Экологическая культура

Александр Ивашкевич
       В начале третьего тысячелетия  новой эры перед человечеством возникла дилемма: либо деградировать и погибнуть в ближайшие десятилетия в глобальной экологической катастрофе, либо коренным образом  изменить своё отношение к природе.  Переход  от антропоцентризма к  геоцентризму и оценка человеком  себя  не как  "царя  природы",  а как  одного из элементов биосферы  являются одними  из жизненно необходимых задач современной цивилизации.   Пришло время восприятия  каждым человеком планеты  Земля, среды  обитания человечества как собственного  дома, квартиры, комнаты и даже  как  собственного  тела! 
       Благодаря имеющимся сейчас возможностям перемещения и коммуникации окружающий человека мир неумолимо  уменьшается, локализуется  в ощущениях людей   до  размеров  протянутой руки.  Человечество стало не только геологическим фактором формирования ландшафта и климата  Земли,  но и определяющей силой  её существования вообще.  Люди  реально в считанные дни   могут погубить всё живое на планете и даже разрушить её.
       В результате человеческой деятельности  за последние  50 лет  было уничтожено более  90%  всех мировых запасов крупной рыбы  и  70%  мировых  лесов.   Двадцать два процента  известных рыболовных районов океана  предельно  истощены или перегружены  интенсивной эксплуатацией,  а еще 44% находятся на грани истощения.  Около 30%   оставшихся на Земле лесов раздроблены на части и вырубка в них идет со скоростью 130  квадратных километров  в год .  Ежегодно химическая промышленность выпускает более 100 миллионов тонн 70 000 различных органических соединений, и ежегодно к ассортименту добавляется около 1 000 новых веществ. Лишь малая доля этих химикатов достаточно проверена на безвредность для человека и окружающей среды.  Погибли 45 тысяч озёр…
       За последние  50 лет человек уничтожил четверть всех видов птиц, 11 % остальных — на грани вымирания. Вымирание, кроме того, угрожает 18 %  видам млекопитающих, 5 % рыб и 8 % видов растений.  В общей сложности 30% всех известных ресурсов планеты израсходованы, тем временем население планеты неуклонно растет. 
       Если  200-300 лет тому назад выбросить мусор за дверь своего дома или двора  было практически незаметно для местообитания человека,  -  всё равно как в никуда,  -  то сейчас такие действия  приводят к необратимым изменениям  окружающей человека  экосистемы.  Людей стало слишком много – за время жизни современного человека численность населения возросла в  три  раза, -  давление  материальной  культуры на природную среду  всё больше превышает  возможности её воспроизводства.   
       В этих условиях  экологизация  как естественно-научного, технического  образования  (химическая экология, инженерная экология, космоэкология и т.д.),  так и экономических,  социальных (эконология, экология человека, энтоэкология и т.д.) дисциплин, становится одной из важнейших и  актуальных  проблем.
Под  "экологизацией"   подразумевается  процесс  последовательного   усвоения  людьми экологических знаний, законов  о функционировании и развитии экосистем различных масштабов, воспитание у людей экологической культуры  начиная с детского сада  и непрерывно продолжая на всех уровнях  образования и технологической деятельности. 
       Экологическое образование и экологическое окультуривание  всех видов природопользовательской   деятельности человека сейчас стало важнейшей общечеловеческой задачей  с целью максимального предотвращения отрицательных антропогенных воздействий на окружающую  среду.
       Стало очевидным  практически  всем образованным и ответственным людям   на всех управленческих уровнях, что,  если сохранятся современные темпы социально-экономического развития общества при прежнем  отношении к природе, то в ближайшие десятилетия произойдет глобальная  и необратимая экологическая катастрофа, что приведёт к  гибели всего человечества. Это можно предотвратить только путём  всеобщего экологического образования и внедрения экологической культуры. 
       Экологическое образование  -  это непрерывный процесс  обучения,  самообразования, накопления опыта и воспитания личности, направленный на формирование ценностных критериев, поведенческих норм, специальных знаний и практических навыков по сохранению окружающей среды, рациональному природопользованию и минимизации экологических рисков при эксплуатации природных ресурсов.
       Необходимость и обязательность экологического образования для формирования культуры в самом широком смысле этого понятия и экологической культуры,  в особенности,  каждого человека  отражены   в ряде международных документов, посвященных охране окружающей среды (например, в документе Конференции ООН по окружающей среде и развитию «Повестка дня на XXI век» (Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г.)  и  закреплены  в России  в ряде законов, постановлений, указов и  иных нормативных правовых актов Российской Федерации :    положениях Конституции Российской Федерации ,  федеральных законов от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" .
       Так,  в статье 71  Закона «Об охране окружающей среды (с изменениями на 28 декабря 2016 года) (редакция, действующая с 1 января 2017 года)»  говорится:  "В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма."
         А в статье 74:
"1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации…, средствами массовой информации, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность…".
       Овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля,  должно обеспечиваться  обязательным преподаванием основ экологии.
       Кроме того, этот закон требует, чтобы руководители министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и иные должностные лица, связанные с деятельностью, оказывающей вредное влияние на природу и здоровье человека, имели необходимую экологическую подготовку.
       Преподавание основ экологии в учебных заведениях, к сожалению, часто подменяется чтением курсов по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. Эти дисциплины должны входить в программу профессиональных дисциплин для средних и высших учебных заведений в соответствии с профилем их специальности. Важнейшими целями экологического образования являются овладение экологическими знаниями, умениями и навыками и формирование экологической культуры у всех  специалистов, в той или иной мере влияющих на  состояние окружающей  природной среды.
      Что такое "экологическая культура"?  Существуют различные подходы к тому, что понимается под экологической культурой.  Например, в отечественной юридической литературе экологическая культура определяется как "совокупность экологического сознания и экологического поведения человека, способ организации и развития жизнедеятельности в системе ценностных ориентаций и экологических норм взаимодействия с окружающей средой на основе экологических знаний, навыков и умений" .  Можно определить экологическую культуру как  действующую систему ценностей, норм, знаний, навыков и институтов, определяющих характер практических отношений человека и общества с окружающей природной средой.   Можно  дать наукообразное, описательное  определение:   это  составная часть общей  культуры человека,  определённая  система социальных правил, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, определяющих гармоничное, устойчивое сосуществование  людей  и природы. 
       Понятней и конкретней экологическую  культуру  можно  определить как  такую совокупность человеческих ценностей,  согласно которой  человек  свой подъезд, дом, двор, улицу, город, страну, континент,  всю Землю и космос воспринимает, ощущает, относится к ним, как к собственной квартире, комнате, постели, одежде. Когда на инстинктивном уровне самосохранения  у человека не поднимется рука  выбросить из окна квартиры, автомобиля, корабля обёртку от конфеты или жвачки, пластиковую бутылку, оставить за собой мусор на улице, в лесу, на озере, слить отходы производства в реку… Экологическая культура должна стать элементом нравственности и морали каждого человека человека.
       В правовой системе Российской Федерации нет отдельного закона "Об экологической культуре" и на федеральном уровне не дано специального законодательного определения понятия "экологическая культура".  13 июля 2001 г. на рассмотрение Государственной Думы был внесен проект федерального закона № 90060840-3 "Об экологической культуре" .
       В  законопроекте предполагалось регулирование отношений органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, возникающих в процессе деятельности по формированию в обществе экологической культуры.  Было предложено   следующее  определение экологической культуры: "экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой, преемственно формируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека".
       Однако в 2009 году законопроект был отклонен Государственной Думой. 
       Почему?
       Тем не менее, идея принятия закона об экологической культуре периодически обсуждается в экспертных кругах на различных уровнях.  В  ряде  субъектов  Российской Федерации (Архангельская,  Воронежская, Калининградская,  Орловская,    Владимирская,  Иркутская,  Костромская  и Ленинградская  области,  Краснодарский  край,   Ханты-Мансийский  автономный  округ – Югра)  приняты законы об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения региона. Законы устанавливают правовые, организационные и экономические основы осуществления экологического образования, просвещения населения, создают условия для формирования его экологической культуры, определяют полномочия органов государственной власти в указанной сфере, а также дают определение понятия "экологическая культура".
       Создание благоприятной для устойчивого развития общества экологической ситуации в России во многом зависит от эффективной государственной и региональной политики экологического образования населения.  Для этого необходима реализация , по меньшей мере, следующих основных принципов:
1. гарантированность приобретения каждым гражданином экологических знаний;
2. обязательность и приоритетность экологических знаний в системе образования на всех его уровнях;
3. открытость в вопросах реализации государственной политики в области экологического образования;
4. унификация методологии формирования экологической культуры.
       В  экологическом образовании, как и в любом другом,  можно выделить три основные группы вопросов, решение которых обеспечит наиболее качественную  подготовку специалистов любых общественно значимых направлений нового экокультурного  уровня:
1. Что преподавать и чему обучать?
2. Каким образом это делать?
3. Кто должен обеспечивать процесс экологического образования?
В настоящее время человечество большую часть сил и средств тратит на преодоление, ликвидацию вредных последствий нерациональной и недальновидной хозяйственно-экономической деятельности. Во многом это обусловлено тем, что в экологическом образовании населения (особенно на первых его уровнях) центр внимания чрезмерно смещен на изучение следствий, а не причин, приведших к этому.
       Такой подход существенно затрудняет выбор и реализацию наиболее эффективных путей гармонизации взаимоотношений между человеком и естественными экосистемами. В этой связи стоит вспомнить довольно ортодоксальное утверждение американского эколога Р. Риклефса ( «Основы общей экологии», М., 1979) о том, что человеку в большой степени следует предъявить обвинение в том, «что он не сумел с должным вниманием отнестись к законам, лежащим в основе экономики природы», а  вовсе  не в загрязнении  окружающей  среды своими отходами производства.   Хотя…
       В Подмосковье проживают менее 5% населения России, а мусора производят более 20% от всероссийской мусорной кучи.   Общее количество отходов, ежегодно закапывающихся на территории Московской области  - 10 миллионов тонн. И если почти половина промышленных отходов  перерабатывается, то бытовой мусор  перебирается менее 1%!   
       Одной из основных  проблем современного экологического образования следует признать формирование у населения системного понимания взаимосвязи явлений, процессов, происходящих в природе и  в обществе, законов развития и устойчивого функционирования биосистем разного уровня организации (от отдельных особей, в том числе и человека,  до биосферы и ноосферы), целей существования человечества на Земле. При этом необходимо давать представления как о закономерностях устройства физической, химической и биологической составляющих окружающей среды, так и способствовать пониманию социально-экономической обстановки в современной России и конкретных регионах, а также тенденций развития общества.
       Основная цель экологического образования должна  состоять   не только  в овладение набором экологических знаний, умений и навыков, но и в значительной степени в формировании экологического мышления, мировоззрения, экологической культуры у населения.
       Экологическая  культура должна обеспечивать  органическое восприятие  и системное усвоение всей  совокупности духовных ценностей, норм, отношений, которые способствуют обеспечению устойчивого развития биосферы и человечества как её составляющего компонента. Становится все более очевидным, что преодоление экологического кризиса невозможно без экологического «окультуривания», воспитания экологической нравственности населения.
       Стержнем экологической культуры и нравственности должно стать ответственное отношение каждого человека к окружающей  его природной среде, в том числе и к себе, которое возможно только при осознании экологически о предопределённых  границ производства, потребления и поведения. Понимание того, что окружающий нас мир, включая и само человечество, его развитие и существование взаимозависимы, неразделимы и  представляют собой целостную единую систему, должно стать основой (парадигмой) любой человеческой деятельности.
       Остальные  выделенные  нами проблемы  экологического образования являются более сложным и менее разработанным методически  комплексом. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что экологическое образование, основывающееся только на формальном образовании, будет неэффективно. Как совершенно справедливо утверждал  ещё в 1990 году,  Генеральный директор ЮНЕСКО  Ф. Майор,  «наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому …простую и убедительную мысль: люди - это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь». Людей необходимо привлекать к практическим исследованиям и контролю состояния окружающей среды, включая вопросы качества пищевых продуктов, питьевой воды, воздуха и т.д. Это возможно реализовать только посредством вовлечения населения в местные и региональные программы мониторинга и обеспечения качества  окружающей среды. 
       В Государственном социально-гуманитарном университете (г.о. Коломна) данные задачи реализуются как в процессе аудиторного преподавания экологии  практически на всех факультетах, так и путём  непосредственного вовлечения студентов в контроль качества их территорий  проживания (вода, воздух, почва , радиация  –  химики, физики, технологи) и пищевых продуктов (товароведы) и улучшения качества окружающей среды.
       В Подмосковье по инициативе губернатора с 2012  года  реализуется программа "Возродим леса Подмосковья!". Пожары 2010 года принесли лесам Подмосковья огромные потери. Студенты и преподаватели ГСГУ приняли активное участие в этом движении : было высажено более 40 000 саженцев сосны и лиственницы на территории Коломенского и Луховицкого районов. 
       Наши студенты, в рамках областной акции "Аллея Славы", посвящённой 75-летию обороны Москвы ,  в  Коломне в микрорайоне Колычево и на набережной Дмитрия Донского  участвовали в посадке лип.   Были, также, также высажены 41 туя (0,2 га) на территории студенческого городка ГСГУ,  различные деревья в Парке Мира (0,3 га) и на территории лагеря ГОУ ВО МО «ГСГУ» в Озёрском районе д. Свиридоново.
       Студенты филологического факультета ежегодно занимаются благоустройством территории и уборкой мусора в усадьбе Ф.М.Достоевского «Даровое». 
       Все эти мероприятия,  несомненно,   способствуют  расширению и углублению уровня  экологических знаний у студентов, воспитанию чувства гражданской ответственности за сбережение, рациональное использование  и восстановление лесных ресурсов,  исторических и памятных мест и объектов, формированию экологической культуры.