Смерть друга

Александр Киселев 6
               
     Нас свело несчастье. Дочь Левы Марина лежала в клинике, где я работал врачом. Несмотря на все наши усилия, девочка умерла. Да и спасти ее было невозможно, так как опухоль поразила почти весь организм. Как это не странно, но мы за время болезни девочки сблизились и после ее смерти часто встречались. Вскоре его жена Катя родила дочку Татьяну, в которой они души не чаяли.
    В то время они жили в общежитии, а Лева на стройке работал плотником. Вообще-то по образованию он был краснодеревщиком, и у него были золотые руки. Однако желание получить жилую площадь в Москве привело его на стройку, где он работал за квартиру.
    Он был очень добрым человеком и никому не отказывал в помощи. Нередко после работы или в выходные дни он ездил помогать друзьям и родственникам. Создавалось впечатление, что  Лева никогда не отдыхает, а все время трудится. И это было действительно так. Ведь он так хотел как можно скорее перебраться в свою квартиру, а для этого нужно было быть лучшим рабочим на стройке среди других. Он  не жалел себя  и соглашался работать в любых условиях в роли плотника и каменщика.
     И вот этот день настал. Семья получила небольшую двухкомнатную квартиру, которую он сам фактически  построил и довел до ума. Переезд на новое жилье почти совпал с другим приятным событием – ему выделили участок где-то в Калужской области для дачного строительства. Теперь все свое свободное время он проводил там, где не только строил в любое время года, но и занимался огородом. Там же он построил большой парник на фундаменте и застеклил его.
     Шло время. Наше общение доставляло всем нам радость. Приближалось время выхода Левы на пенсию. Он хотел еще немного поработать, чтобы достроить дачу и переехать туда вместе с женой и дочкой, хотя бы на летний период.
    Как-то раз за столом Лева пожаловался мне на боли в спине. Других жалоб у него не было, да и внешне он выглядел здоровым. Такие боли можно было объяснить тяжелой работой на стройке и даче. Обследоваться в поликлинике он не захотел за неимением времени. Его жена иногда звонила мне по телефону и жаловалась на плохое самочувствие мужа и нежелание обследоваться. К тому времени у него иногда возникала задержка мочи.
    Такие жалобы стали волновать меня все больше и больше, и, наконец, я настоял на том, чтобы Лева приехал ко мне в институт на консультацию и амбулаторное обследование. При первом же осмотре уролог, которому я представил Леву, как очень близкого друга, почти брата, обнаружил у него значительное увеличение предстательной железы, а уровень ПСА (простат-специфического антигена) превышал все допустимые нормы. Стало ясно: у моего друга рак предстательной железы. Теперь нужно было исследовать кости, чтобы уточнить распространенность процесса. Когда я взглянул на полученное изображение костной системы, то оторопел: все кости, включая ребра, череп, позвоночник были поражены опухолевым процессом. Сразу же стала ясна причина боли в спине.
    Диагноз был поставлен. Нужно было думать о том, что же делать дальше. Ясно было одно, что Леву не спасти, но насколько можно ему помочь, чтобы облегчить страдания и продлить жизнь. Обследовавший моего друга уролог тут же напрямую спросил: “Бабки у него  есть?”  Он имел в виду, конечно же, не иначе, как доллары. 
     - “Откуда у него могут быть доллары, если он простой рабочий на стройке” – заметил я.
     - “Тогда у твоего друга дела совсем плохи. У меня есть препарат, который может на какое-то время  приостановить процесс и уменьшить боль. Но он продается только за валюту”.
    Разговор шел в присутствии Левы, который, услышав это, пообещал достать доллары через знакомых. Уролог уточнил, что один укол препарата будет стоить 100 долларов, и таких инъекций нужно буде сделать несколько в зависимости от эффекта. На следующий день Лева вместе со мной пришел в кабинет уролога, тот взял деньги, открыл ящик стола, достал упаковку препарата и тут же сделал укол. После нескольких таких инъекций Леве на какое-то время стало лучше, но затем боли возобновились с новой силой. Теперь ему уже было трудно ходить, и он большую часть времени проводил в постели, страдая от боли. А вскоре он уже не мог заснуть.
    Видя страдания друга, я договорился в институте о госпитализации для проведения кастрации, которая могла дать хотя бы кратковременный эффект. Сначала последовало облегчение, но затем боли вновь усилились. Леву выписали домой на паллиативное  лечение. Нужно было при сильной боли вызывать неотложку. Ему делали наркотический укол, которого с трудом хватало на несколько часов. Теперь он уже не поднимался с постели. Из коренастого мужчины крепкого телосложения с развитой мускулатурой он стал медленно превращаться в старичка со страдальческим лицом.
     Я был в курсе состояния Левы, так как ежедневно созванивался с Катей по телефону. Но что я мог сделать, если медицина была бессильной!? Понимая, что конец близок, я решил ежедневно после работы навещать Леву, чтобы как-то облегчить его существование. Я брал с собой бутылку коньяка, приезжал к нему, и сидя рядом с ним, пытался отвлечь его от грустных мыслей. Мы вспоминали, как ездили большой кампанией на его родину в Нелидово, как ему удалось получить квартиру в Москве и построить дачу, какие у него были огромные планы после выхода на пенсию. Я старался шутить, рассказывал смешные истории, и на лице моего друга нередко появлялась улыбка, а цвет лица улучшался.
     Жена Катя в тот же вечер перезванивала мне и говорила, что мои приезды очень помогают Леве психологически, да и боли, как будто бы, беспокоили его меньше. Здесь помогал, конечно же, и коньяк, который  я приносил. Однако процесс прогрессировал, и вскоре ни мои приезды, ни коньяк уже не помогали. У Левы уже не осталось сил разговаривать и  реагировать на происходящее вокруг. А через несколько дней позвонила Катя и сказала, что Левы больше нет.
     Смотреть на Леву в гробу было тяжело. Усохшее тело явно не вписывалось в гроб для двухметрового человека. Он никак не хотел помещаться ни в простом, ни даже грузовом лифте, и нам пришлось нести его почти в вертикальной положении по пожарной лестнице. На улице собралось много народа из дома и с работы. Все любили и ценили такого редкого человека, который сделал столько добра для семьи, друзей и государства.