О вреде национальных идей

Екатерина Щетинина
Все говорят о необходимости национальной идеи. Что, мол, срочно надо ее найти. Тут спору нет, найти надо. Без идеи как путеводной звезды нет смысла длить и свое личное существование и род продлевать. Без идеи ты просто преющий комочек, по меткому образу Л.Н.Толстого.

Но какую идею нам найти? И как ее определить именно для России? Кто-то уже определил – как наглость и хамство (актер Серебряков) или как сплоченность перед угрозой (Андрей Кончаловский). Есть и еще варианты - как связующего звена между востоком и западом или объединиться под мемом инновационности как стремления к знаниям.
 
Но лично меня в этой теме смущает вот что: разве великая идея может быть чисто- или узко-национальной? Особенно в России! Я сейчас не о том, что наша страна сверх-полинациональна. А о том, что русская душа как то, что в нас жаждет той самой идеи, всегда стремилась выйти за рамки не только национальных, но и земных идей. Она сколько себя помнит, всю жизнь (жизни) тяготела к идеям космического плана. И на уровне простых людей «Всю-то я вселенную проехал» и странной тяги-любви к НЛО, и на уровне светочей мысли ранга Вернадского, Федорова и Циолковского.

Поэтому повторюсь: не может настоящая идея – как дочь идеала – быть национальной! В принципе не может – в силу своего масштаба и его несопоставимости только с одной нацией. Идейка – да, может. Но в силу своей мелкости она послужит не высоким идеалам, а приведет к обогащению одних и к бедствиям для многих и многих. Мы это проходили и не раз.

Вот почему пресловутое выражение «национальная  идея» - не просто заблуждение, а придумка сатаны, суть которого, как известно, есть ложь и разделение вся  и всех. В том числе (и особенно!) по национальному признаку. Привязка, обрезание идеи до границ нации, даже самой крупной, одаренной и доказавшей свою значимость для мира, свою прогрессивность и добрые намерения - это сведение Божьего дара к яичнице - в лучшем случае.

Другое дело, что к какой-либо великой идее тянется-тяготеет в большей мере тот или иной человек, заражается ею, распространяет вокруг как грипп или другой вирус (а идеи имеют именно вирусную природу), а в итоге – народ, нация.

Таким образом, можно говорить о процентной доле от общей численности нации, подверженной влиянию идеи, восприимчивой к ней и служащей ей – порой до самопожертвования и крайностей в виде фанатизма. Иными словами, правомерно говорить не о национальной идее, а о сродственности тех или иных наций тем или иным идеям. Отчего зависит такая сродственность? Это уже другой  интересный вопрос. Во многом от внутренних свойств души, ее устройства.

«Ни иудея, ни эллина» нет, если речь идёт о высокой идее - утверждает христианство. Бесспорно, идея Бога и Христа-Спасителя - это идея космического плана. Но почему она не устраивает сегодня многих, особенно молодых людей? Или дело не в самой идее, а в ее трактовке?

Может быть, стоит говорить точнее – об идее преображения? Ведь именно это сердцевина учения Христа. Об идее твоего личного и затем коллективного апгрейда, превращения гусеницы в бабочку,  идее того, чтобы стать чем-то качественно Иным. В том числе бессмертным. Стать тем, кто выше сытости (М.Горький). Неизмеримо выше...

Нового человека хотел сформировать социализм-коммунизм. Так как без него, носителя такого нового сознания, нет и не может быть коммунизма в принципе. Да и Гитлер, следуя концепции Ницше, хотел «сформовать» сверхчеловека… Да, эта великая идея выродилась в нечто чудовищно-противоположное, опирающееся на насилие. Сверхчеловек должен был взрасти через сверхнасилие. А почему выродилась? Именно потому что стала чисто "национальной"!!!

Но всё это не может отменить идеи Преображения. Мы хотим на САМОМ ДЕЛЕ, мы жаждем стать кем-то ИНЫМ! Не-животным, не рабом других людей и своих привычек. Не преющим комочком...

Однако здесь важно уяснить одно:  никакой народ или нация не имеет права сделать столь великую идею своей, только национальной. Служить ей - да, пожалуйста. Как служили святые подвижники, сестры милосердия, самоотверженные ученые, просто незаметные, но истинные учителя духовности и культуры, опирающейся на высшие знания. Такие Знания - которые качественно ПРЕОБРАЖАЮТ ЧЕЛОВЕКА.

Идея Преображения была, есть и будет витать около нас. Со времен древних государств с их сократовым презрением к смерти и просветленческими мистериями в виде закапывания на пару суток, с безумными катарами средневековья, очарованными странниками и бессребренниками Лескова, Агни-йогой и Живой Этикой двадцатого века и т.д.
Она, эта идея, неуничтожима и космически богата на варианты, что доказывает ее несравненную "великость".

Более того, если эта идея не приживется окончательно и не реализуется в определенной мере, создав критическую массу преображенных, то выжить нам как виду двуногих не получится...

Сейчас не будем говорить о том, КАК технологически совершается Преображение.
Сначала разберемся, ПОЧЕМУ эта мегаидея как никакая иная подходит "этим ненормальным русским" (опять-таки не всем, а какому-то проценту, но довольно значимому)?

Свой ответ предоставляется найти желающим.
С помощью не только глубочайших психологических изысканий человека как феномена Игнатием Брянчаниновым, Павлом Флоренским иж же несть числа, но и по сути наших современников - Андрея Платонова и Николая Островского, Ефремова и Беляева, Солженицына и Василия Шукшина и прочих исследователей человеческой души, неудержимо рвущейся в горний мир из насквозь уже обкаканных, тесных пелёнок...