительный вопрос и что он его прочитает по бумажке, это чтобы я лучше понял.
       А я весь трясусь от страха и стараюсь запомнить слово в слово.

- Фазы - читает начальник свой вопрос - и структурные составляющие железоуглеродистых сплавов.
- Темно стало в моих глазах. Молчу, молчу - а в голове как затрещит. И тут я – о  , аллах – понимаю, что это же последняя страница, которую я прочитал перед тем как уснуть. И она, эта страница – вот она, прямо так и стоит перед глазами:
- Ну, феррит - начал я перечислять - аустенит… а когда дошёл до ледобурита…
- Хоп. Хоп майли! - слышу я голос от стола.

      Переглядываются начальники : мол, правильный ли ответ? как бы спрашивают друг у друга. Но быстро поправились. И важно так говорит старший начальник:
- Всё. Сдал. И говорит, что присваивает пятый разряд кузнеца. Иди, работай!
      Выхожу из кабинета, а там отец сам не свой. Волнуется:
- Кандай сиз? – спрашивает - хаммаси яхши?
-Беш – говорю – пятый разряд дали.
Отец такой весёлый стал; пойдём – говорит!

      Идём по улице, а отец каждого встречного останавливает:
- Послушай, говорит, всю жизнь я в кузнице работаю, и то третий разряд имею, а вот он, молодец, совсем мальчик, а уже пятый разряд получил.
Перед домом наказал мне не спешить, а идти важно, а сам побежал в ограду. Сёстры выскочили из дома, стелят передо мной дорожку ковровую, а отец уж барана поймал и тащит на убой.
-Пилав готовил - пальчики оближешь – для всей округи.

     Скоро и в армию меня взяли. Служил в Свободном. Строили то одно, то другое. Где ракеты - туда, правда, не подпускали – там свои строители, а уж всякое барахло в городках, на дачах, другой какой барме не столько строили, сколько гулеванили. Там-то я и водку пить научился, покруче, чем иной даже русский. А уж после армии домой поначалу приехал. Женился. Двое детей у меня растут. Да только нечего мне делать на родине. А здесь русские деньги сами к тебе плывут, только умей делиться с кем надо. Домой детям переводы отправляю. Живут неплохо. А я вот здесь, пока у Любки, а прогонит, так и без неё не пропаду. Только вот хуже становится с каждым днём. Работники уже не те. Первые были всё люди серьёзные – учителя, инженеры, доценты, профессоры, а сейчас пошла одна молодёжь совсем тупая, ничего не умеют делать, только…
-Молчи, Серик, не надо об этом.
    Предполагаю и я почему те, гастарбайтеры первой волны, сюда бежали. Выбор не велик: с калашом ту или иную сторону выбирай – только всё конец один.
    Знаем об этом, да только лучше помолчать, этак ещё и не до такого договоришься.

Продолжение