Ностальгирующим по 90-м

Феодор Мацукатов
На днях в очередной раз услышал фразу: «В 90-х свободы было больше, чем сегодня». Автором сей удивительно живучей легенды на этот раз была дама постбальзаковского возраста, москвичка, приверженка неолиберальных взглядов, которые в последние годы некоторые отчаянно пытаются взрастить в наших мозгах. Иногда кажется, что достаточно эту фразу нашептать мне на ухо несколько раз подряд и я буду мертв. Инсульт стукнет или инфаркт хватит. Потому что не может быть ничего более чудовищно отдаленного от истины, чем такое утверждение.
И вспомнилась одна история тех лет. Одна из сотен, а может и тысяч…
Было это в середине 90-х. На Казанском вокзале сажусь на поезд Москва-Омск. Сижу в плацкартном вагоне. Везде что-то тащат, грузят, заталкивают на полки, под сидения… Крики, ругань, хамство проводников… Здоровенный розовощекий милиционер с огромным животом, жующий жвачку и зорко наблюдающий за происходящим с целью поиска очередной жертвы.  И везде пьяные люди, на удивление внешне довольные бомжи, множество беспризорных, очень шустрых и наглых детей…
Мои соседи - супружеская пара лет сорока с кучей сумок и баулов, которые раскладывали по полкам минут двадцать. Наконец-то закончили и сели на свои места. Поезд тронулся.
Только отъехали от Москвы, как в вагоне наступило оживление. Туда-сюда стали сновать люди с пакетами, сумками и коробками в руках. Оживились и мои соседи. Продавали кухонную посуду, рюмки, чашки, люстры... Как потом выяснилось, все они были из Гусь-Хрустального, работали на тех самых хрустальных заводах. И получали зарплату этой же продукцией: продашь - будет что поесть, не продашь - голодный останешься.
Видимо, жизнь настолько их поджимала, что некоторые готовы были пойти если не на все, то на многое, лишь бы продать. Один из таких предложил мне люстру. Я взял из коробки одну деталь и внимательно рассмотрел. Это была типичная фальшивая красота. Сказал, что не надо. Молодому человеку это почему-то не понравилось и, слово за слово, он стал лезть на рожон. Мои соседи, видимо знакомые с ним, успокоили его. Несколько позже услышал ругань и крики. В конце вагона была потасовка на этой же почве.
Так продолжалось около 3 часов. Потом все странным образом стихло. Мои попутчики вернулись на свои места. Сидят тише воды, ниже травы. На их лицах читались страх и нервозность. О чем-то тихо шептались между собой. И тут женщина говорит мне:
- Молодой человек, пересядьте на нашу сторону, скоро сорвут стоп-кран, оттуда Вы можете упасть и травмироваться.
Заметив крайнее удивление на моем лице, мои попутчики стали рассказывать, что давно ездят этим маршрутом и в одном и том же месте кто-то в поезде срывает стоп-кран. Далее заходят бандиты со спортивной сумкой и собирают дань, как они выражаются, "на общак". Признаюсь, я не поверил им, но, тем не менее, пересел.
Время неумолимо бежало, приближая час "Х". Нервы попутчиков стали сдавать. Женщина начала плакать и, уткнувшись лицом в грудь мужа, приговаривала:
- Боже, как надоело жить! Если бы не дети...
Он прижал ее к себе и стал гладить по спине.
И тут что-то загрохотало и завизжали тормоза. Поезд в пару секунд остановился как вкопанный. Хорошо, что я послушался попутчиков и пересел на их сторону, иначе бы перелетел и шлепнулся об стенку.
На несколько минут воцарилась жуткая тишина. Потом послышались голоса.
- Это они! - с ужасом в глазах произнесла женщина.
Вскоре в наш закуток заглянули трое здоровенных накаченных парней. С предельно наглыми рожами, будто презирали всю вселенную.
- А-а-а! Знакомые лица! - один из них подошел к моим попутчикам, - давайте, скидывайтесь.
Те протянули несколько купюр:
- Сегодня почти ничего не продали, - робко произнес мужчина.
- Смотри у меня, допрыгаешься! - произнес детина и хладнокровно стукнул его кулаком прямо по носу. Сразу же закапала кровь. Женщина прикрыла мужа собой и взмолилась:
- Побойтесь бога, что вы делаете?!
Детина обратился ко мне:
- А ты чем порадуешь?
Я вытащил из кармана какую-то сумму и протянул ему. Видимо удовлетворил. Бандит стал рассматривать висящие на моей шее золотые цепочку с крестиком. Не могу понять почему, но отбирать не стал, и они пошли дальше.
Минут через пятнадцать весь вагон был переполнен мужским и женскими криками. Я выглянул в коридор и увидел, как эти трое зверски били одного мужчину. Тот отчаянно отбивался, надрывно крича:
- Суки, твари, пидоры!!!
- Витя, не надо, умаляю тебя! – кричала молодая женщина, пытаясь защитить его.
Один из бандитов схватил ее за волосы и так швырнул в сторону, что та с грохотом ударилась головой об угол и осталась корчиться на полу. Получив несколько мощнейших ударов в лицо и живот, протестующий оказался на полу. Там его продолжали бить ногами, с остервенением, беспощадно, явно с целью нанести увечья. Парень притих, но продолжал шевелиться. Один из бандитов наклонился над ним:
- Следующий раз будет последним, предупреждаем!
Парень попытался плюнуть в него, но вместо этого изо рта вырвались слабые брызги крови с пеной, приземлившись на его же подбородке. В тот же момент он получил удар по голове армейским ботинком с толстой рифленой подошвой. Удар не лег основательно в цель, скользнув в сторону. Детина повторно поднял ногу и, тщательно прицелившись, с предельной силой нанес второй удар, словно хотел расплющить лежащему голову.
- Готов! – с довольной рожей произнес главный, хлопнув товарища по плечу.
Бандиты пошли дальше, в другие вагоны. Примерно через час поезд тронулся. Впервые за все время появились проводники. С совершенно спокойными лицами. Только поворчали немного по поводу залитого кровью коридора.
Да, в 90-е годы было больше свободы. Свободы маразма и вакханалии…